Всем известно, что при покупке техники не все
решают объективные факторы. Многое зависит от умения конкретного
менеджера продавать. Говорят, что в полиграфии небольшие начальные
инвестиции и высокая рентабельность. Но даже представители банков
и лизинговых компаний признают, что рентабельность в полиграфии
такова, что при покупке оборудования едва хватает покрыть проценты
за кредит. А если технику берут в кредит, значит, не так уж
и малы инвестиции.
ОПТИМИЗМ И РЕАЛИЗМ
Посмотрите, как оптимистичны наши поставщики
относительно перспектив развития полиграфии в России. И рынок
у нас растет, как на дрожжах, и экономика в целом находится
на подъеме... И это весьма разумно с их стороны. Но реально ли?
Финансовые показатели одной единственной небольшой типографии
могут представлять собой темный лес. А полиграфия - еще далеко
не самая закрытая отрасль российской экономики. Откуда же известно
о ее росте? Да и рост, о котором говорит официальная статистика,
следует отличать от фактического. Не секрет, что экономика наша
растет в основном в денежном исчислении, а не физически. Цитаты
из журналов вызывают ностальгические воспоминания о временах
развитого социализма: «С ростом благосостояния населения растет
потребление товаров, а, следовательно, и этикеток». Хотя всем
известно, что это благополучие основано только на благоприятной
ситуации с продажей энергоносителей. А полиграфия очень зависит
от состояния прочих отраслей экономики и болезненно реагирует
на любой не то что кризис, а хотя бы намек на него. Слишком
быстро забыт печальный опыт перестройки и дефолта, когда даже
журналы и газеты (те, что выжили) выходили через раз, а рекламный
бизнес и вовсе впал в анабиоз.
Говорят, что у нас большие перспективы, потому
что у нас меньше типографий на 100 тыс. населения, чем в развитых
странах. Почему-то при этом забывают, во сколько раз больше
бумаги на душу населения расходуется в этих самых развитых странах,
чем в России. И количество этих самых душ ежегодно уменьшается
почти на миллион. И на каком основании полагать, что мы догоним
развитые страны по уровню жизни? Или преодолеем демографический
кризис? Нет таких оснований. Я и сам бы не против жить в богатой
и процветающей России... Но надо же мыслить реально.
БИЛЕТ НА ТИТАНИК
Означает ли все вышесказанное, что не следует
приобретать новое оборудование? Рискую рассердить вас, но я
имел в виду совсем другое. Наоборот, чтобы удержаться в полиграфии,
как раз сейчас и следует развивать производство. Но производство
уже существующее. Бесконечное клонирование новых «бизнес-проектов»,
которые не отличаются друг от друга ничем, кроме названия, приводит
только к тому, что прибыли у всех участников рынка (кроме поставщиков,
разумеется), падают. Дело может кончиться полным коллапсом отрасли.
Так что надо определяться: либо браться за развитие предприятия,
либо уж избавляться от него.
Диву иногда даешься, как просто, оказывается,
разбогатеть в России! Открывай типографию, покупай четырехкрасочную
печатную машину второго формата - и греби денежки. Конечно,
потом окажется, что все не так. И новоиспеченному полиграфисту
не менее грамотно объяснят, что для успешной конкуренции нужны
уникальные преимущества, которые у него появятся, как только
он приобретет дополнительно то или иное оборудование. Так оно
и есть, преимущества основаны на «железе». Но вот подходить
к подбору новой техники следует крайне осмотрительно. Менеджеры
поставщика очень грамотно объяснят, что в современном бизнесе
малейшее отставание от конкурентов грозит большими неприятностями.
И приведут пример, авторство которого принадлежит Л. Кэроллу:
«Чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил. А чтобы
двигаться вперед, надо бежать еще быстрее». На эту же тему есть
анекдот. Журналист берет интервью у долгожителя:
– Вы, наверное, не пили, не курили, вели умеренный
образ жизни...
– Да, и это тоже, конечно. Но главное - я опоздал
на «Титаник»!
Ужасно обидно будет «успеть на «Титаник»» и
оказаться владельцем какого-нибудь экзотического устройства,
изготовитель которого снял его с производства, а то и вовсе
закрылся.
ЭТО КОМАНДНАЯ ИГРА
Нет, я вовсе не хочу сказать, что интересы
поставщика и полиграфиста обречены на антагонистические противоречия.
Но, как известно, в России слишком многое зависит от конкретной
личности: начиная с Президента и кончая дворником. «Поставщик»
- это менеджер, который, к сожалению, не всегда думает о благе
клиента и даже собственной фирмы. Он бы, может, и хотел подумать,
но мешает слабо отработанное взаимодействие между менеджерами.
Например, один из них предлагает типографии печатную машину,
но забывает сообщить коллеге, что в той же типографии хотят
приобрести CТP. А ведь в команде важно взаимодействие. Если
не будет голевых передач, то и от «звезд» в итоге мало толку.
Или, например, предлагая CТP, менеджер стремится
всучить всякую автоматику, даже если она и не нужна. Да на эти
деньги можно что-то другое предложить: устройство для переворота
стопы с аэрацией и вибросталкивателем, например. Вот где нам
автоматики не хватает! Но «не ругайте пианиста»: как организована
система оплаты, так он и работает. А вот у спортсменов платят
и за голевую передачу.
В конечном счете и полиграфисты, и поставщики
- тоже одна команда. К сожалению, пока наша сборная играет не
в лад и проигрывает иностранным полиграфистам. Вот если мы научимся
играть все вместе, тогда и будет повод для оптимизма.