НОМЕР 9 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Евгений
БУТМАН

Холдинг ECS
Президент

ГАРТ: Евгений, раз в год выходит номер ГАРТ, посвященный офсетной печати. Поделитесь своим видением этого рынка.

Е. Б.: По моим наблюдениям, в последние два года происходят интересные изменения, связанные с форматом машин. В период после кризиса 1998 г. был всплеск продаж малоформатных моделей. Потом, с 2001 г. начался взрывной рост сектора полуформатного оборудования. В прошлом году начался новый этап - существенный рост продаж машин полного формата.

Компанией HGS за период 2003–2004 гг. было продано всего 11 секций полного формата, а за 2005 и 2006 гг. - уже 50 секций. Можно реально сравнить, насколько выросли продажи. Статистика у производителей ведется по заказанным машинам, но, естественно, машины заказываются под конкретных клиентов. Как я понимаю, подобные тенденции характерны и для других производителей.

ГАРТ: Как вы думаете, с чем связан рост?

Е. Б.: Есть целый ряд причин, определяющих рост сектора полноформатного оборудования. Первое - это изменение финансовых условий приобретения, благодаря которому у заказчиков появились новые возможности. Второе - зрелость производства. Типографии уже в состоянии работать с серьезной техникой. Ведь хорошие машины появились не год назад. Просто не было ни соответствующих заказчиков, ни квалифицированного персонала, ни умения. Сейчас все это есть. Третья причина в том, что типографии научились работать с дорогостоящей техникой с точки зрения экономики. Правда, не все и не на сто процентов, но прогресс налицо.

Кроме того, Россия все-таки стала занимать какое-то место в международном разделении труда, наладились межрегиональные связи...

ГАРТ: Это то, что касается больших листовых машин. А что произошло с другими форматами?

Е. Б.: Малый формат, на мой взгляд, все-таки умирает. Такие выводы делались уже на drupa 2000, где было представлено множество цифровых копиров. Но это было только начало. И если в больших форматах приход «цифры» пока неочевиден, то в малых она уже все завоевала.

Если говорить про полуформатные машины, то они заняли то место, которое, в принципе, и должны занимать. Я бы сказал, что здесь есть два ключевых подсегмента. В одном - дешевые модели, 2–4 секции, в базовой конфигурации. Это такие «рабочие лошадки», которые вытягивают основной объем рутинной работы. У них весьма большой ресурс, и здесь существует развитый рынок подержанного оборудования, хотя преобладает все-таки новое. Такие машины - самые популярные как с финансовой точки зрения, так и по показателю «цена-производительность».

Второй подсегмент - полуформатные машины для специальных задач, с рядом дополнительных функций, машины с переворотом (перфектингом) и т. д. У нас в стране про такую технику говорят «заряженная» или «навороченная». Мощные универсалы, с помощью которых можно решать абсолютно любые задачи - с автоматизацией, быстро настраиваемые, работающие с широким диапазоном материалов. У MAN Roland это 500-я серия. Этот подсегмент тоже очень быстро растет, в России любят работать с универсалами.

Кроме того, у нас, как и ранее на Западе, начали играть возрастающую роль такие факторы, как скорость переналадки, быстрота и удобство работы. Типографии стали использовать полностью автоматические процессы - автоматизированные СТР, печатные машины, послепечать - чтобы добиться максимальной производительности труда.

ГАРТ: Итак, мы выяснили, чего хочет рынок. Теперь давайте поговорим о соотношении сил на нем.

Е. Б.: Я считаю, что начало 2006 г. определил последний «ПолиграфИнтер», на котором были широко представлены японские машины: Ryobi, Komori, Mitsubishi и др. Поэтому про традиционное соперничество немецких и японских производителей можно сказать, что в первом полугодии активнее в целом были японцы, второе же восстановило привычный баланс сил.

Если говорить конкретно о том, кто играл ведущие роли в этом году на российском полиграфическом рынке, то надо отметить крайне агрессивную политику Heidelberg, которая, насколько мы видим, дала очень хорошие результаты. Я считаю, что интересным явлением этого года был, выражаясь спортивной терминологией, спурт машин Komori. Думаю, неплохо сработал и HGS. Правда, результаты первого полугодия могли бы быть и лучше.

ГАРТ: Но у вас теперь две ведущих марки оборудования - MAN Roland и Ryobi. Как будет построена работа?

Е. Б.: В Европе совместное существование этих двух брендов - довольно распространенное явление. В малом и среднем форматах нам удалось выстроить единую линейку оборудования. Выглядит это примерно так: Roland 200, Ryobi 786 и 75, а дальше 500-й Roland. Получилось удобно и логично.

В полном формате мы возлагаем большие надежды на новую машину Ryobi серии 920. Это оборудование несколько иного класса, нежели MAN Roland 700 и, тем более, MAN Roland 900. Машина чуть меньшего формата и существенно дешевле. Они между собой не конкурируют. И, как показывает опыт, должно пройти 2–3 года, чтобы рынок ее принял. Пока мы работаем штучно.

ГАРТ: Наверное, уже есть предварительные результаты этого года и какие-то планы на следующий?

Е. Б.: По Roland мы еще в 2005 г. вышли на уровень 70–80 секций в год. Треть из них приходится на первый формат. Эти цифры и это соотношение сохранятся и в текущем году. Кстати, у MAN Roland инфраструктура по машинам полного формата лучше. Сейчас у нас идет серьезная перестройка служб сервиса и поддержки заказчиков - для компании, которая традиционно специализировалась на секторе полуформатного оборудования, это довольно напряженная работа.

ГАРТ: А что можно сказать про Ryobi?

Е. Б.: Если в случае с MAN Roland счет традиционно ведется по секциям, то в Ryobi - по машинам. За 2006 г. из новых машин было продано шесть полуформатных, одна - полноформатная и стандартное количество малоформатных. Оборот по Ryobi был в 2006 г. в два раза больше, чем в 2005 г. Был рост и по неновым машинам. В следующие два года наша задача - на этом уровне и держаться. В полиграфическом бизнесе идеи типа «каждый год удваиваемся» - это афера. Такое может быть только в переходные для рынка периоды.

ГАРТ: То есть Вы, как хозяин компании, удовлетворены результатами 2006 г.?

Е. Б.: Я - да. Из всех акционеров я удовлетворен больше всех. (смеется)

ГАРТ: Евгений, мы не затрагивали тему рулонных машин. Как дела на этом рынке?

Е. Б.: Этот год оказался довольно значительным с точки зрения закрепления MAN Roland в сегменте газетных машин Uniset. Можно отметить новую очередь в «Советской Сибири», «Типографию Михайлова», установки в Уфе, Владивостоке и Минске.

Интересно, что в 2006 г. был совершенно оглушительный успех индийских машин. Причина этого - закрытие Рыбинского завода.

В журнальном секторе определенная веха для России - появление первой машины Lithoman. По количеству установок и по доле на мировом рынке эта машина занимает среди журнальных безусловное первое место. Начало положено, и уже сейчас обсуждаются следующие проекты.

Появление журнальных машин означает, что значительная доля качественной цветной печати переходит в Россию. Сначала были первые ласточки. В этом смысле «Алмаз-Пресс» - проект, опередивший время. Потом появились «Пушкинская Площадь», ППК... Этот процесс будет продолжаться.

ГАРТ: Чтобы вернулись все оставшиеся, в полиграфии должны измениться методы финансирования.

Е. Б.: Не стоит ожидать, что вся печать вернется в Россию. Полностью это не случиться никогда. Но движение идет. Всегда говорили: невозможно вернуть журнальную печать в Россию, пока не изменятся налоговые и таможенные условия. Они пока не изменились, а печать стала возвращаться. Так что здесь, скорее, вопрос психологии. Очень важно, что в Россию пришли западные издательства, которые стали делать не только глянцевые, но и огромное количество мягких цветных журналов, требующих не такого высокого качества печати и бумаги. Этот рынок растет и по числу изданий, и по тиражам. Кроме того, снова начали появляться корпоративные издания, которые исчезли на некоторое время.

Ну а на рынке коммерческой печати никакого спада никогда и не было. Получается, что стагнация только в книжном производстве, и рост номенклатуры книг приводит как раз к необходимости автоматизации для быстрого перехода с тиража на тираж, но «книжники» - самые консервативные типографии. Упаковка - сектор растущий, и если раньше она росла в объеме, то сейчас - в уровне сложности. За этим следует индустрия оснастки для высечки, ламинации, фальцовки и склейки, тянется потребность в квалифицированных сотрудниках, образование. То есть, если смотреть на количественные показатели, отрасль стоит на месте, но внутри происходят изменения, и они создают предпосылки для продвижения вперед.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
















































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства