|
Михаил
АППАЛОНОВ
«Линия График»
Генеральный директор |
|
Дмитрий
ЧЕРЕПОВСКИЙ
«Линия График»
Главный технолог |
ГАРТ: Михаил, ваша типография - крупнейшая
в секторе коммерческой печати. Сегодня вы активно развиваете
УФ-направление. Расскажите, почему именно УФ?
М. А.: Можно сказать, что мы шли к этому решению
методом исключения. Перед нашим разговором я пытался вспомнить,
с чего же все начиналось. В 90-е гг. стала появляться реклама
в метро. Сначала все печатали стикеры на обычной самоклеящейся
бумаге, а когда появились специальные требования к материалам,
пришлось осваивать печать на пленках фолиевыми красками.
Мы печатали А3 (!) формат на четырехкрасочной
Планете. Времени для высыхания требовалось достаточно много,
поэтому пытались найти альтернативу.
Решили попробовать «сухой офсет». С выставки
drupa 95 привезли формы Toray, но оказалось, что они проблемы
не решают.
Несколько позже приобрели лакировальную Планету.
Поставили на нее валики с УФ-стойкой резиной, чтобы наносить
хотя бы белила, ведь была проблема печати по металлизированным
этикеточным бумагам. Правда, результат нас не устроил.
А ВОТ И ОЧЕРЕДНАЯ УФ-МАШИНА
За это время мы научились замечательно печатать
фолиевыми красками. Оставалась нерешенной только проблема оперативности
- весь цех был заставлен палетами, на которых сохли стопки.
В конце концов решение созрело: в 2004 г. мы
купили Speedmaster CD 74–6LX универсальной конфигурации, в которой
могли использоваться и обычные, и УФ-краски.
Д. Ч.: По спецификации печать УФ-красками должна
была составлять не более 20–25% загрузки. На такое соотношение
мы и рассчитывали.
М. А.: Однако скоро выяснилось, что спрос на
УФ-печать гораздо выше. Нам приходилось, невзирая на очередь
из УФ-работ, ставить на машину обычный заказ, чтобы не «убить»
валики. Буквально через три месяца были приобретены специальные
УФ-валы. С лета 2004 г. и по сей день мы печатаем на Speedmaster
CD 74 только УФ-красками.
ГАРТ: И всем довольны?
Д. Ч.: Вполне. Значительно оптимизировали некоторые
заказы. Я всегда привожу пример, как мы раньше печатали упаковку
некого косметического продукта. Наносили белила с порошком,
сушили день-два, печатали триаду фолиевыми красками, снова с
порошком, опять сушили два дня. Потом клали УФ-лак на Steinemann.
По двум слоям порошка! Как только поставили машину УФ-печати,
тот же самый заказ стал делаться за один прогон.
ГАРТ: При таком резком возрастании производительности
встает вопрос загрузки.
Д. Ч.: Мы даже недооценили перспективы этого
рынка. Когда клиенты увидели преимущества УФ-печати, объем POS-продукции
в пакете заказов вырос многократно. То же можно сказать и о
заказах на упаковку - пластиковую и на металлизированном картоне,
который мы производили на тот момент уже сами.
М. А.: Объем загрузки был такой, что очередь
на машину стояла даже в «мертвые» январские и летние месяцы,
поэтому мы приняли решение о покупке машины большего формата.
В этом году поставили Speedmaster CD 102–6LX UV.
ГАРТ: Купили неновую в Европе?
М. А.: Да. Выбрали машину, пробег которой составлял
всего 45 млн за три года эксплуатации.
ГАРТ: Действительно, пробег небольшой.
М. А.: В Европе на УФ-машинах печатают, в основном,
упаковку. Наша же использовалась для производства коммерческой
продукции, поэтому была не настолько загружена.
Кстати, в Америке совсем другая ситуация. Во
время поездки, организованной компанией «Гейдельберг», мы посетили
несколько американских типографий, где стоят длинные машины
с переворотом. Есть даже 16-секционная, полностью УФ. В отличие
от Европы, в США печатают большие тиражи дорогой коммерческой
продукции, например, буклетов автомобильных компаний. Там востребованы
и специальные виды лакирования в линию, и печать по впитывающим
бумагам.
Д. Ч.: Это как раз то, что выгодно отличает
УФ-печать: нет высокого растискивания, хорошая проработка деталей
в тенях, и при этом не теряется ощущение благородного немелованного
материала.
Когда на российском рынке появился флокированный
картон, мы пробовали печатать по нему обычными красками. Получили
очень бледное, да еще и отмарывающее изображение. А УФ справляется
с тем же материалом идеально. Пришлось, правда, увеличить подачу
краски, чтобы была нормальная насыщенность. С помощью УФ-печати
можно делать интересные вещи. Например, имитировать шинельное
сукно на белом флокированном картоне.
ГАРТ: Но это все, видимо, небольшие тиражи.
М. А: Тиражи разные. Когда мы монтировали машину,
в очереди уже стоял заказ на упаковку - 250 тыс. листов полипропилена
первого формата.
Вообще, основная проблема УФ-печати - это,
конечно, стоимость краски. Она в 2,5 раза дороже обычной, и
при больших тиражах ее приходится считать очень внимательно.
Но в периоды высокой загрузки тиражи до 1 тыс. экз. мы можем
совершенно спокойно ставить на УФ, поскольку доля краски там
- минимальная.
ГАРТ: Не боитесь рекламировать УФ-печать? Вдруг
скоро на этот рынок выйдет масса конкурентов?
Д. Ч.: Стоимость УФ-машины и дополнительного
оборудования - значительный сдерживающий фактор. Цена на УФ-краски
уменьшаться тоже уже не будет. Поэтому выйти на рынок смогут
только те типографии, у которых в пакете заказов есть некий
«эксклюзив». У остальных, скорее всего, ничего не получится.
Отрицательные примеры уже есть.
ГАРТ: Давайте поговорим о допечатной подготовке.
Расскажите, как же это вы наконец «созрели» для покупки СТР?
М. А.: Мы были, наверное, предпоследними. (смеется)
Просто при увеличении количества печатных секций и загрузки
нам нужно было каким-то образом увеличить производительность.
ГАРТ: Но почему так долго думали?
М. А.: Ждали, когда производители определятся
и перестанут менять модельный ряд. Не хотелось быть подопытным
кроликом в этом процессе. Наконец-то стал доступен Heidelberg
Supra-Setter. Еще одним сдерживающим фактором была проблема
совмещения аналоговой и СТР-технологии в одной типографии. Ее
нужно было решить. Мы делаем очень много заказов с контрактной
цветопробой, и наши клиенты уже привыкли к такой процедуре согласования
и утверждения. Так что от фотовыводных устройств отказаться
совсем нельзя.
А с точки зрения печати СТР - совершенно замечательная
вещь. Значительно ускоряет приладку. Печатники привыкли мгновенно.
Абсолютно точное совмещение. И производительность 19 пластин
в час нас пока устраивает.
Д. Ч.: Кроме того, важно, что имеющиеся пластины
позволяют изготавливать формы для УФ-печати без обжига.
ГАРТ: Одного устройства достаточно?
М. А.: Поработаем год - посмотрим. При наличии
фотовывода, с тем объемом, который у нас есть, СТР справляется,
но надо, конечно, дублировать процессы.
ГАРТ: А что еще нового?
М. А.: В прошлом году мы приобрели помещение
площадью 6 тыс. м2 в Подмосковье. Месяц назад установили там
новый Bobst для высечки. Летом купили неновую линию для склейки,
поставили машину по вклеиванию окошек. Туда же переместили часть
послепечатного оборудования, листоподборки. В будущем году планируем
завершить ремонт и поставить фальцевальные машины и ВШРА, чтобы
вывести отсюда большие объемы брошюр.
Кроме того, в этом году мы поставили на фальцевально-склеивающую
линию устройство для нанесения полиуретанового термоклея, который
прочно держит пластики типа ВОРР, ПВХ и ПЭТ.
Сейчас планируем поехать посмотреть ламинатор
Steinemann для водно-дисперсионного клея. Точнее, комбинированный,
водно-термальный. Уже целиком собственной разработки компании
Steinemann. Новая модель значительно лучше справляется с ламинированием
независимо от количества противоотмарывающего порошка, может
работать с фактурными материалами. Кроме того, она гораздо более
рациональна при ламинировании коротких и средних тиражей.
ГАРТ: Давайте в завершение поговорим о перспективах
развития рынка. Есть направления, которые у нас еще не задействованы?
М. А.: Развитие тех или иных направлений во
многом определяется экономикой страны, структурой ее рынка.
В Америке, например, в каждой коммерческой типографии стоят
две-три рулонные машины. При этом они не печатают журналы.
Мы побывали в типографиях, которые занимаются
исключительно персонализированной продукцией для direct-mail.
Для печати переменных данных там используются лазерные или высокоскоростные
струйные устройства.
Ну а про длинные УФ-машины, которые печатают
рекламную продукцию для страховых, туристических, банковских
компаний тиражами в несколько миллионов, я уже рассказывал.
Конечно, для нас это очень далекие перспективы.
Но то, насколько там востребована коммерческая печать, внушает
оптимизм.