Итак, компания «Гейдельберг» представила публике
новые устройства CТP: Suprasetter A52 и Suprasetter A74. Конечно,
совсем новыми назвать их трудно, все же это не более чем уменьшенный
вариант восьмистраничного устройства Suprasetter. Именно на
нем были отработаны новые экспонирующие головки. Но появление
этих модификаций наводит на некоторые мысли.
БЕСПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Несмотря на многочисленные предсказания и неоспоримые
доказательства «подавляющего преимущества» фиолетовых систем
в малом формате, производитель (и производитель не из последних)
придерживается несколько иной точки зрения. А уж как нас уверяли
некоторые эксперты, что «термал» доживает чуть ли не последние
дни! Некоторые российские поставщики вообще объявили термальные
системы чуть ли не выбором аутсайдеров. Не понимают, дескать,
люди ничего в техническом прогрессе, вот и покупают всякое старье.
Здесь мы наблюдаем, как дистрибуторы полезли «поперед батьки
в пекло» и яростно доказывали то, чего производитель и в мыслях
не имел. Конечно, отдельно взятые менеджеры компании-производителя
могут произносить отдельные фразы, направленные на продвижение
того или иного продукта, за который отвечают лично они. Но это
слова продавцов конкретной продукции, к которым надо относиться
с соответствующей долей скептицизма. Вывод: выслушивая от поставщиков
сентенции о перспективах развития техники, помните, что относиться
к ним (к сентенциям) следует сугубо критически. Например, критиковали
термальные системы за присущую им схему «внешний барабан»: и
дорогая-то она, и сложная, и ненадежная... И вдруг AGFA выпускает
фиолетовую систему с внешним барабаном. Не знали там, наверное,
что в России эту схему давно уже признали никуда не годной.
Точно так же долго и со смаком ругали коллиматорную систему,
примененную в экспонирующих «головах» Creo. Однако AGFA и Screen
сделали совершенно другие выводы и установили подобные системы
на своих CТP.
Отдельные аргументы поклонников фиолетовых
систем приводят просто в недоумение. Например, то, что термальные
системы потребляют слишком много энергии. Известный российский
апологет «термала» советует в таком случае для экономии сменить
лампочку в туалете на менее мощную: это вполне компенсирует
«потери». Я не буду столь категоричным. Надо просто помнить,
что проявка для фотополимерных пластин нуждается в предварительном
нагреве. Так что еще вопрос, что экономичнее.
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Возможно, через некоторое время фиолетовые
системы и приобретут новый импульс развития, но для этого необходимы
какие-то новые инженерные решения. Может быть, одним из таких
решений станет внедрение «бесхимических» фиолетовых пластин.
Главным фактором при этом является исключение из процесса производства
формы этапа ее прогрева. Предварительный прогрев пластины перед
проявкой является самым непостоянным этапом процесса. Интенсивность
полимеризации фотополимерной эмульсии зависит от равномерности
прогрева пластины. А этой равномерности добиться достаточно
трудно: как по ширине (края-то остывают быстрее), так и по длине,
потому что «хвост» формы начинает нагреваться заранее за счет
высокой теплопроводности алюминия. Ближайший год даст возможность
увидеть, насколько оправданы надежды на «бесхимические» фотополимерные
пластины. Но для торжества над «термалом» они должны обладать
не только отличными технологическими качествами, но и приемлемой
ценой. Все возможно, но в настоящий момент говорить о победе
фиолетовых систем просто несерьезно.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Одной из причин того, что кризис в полиграфии
на Западе ударил, в первую очередь, по мелким типографиям, является
именно переход на CТP. Типография без своего вывода уже смотрится
как нонсенс и воспринимается клиентами соответственным образом.
Под системы CТP создаются и новые стандарты: в новой редакции
Gracol (Gracol 7, 2006) нет никаких упоминаний о фотоформах.
Фактически, вывод форм на CТP закреплен как норма. В упомянутом
выше Gracol 7 построение профиля печати является обязательной
процедурой.
А так как покупка своего вывода не всем по
карману, многие мелкие предприниматели на Западе предпочли признать,
что в полиграфии они потерпели поражение. Вот «Гейдельберг»,
уловив тенденцию, и решил помочь малой полиграфии, да и себе,
конечно, тоже. Как замечено в статье главного редактора, мелких
типографий все же достаточно много. С другой стороны, если маленькая
типография станет расти и захочет приобрести устройство вывода
большего формата, в первую очередь она будет рассматривать уже
имеющуюся марку.
Из этого следует и позитивный момент: происходит
возвращение вывода форм в лоно типографий. И это хорошо. Многие
проблемы и недоразумения в работе полиграфистов случаются именно
из-за того, что в свое время (при внедрении компьютерных систем)
производственный процесс был разорван: дизайн делался в одном
месте, вывод пленок - в другом, печать - в третьем. Цветоделение,
в зависимости от обстоятельств - в первом или втором. И главное,
места, где делались цветоделение и вывод пленок, менялись совершенно
непредсказуемо: то у клиента «свой» вывод, то репроцентр, с
которым сотрудничает типография, закрыт на профилактику (потому
что ФНА в нем всего один и проявка уже загажена до невозможности)
и выводят в первом попавшемся месте... В таких условиях появилась
потребность в «управлении цветом». Потребность-то появилась,
но решение проблемы, из-за хаотичной организации процесса, было
практически нереальным. Дэн Маргулис в свое время даже высказывался
в том смысле, что попытки влиять на цветовоспроизведение приводят
только к новым проблемам. При такой организации процесса - конечно,
так оно и есть.
ВЫВОДЫ О ВЫВОДЕ
И вот, наконец-то, вывод возвращается на свое
место - в типографию. Очевидно, мелкие полиграфические предприятия,
не желающие стать жертвой кризиса, должны приобретать CТP в
обязательном порядке. Разумеется, многие (в том числе даже некоторые
поставщики) начнут рассуждать о минимальном объеме пластин,
при котором имеет смысл покупать собственный вывод. Эти рассуждения
идут от той несуразной идеи, что печатная машина приносит прибыль,
а CТP - нет. Откуда вообще могла возникнуть такая мысль? Наверное,
она появилась именно в то время, когда полиграфический процесс
был разорван и действительно могло возникнуть впечатление, что
типография без собственного вывода - нормальное явление. К счастью,
это время уходит. Пример западных типографий говорит о том,
что для успешного продолжения бизнеса в полиграфии собственный
вывод является необходимым условием.
Хочется надеяться, что теперь не только вывод
форм, но и другие составляющие процесса изготовления полиграфической
продукции снова соберутся под одной крышей. В одном месте будет
делаться и верстка, и цветоделение, и вывод форм, и печать.
Недаром в последнее время все чаще заводят речь о том, что типографии
должны принимать работы в виде файлов с RGB или Lab каналами.
Если все этапы допечатной подготовки соберутся в типографии,
то будет иметь смысл и составление профилей печати, и калибровка
оборудования: жесткая взаимосвязь всех этапов производства не
позволит больше допустить хаоса в допечатной подготовке. И тогда
«управление цветом» станет реальностью, а не рекламной фразой.
Так что, мне кажется, выпуск «Гейдельбергом»
маленьких CТP связан с большими изменениями в мире полиграфии.