ВСЕ - В ОБЛАСТЬ!
Нет, что бы там ни говорили, а Россия - страна
аграрная. Автомобилисты знают, что в выходные летом и осенью
улицы столицы пустеют, потому что по крайней мере половина жителей
мегаполиса еще в пятницу начинает чувствовать необъяснимую тягу
к земле. Наверное, аэрофотосъемка могла бы четко зафиксировать
эту «взрывную волну», расходящуюся кругами от Центра и забивающую
многочасовыми стоячими пробками все съезды с Кольцевой, а затем
заполняющую собой все эти ивантеевки, тарасовки, павловы и сергиевы
посады. С точки зрения логики поведение москвичей объяснить
сложно. Вроде бы, перебоев с продовольствием нет - свежие фрукты,
овощи и прочие корнеплоды «растут» на полках супермаркетов круглый
год 24 часа в сутки. Видимо, здесь другое: включается древний
инстинкт, нашептывающий горожанину, что на дворе осень - время
сбора урожая и заготовки запасов на зиму. Ну, если, конечно,
весной что-то посадил...
Есть в аграрной науке такая единица измерения
- центнер с гектара. Смысл размерности прозрачен: она означает
урожайность угодья или культуры. Правда, при ближайшем рассмотрении
оказывается, что эта величина находится в зависимости от множества
факторов: всхожести семян, погоды, наличия минералов в почве
и отсутствия колорадских жуков на ее поверхности и т. п. От
многого зависит. У кого-то гектара нет, к которому ее можно
приложить, а у кого-то руки не из того места.
ЧТО ПОСЕЕШЬ?
Ну что, про урожай и жуков все понятно? Так
вот, в полиграфии то же самое. Есть наша, как бы общая, земля.
Период коллективизации канул в лету, основной хозяин в лице
государства самоустранился по причине чрезмерной занятости.
И остались натыканные по этой земле разрозненные хуторские хозяйства.
Но про это мы уже писали.
Суть в том, что перед владельцами «земельных
угодий», а также полиграфических «грядок» стоит один и тот же
вопрос: что делать, чтобы снимать с них максимальный урожай?
И получается, что универсального рецепта не
существует. Можно, например, поставить самое современное оборудование
и сделать ставку на оперативность и качество. Правда, в этом
случае конкурировать за счет цены уже не получится, а значит,
и клиентов будет не так много, как хотелось бы. В качестве компромиссного
решения предлагается оптимизация производства и сокращение издержек.
У некоторых получается. Особенно, если это предприятия с иностранным
менеджментом, который на этом, что называется, собаку съел.
Можно, наоборот, поставить в подвале старую
двухкрасочную машину и «выжать» из нее максимум. Тоже своего
рода сокращение издержек, только на другом уровне. От налогов
укрываться, печатникам не платить - глядишь, и сверхприбыль
появится. А там по обстоятельствам: либо строить бизнес по-новому,
либо инвестировать в другой рынок, где «чернозем пожирнее».
Вообще, экономика - хитрая вещь. Потому что
по логике должно быть так: чем больше площадь, тем больше прибыль.
А на практике получается, что совсем не обязательно. Системе
может едва хватать, чтобы прокормить саму себя - персонал, отопление,
водоснабжение, газ и т. п. Ну а уж если это еще и не собственность,
а аренда...
Аренда в Москве стоит дорого. Но для того,
кто собственной недвижимостью обзавестись не сумел, других вариантов
все равно нет. И получается в итоге, что квадратные метры недвижимости
съедают деньги частного бизнеса. И аппетит у них в последнее
время только увеличивается. Знакомые с высшей математикой легко
представят себе оси координат, два графика и точку их пересечения.
Дальше - пунктиром. Потому что объемы рынка коммерческой полиграфии
ограничены, особенно если сравнивать с рынком недвижимости.
Отсюда и массовая миграция полиграфических предприятий за пределы
крупных городов. Но тут другая сложность: готовых зданий с инфраструктурой
на всех по определению не хватит. Да и далеко не всегда они
подходят для полиграфического производства. А строительство
с нуля или переоборудование сопряжены с массой сложностей. Начиная
от проектирования, за которое сегодня, при отсутствии навыков,
мало какая организация возьмется, и заканчивая «непредвиденными
расходами» на согласование проекта с местными властями в лице
земе
льных комитетов, пожарных, представителей СЭС и других организаций.
А есть еще оплата за «отвод» электроэнергии, которая может сегодня
оказаться сравнимой со стоимостью строительства...
Всем типографиям надо переезжать в Бурятию.
Там это стоит сущие копейки. Чубайс объяснил разницу в ценах
тем, что в Москве желающих подключиться слишком много. Видимо,
«розеток» на всех не хватает.
Еще одно замечание по «аграрному вопросу»:
надо знать, что сеять. В смысле, понимать спрос. И еще понимать,
как понимают этот спрос реальные или возможные конкуренты. А
то получится, как с заводами по производству пленки, о которых
рассказывал нам интервьюируемый из предыдущего номера. А если
этих конкурентов еще и обильно «удобряют» с Запада, то тут с
нашим, извините, навозом, вообще делать нечего.
СТАТЬЯ РАСХОДОВ
Ведущий редактор написала целую методичку садовода-любителя.
Можете считать это «подводкой» к основной идее. Идея простая.
В одном из предыдущих номеров ГАРТ мы рассказывали о том, что
в капиталистических странах принято оценивать эффективность
типографий по доле оборота, приходящейся на одного сотрудника.
В Англии, например, нормальным показателем считается 100–110
тыс. фунтов в год. У нас таких предприятий я не знаю. Интересно
рассмотреть эту ситуацию с другой стороны. Зарплата, конечно,
составляет самую большую долю в себестоимости печатной продукции,
если отбросить бумагу и расходные материалы. Но есть еще и другая,
пока специфически-московская составляющая - стоимость аренды.
Кто-нибудь пробовал оценить свой оборот на квадратный метр площади?
А прибыль?
Мало-мальски смыслящие в экономике читатели
сейчас скажут, что показатели оборота-на-ххх объективными не
являются. Даже если иметь оборот на сотрудника 200 тыс. долл.,
другие затраты могут съедать всю потенциальную прибыль предприятия.
Но ключевое слово здесь «потенциальная». Ее «потенция» в том,
что заработная плата теоретически составляет всего 10–15% от
оборота. Для российской полиграфии - показатель фантастический.
АРЕНДА
Отбросим фанатизм производственников, которые
должны заниматься именно производством, и недальновидность менеджеров,
которые не очень хорошо умеют считать деньги. Если Вы не приобрели
в прошлой жизни собственный «садовый участок», то пойдем простым
логическим путем. Возьмем не самую большую типографию, которая
печатает рекламно-коммерческую продукцию и арендует 300 м2 где-нибудь
около третьего транспортного кольца. (Никого конкретно не имею
в виду).
Сколько нужно «снимать» с квадратного метра?
Ну ни один здравомыслящий человек не станет брать в аренду,
скажем, печатную машину за миллион долларов, чтобы зарабатывать
на ней 100 долл. в месяц. Правильно? Какова должна быть доля
арендной платы в обороте, если мы работаем в Москве, а не в
Бурятии? От 2 до 5%? Если сегодня стоимость аренды 250 долл.
в год за м2 считается в приличном месте нормальной ценой, то
за 300 м2 придется отдать в год 75 тыс. долл. Ну, допустим,
производственные площади и офисная часть стоят по-разному. Если
в среднем выходит 200 долл., то это все равно 60 тыс. в год.
Пусть аренда составляет 5% оборота, тогда объем продаж такой
типографии должен составлять 100 тыс. долл. в месяц. Или 4 тыс.
долл. в год с одного м2. Слишком много. Нереально...
Пришлось позвонить в разные хорошие московские
типографии и поинтересоваться, а какова у них доля арендной
платы в объеме продаж. Совершенно неожиданно для автора, четыре
опрошенных владельца с уверенностью объявили одни и те же цифры
- 8–8,5%. Значит, получается около 2 тыс. долл. в год с м2.
Вот это уже больше похоже на правду. А вот сколько составляет
прибыль, которую получает владелец? Около 10%? 200 долл. в год?
Но ведь еще необходимо вложить конкретные деньги
в оборудование. На площади 300 м2 можно расставить пару многокрасочных
печатных машин, послепечатное оборудование, сделать небольшой
склад бумаги и готовой продукции. Инвестиции в оборудование
составят 500–600 тыс. долл. То есть 2 тыс. на м2. Понятно, что
есть лизинговые схемы, но они тоже бесплатными не являются.
Плюс риск внезапного переезда, если у арендодателя возникнут
новые идеи по использованию площадей.
СВОЕ
Если удалось вовремя прикупить недвижимость,
то ее можно продать, сдать в аренду или создать собственную
типографию. Первый вариант сегодня может оказаться самым выгодным.
Перестройка под офисный центр обойдется всего в 200 долл. за
м2. Переоборудование помещения под полиграфическое производство
потребует в 10 раз больших инвестиций. А прибыль увеличится
всего вдвое.