НОМЕР 7 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ВСЕ - В ОБЛАСТЬ!

Нет, что бы там ни говорили, а Россия - страна аграрная. Автомобилисты знают, что в выходные летом и осенью улицы столицы пустеют, потому что по крайней мере половина жителей мегаполиса еще в пятницу начинает чувствовать необъяснимую тягу к земле. Наверное, аэрофотосъемка могла бы четко зафиксировать эту «взрывную волну», расходящуюся кругами от Центра и забивающую многочасовыми стоячими пробками все съезды с Кольцевой, а затем заполняющую собой все эти ивантеевки, тарасовки, павловы и сергиевы посады. С точки зрения логики поведение москвичей объяснить сложно. Вроде бы, перебоев с продовольствием нет - свежие фрукты, овощи и прочие корнеплоды «растут» на полках супермаркетов круглый год 24 часа в сутки. Видимо, здесь другое: включается древний инстинкт, нашептывающий горожанину, что на дворе осень - время сбора урожая и заготовки запасов на зиму. Ну, если, конечно, весной что-то посадил...

Есть в аграрной науке такая единица измерения - центнер с гектара. Смысл размерности прозрачен: она означает урожайность угодья или культуры. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта величина находится в зависимости от множества факторов: всхожести семян, погоды, наличия минералов в почве и отсутствия колорадских жуков на ее поверхности и т. п. От многого зависит. У кого-то гектара нет, к которому ее можно приложить, а у кого-то руки не из того места.

ЧТО ПОСЕЕШЬ?

Ну что, про урожай и жуков все понятно? Так вот, в полиграфии то же самое. Есть наша, как бы общая, земля. Период коллективизации канул в лету, основной хозяин в лице государства самоустранился по причине чрезмерной занятости. И остались натыканные по этой земле разрозненные хуторские хозяйства. Но про это мы уже писали.

Суть в том, что перед владельцами «земельных угодий», а также полиграфических «грядок» стоит один и тот же вопрос: что делать, чтобы снимать с них максимальный урожай?

И получается, что универсального рецепта не существует. Можно, например, поставить самое современное оборудование и сделать ставку на оперативность и качество. Правда, в этом случае конкурировать за счет цены уже не получится, а значит, и клиентов будет не так много, как хотелось бы. В качестве компромиссного решения предлагается оптимизация производства и сокращение издержек. У некоторых получается. Особенно, если это предприятия с иностранным менеджментом, который на этом, что называется, собаку съел.

Можно, наоборот, поставить в подвале старую двухкрасочную машину и «выжать» из нее максимум. Тоже своего рода сокращение издержек, только на другом уровне. От налогов укрываться, печатникам не платить - глядишь, и сверхприбыль появится. А там по обстоятельствам: либо строить бизнес по-новому, либо инвестировать в другой рынок, где «чернозем пожирнее».

Вообще, экономика - хитрая вещь. Потому что по логике должно быть так: чем больше площадь, тем больше прибыль. А на практике получается, что совсем не обязательно. Системе может едва хватать, чтобы прокормить саму себя - персонал, отопление, водоснабжение, газ и т. п. Ну а уж если это еще и не собственность, а аренда...

Аренда в Москве стоит дорого. Но для того, кто собственной недвижимостью обзавестись не сумел, других вариантов все равно нет. И получается в итоге, что квадратные метры недвижимости съедают деньги частного бизнеса. И аппетит у них в последнее время только увеличивается. Знакомые с высшей математикой легко представят себе оси координат, два графика и точку их пересечения. Дальше - пунктиром. Потому что объемы рынка коммерческой полиграфии ограничены, особенно если сравнивать с рынком недвижимости. Отсюда и массовая миграция полиграфических предприятий за пределы крупных городов. Но тут другая сложность: готовых зданий с инфраструктурой на всех по определению не хватит. Да и далеко не всегда они подходят для полиграфического производства. А строительство с нуля или переоборудование сопряжены с массой сложностей. Начиная от проектирования, за которое сегодня, при отсутствии навыков, мало какая организация возьмется, и заканчивая «непредвиденными расходами» на согласование проекта с местными властями в лице земе
льных комитетов, пожарных, представителей СЭС и других организаций. А есть еще оплата за «отвод» электроэнергии, которая может сегодня оказаться сравнимой со стоимостью строительства...

Всем типографиям надо переезжать в Бурятию. Там это стоит сущие копейки. Чубайс объяснил разницу в ценах тем, что в Москве желающих подключиться слишком много. Видимо, «розеток» на всех не хватает.

Еще одно замечание по «аграрному вопросу»: надо знать, что сеять. В смысле, понимать спрос. И еще понимать, как понимают этот спрос реальные или возможные конкуренты. А то получится, как с заводами по производству пленки, о которых рассказывал нам интервьюируемый из предыдущего номера. А если этих конкурентов еще и обильно «удобряют» с Запада, то тут с нашим, извините, навозом, вообще делать нечего.

СТАТЬЯ РАСХОДОВ

Ведущий редактор написала целую методичку садовода-любителя. Можете считать это «подводкой» к основной идее. Идея простая. В одном из предыдущих номеров ГАРТ мы рассказывали о том, что в капиталистических странах принято оценивать эффективность типографий по доле оборота, приходящейся на одного сотрудника. В Англии, например, нормальным показателем считается 100–110 тыс. фунтов в год. У нас таких предприятий я не знаю. Интересно рассмотреть эту ситуацию с другой стороны. Зарплата, конечно, составляет самую большую долю в себестоимости печатной продукции, если отбросить бумагу и расходные материалы. Но есть еще и другая, пока специфически-московская составляющая - стоимость аренды. Кто-нибудь пробовал оценить свой оборот на квадратный метр площади? А прибыль?

Мало-мальски смыслящие в экономике читатели сейчас скажут, что показатели оборота-на-ххх объективными не являются. Даже если иметь оборот на сотрудника 200 тыс. долл., другие затраты могут съедать всю потенциальную прибыль предприятия. Но ключевое слово здесь «потенциальная». Ее «потенция» в том, что заработная плата теоретически составляет всего 10–15% от оборота. Для российской полиграфии - показатель фантастический.

АРЕНДА

Отбросим фанатизм производственников, которые должны заниматься именно производством, и недальновидность менеджеров, которые не очень хорошо умеют считать деньги. Если Вы не приобрели в прошлой жизни собственный «садовый участок», то пойдем простым логическим путем. Возьмем не самую большую типографию, которая печатает рекламно-коммерческую продукцию и арендует 300 м2 где-нибудь около третьего транспортного кольца. (Никого конкретно не имею в виду).

Сколько нужно «снимать» с квадратного метра? Ну ни один здравомыслящий человек не станет брать в аренду, скажем, печатную машину за миллион долларов, чтобы зарабатывать на ней 100 долл. в месяц. Правильно? Какова должна быть доля арендной платы в обороте, если мы работаем в Москве, а не в Бурятии? От 2 до 5%? Если сегодня стоимость аренды 250 долл. в год за м2 считается в приличном месте нормальной ценой, то за 300 м2 придется отдать в год 75 тыс. долл. Ну, допустим, производственные площади и офисная часть стоят по-разному. Если в среднем выходит 200 долл., то это все равно 60 тыс. в год. Пусть аренда составляет 5% оборота, тогда объем продаж такой типографии должен составлять 100 тыс. долл. в месяц. Или 4 тыс. долл. в год с одного м2. Слишком много. Нереально...

Пришлось позвонить в разные хорошие московские типографии и поинтересоваться, а какова у них доля арендной платы в объеме продаж. Совершенно неожиданно для автора, четыре опрошенных владельца с уверенностью объявили одни и те же цифры - 8–8,5%. Значит, получается около 2 тыс. долл. в год с м2. Вот это уже больше похоже на правду. А вот сколько составляет прибыль, которую получает владелец? Около 10%? 200 долл. в год?

Но ведь еще необходимо вложить конкретные деньги в оборудование. На площади 300 м2 можно расставить пару многокрасочных печатных машин, послепечатное оборудование, сделать небольшой склад бумаги и готовой продукции. Инвестиции в оборудование составят 500–600 тыс. долл. То есть 2 тыс. на м2. Понятно, что есть лизинговые схемы, но они тоже бесплатными не являются. Плюс риск внезапного переезда, если у арендодателя возникнут новые идеи по использованию площадей.

СВОЕ

Если удалось вовремя прикупить недвижимость, то ее можно продать, сдать в аренду или создать собственную типографию. Первый вариант сегодня может оказаться самым выгодным. Перестройка под офисный центр обойдется всего в 200 долл. за м2. Переоборудование помещения под полиграфическое производство потребует в 10 раз больших инвестиций. А прибыль увеличится всего вдвое.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

















































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства