|
Сергей
Владимирович
РАДВАНЕЦКИЙ
«Multiprint
Северо-Запад» (СПб)
Генеральный
директор |
|
Алексей
Геннадьевич
ФИЛАТОВ
«Санкт-Петербургская
образцовая
типография» (СПб)
Генеральный
директор |
ГАРТ: Сергей, первый вопрос к Вам. Сегодня
на рынке наблюдаются серьезные изменения, связанные с приходом
зарубежных производителей упаковки. Одно из них - продажа Multiprint
австрийцам. Расскажите, как развивалась ситуация.
С. Р.: Начать надо, видимо, с того, что Multiprint
- совместное предприятие, 80% в котором принадлежит финской
компании. Мы проработали на российском рынке картонной упаковки
три года. В определенный момент стало ясно, что надо либо расширять
производство и инвестировать дополнительные средства в оборудование,
как это делает, например, Алексей Филатов, либо прекращать заниматься
печатью упаковки. Финны на дополнительные инвестиции не согласились,
и начался поиск потенциального покупателя.
Договорились в конце концов с австрийцами -
Mayr-Melnhof.
ГАРТ: Интересно, насколько быстро удалось это
сделать?
С. Р.: Переговоры шли два года, несмотря на
то, что интерес был обоюдным.
ГАРТ: Долго торговались... А продавались все
100% предприятия, или только чья-то доля?
С. Р.: Нет, речь с самого начала шла о продаже
предприятия целиком.
ГАРТ: Сергей, а чем Вы теперь занимаетесь?
С. Р.: На полученные деньги мы опять совместно
с финнами приобрели оборудование для новой типографии - две
печатные машины, самый разнообразный финиш. Но упаковкой не
занимаемся. Да оно и к лучшему.
ГАРТ: А что печатаете?
С. Р.: Самую разную, в основном, рекламно-коммерческую
продукцию. Например, просто как тема - путеводители для туристов.
ГАРТ: «Альбомная тема» похожа на «чисто-питерскую».
Туристический город. В Москве нет такой тусовки?
А. Ф.: Почему же, есть. «Август
Борг», «Локус Станди»...
ГАРТ: Ну да, а ведь в Питере один из основных
игроков этого рынка - «Иван Федоров» - был недавно преобразован
в офисный центр?
С. Р.: Именно так. С одной стороны, это знаковое
событие. С другой - сегодня в Питере есть и другие типографии,
которые находятся на грани разорения или уже разорились. Кто-то
сливается, кто-то пытается выжить в одиночку. С этим ничего
не поделаешь.
А. Ф.: Большая часть оборудования
«Ивана Федорова», включая новые печатные машины, перевезена
в Калининград. Часть купили питерские типографии.
ГАРТ: Короче, шутки закончились?
С. Р.: Да, закончились.
ГАРТ: Сергей, интересно, а австрийцы после
покупки Multiprint установили дополнительное оборудование?
С. Р.: Насколько я знаю, поставили в
дополнение к имевшимся еще одну автоматическую высечку и одну
линию фальцесклейки. Были планы установить еще две листовые
офсетные машины очень большого формата и ламинатор, но до настоящего
момента все это так и осталось в планах. Еще хотели привезти
машину глубокой печати под сигаретную пачку, но тоже пока не
привезли.
НОВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПЛОЩАДКА «ОБРАЗЦОВОЙ»
ГАРТ: Ну, в секторе сигаретной упаковки бороться
уже практически не за что. Alcan строит большое производство
под Питером, видимо, под Phillip Morris. Он поделит объем с
новгородским Amcor, который, кстати, потребляет более 50 тыс.
т мелованного картона в год, и еще заберет часть импорта. Но
импортируется сегодня всего 26 тыс. т сигаретной пачки. Причем
импорт все равно останется, потому что пачки для некоторых марок
сигарет делаются за границей. Для еще одного производства уже
ничего не остается.
А. Ф.: Но объем импорта все
еще очень большой. Кроме того, многое могут решить корпоративные
связи, ведь Mayr-Melnhof - один из крупнейших европейских производителей
картонной упаковки.
ГАРТ: По нашим данным, их объемы продаж существенно
меньше, чем у Alcan и Amcor. Может быть, у них хорошие позиции
именно в картонной упаковке? А по складной коробке они со своими
«корпоративными связями» клиентов нашли?
А. Ф.: Нашли, насколько я
знаю. После выхода на наш рынок они за счет демпинговых цен
получили контракт с одним из крупных потребителей упаковки.
Но обязательства по поставкам не выполняют. В прошлом месяце
недопоставили значительную часть объема. Сразу было ясно, что
на имеющемся оборудовании они такой объем сделать не смогут,
и существенную долю придется импортировать.
ГАРТ: Может, они и рассчитывали дозагрузить
свои европейские производства?
А. Ф.: Не исключено. Но я
уверен, что по таким ценам этот заказ убыточен, где бы он ни
выполнялся - в России, в Европе...
ГАРТ: Кстати, эти же австрийцы приобрели после
Multiprint еще и существенную долю в картонажном производстве
«Полиграф-оформления»?
С. Р.: Да. А теперь, насколько я знаю, ведут
переговоры о покупке типографии в Казахстане.
ГАРТ: Сегодняшняя ситуация на нашем упаковочном
рынке со стороны выглядит очень интересной. Алексей, «СПб Образцовая»
- одно из крупнейших российских производств упаковки из картона.
Интересно, Вы тоже развиваете этот бизнес под продажу?
А. Ф.: Нет. Твердое нет! Ведь
потом будет скучно жить. Хотя... в жизни много интересного и неизведанного.
ГАРТ: То, что мы видели на новом производстве,
очень впечатляет. И инвестиции для этого Вам необходимы немалые.
Как жизнь-то?
А. Ф.: Инвестиции, конечно,
потребовались, но они вполне «подъемные» для нормально работающего
полиграфического производства. У нас теперь есть листовая УФ-машина
уникальной конфигурации. Кроме картонной, печатаем много упаковки
из пластика.
Чтобы эффективно работали сушки, пришлось спроектировать
и построить установку для выделения азота из воздуха. Она же
еще и как противопожарная система работает. Причем немцы за
ее проектирование не взялись. А у нас с ребятами из «Курчатовского»
института получилось. Производители машин и сушек уже раз пять
приезжали, все фотографировали, фотографировали... Ведь вариант,
который они нам предлагали - покупать сжиженный азот - стоил
бы в процессе эксплуатации в десятки раз дороже.
УНИКАЛЬНАЯ УФ-ПЕЧАТНАЯ МАШИНА
ГАРТ: Все ясно с вами, хитрыми физиками...
А. Ф.: Да, есть некоторые
хитрости. Приобрели к трем имевшимся еще два автоматических
пресса для высечки со всеми опциями, включая секции разделения
заготовок. Правда, особой хитростью это назвать нельзя.
ГАРТ: Но таких в России не больше десятка.
А мы видели еще разные секретные машинки...
А. Ф.: Да, есть и такие. Только
не рассказывайте о них никому. Это, например, линия для получения
высокого глянца на отпечатанной упаковке. В ней используется
горячее каландрирование после предварительной запечатки специальным
лаком.
ГАРТ: Но эффект потрясающий! Честно. И ламинатор
тоже впечатляет.
А. Ф.: Да, делаем упаковку,
ламинированную пленкой с голографическим эффектом. Взял клиент
в магазине коробку в руки - и сразу может понять, что она оригинальная.
ГАРТ: А как дела на рекламном рынке? Ведь у
вас два производства.
А. Ф.: Все хорошо. Я даже
не знаю, как сегодня эти рынки разделить. Просто есть очень
большие заказы на рекламную продукцию от потребителей упаковки.
Объемы такие, что печатные машины полного формата трудятся несколько
суток. А потом все это еще фальцуется и режется.
ГАРТ: Вы имеете в виду различные вкладки?
А. Ф.: Да, именно их. Часто
есть некий элемент, который традиционные производители упаковки
сделать не могут. У них нет, скажем, серьезных фальцевальных
машин. Но куда эти вкладки относить, к упаковке или к рекламной
продукции? А мы печатаем и то, и другое. Нам проще.
ГАРТ: И как живется при наличии двух производственных
площадок?
А. Ф.: На самом-то деле, они
реально в 10 минутах езды друг от друга, поэтому особых проблем
нет. Другое дело, что завод на Черной речке, у которого мы арендуем
помещения для «рекламного производства», по плану будет перестроен
в офисный центр. Придется оттуда съезжать. Но мы к этому подготовились.
Пристроили еще один корпус на новой площадке. Сейчас там заканчивается
внутренняя отделка. Будем переезжать.
СКЛАД МАТЕРИАЛОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
ГАРТ: Но Старая деревня, где располагается
ваша «упаковочная» площадка, тоже становится потенциально привлекательным
объектом для «девелоперов»?
А. Ф.: Нет, эта площадка находится
в промышленной зоне. Там есть различные объекты, которые это
предназначение определяют. Кроме того, мы здесь владельцы, а
не арендаторы. Да, есть проблемы: например, электричество. Я
вообще не могу понять, почему в Китае местная компания за «отвод»
нашего же российского киловатта платит 200 долл., а мы здесь
должны платить больше тысячи. Но это проблемы наших чиновников.
Тем не менее, нам не хотелось бы торговать
энергоресурсами следующих поколений. Лучше уж, задействовав
все жизненно важные органы, конкурировать с серьезными участниками
нашего непростого рынка. Для этого желаем им всем крепкого здоровья!