НОМЕР 6 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














ЧТО В УПАКОВКЕ?

Говорят, однажды кого-то из знаменитых химиков спросили, сможет ли он изготовить жидкость, которая растворяет все. «Не вопрос, - ответил ученый. - Только в чем вы будете ее хранить?» Кажется, в упаковке осталась нерешенной только эта проблема. Все остальное худо-бедно хранить научились. Ну а какая же упаковка сегодня обходится без печати?

ПЛАСТИК

Простая аналогия: джинсы появились как рабочая одежда около 150 лет назад и в категорию «брюки» категорически не вписались. До сих пор есть предубеждение относительно излишней демократичности этой одежды, но она уже никуда не денется. Правда, понятие «дресс-код» еще никто не отменял, и в джинсах по-прежнему не принято приходить ни на концерт симфонической музыки, ни на прием к В. В. Путину. Но список мест, куда нельзя ходить в джинсах, постепенно сокращается.

Вот так же, подобно джинсам в одежде, появился когда-то среди материалов пластик. Сегодня он присутствует на рынке во множестве видов. В форме всевозможных емкостей, получаемых выдувом и термоформованием - с наклеенными или впрессованными этикетками. В гибких материалах - от элементарной стретч-пленки до сложнейших многослойных структур, получаемых чуть ли не с использованием нанотехнологий. В виде термоусадочных пленок, используемых и в декоративных целях, и для защиты продукции от подделки.

Пластик совершенствуется. Он уже умеет «маскироваться» под стекло, бумагу, металл, ткань, кожу, камень, дерево... И работы в этом направлении по-прежнему ведутся.

БУМАГА

Бумага и картон составляют очень большой сектор в упаковке, потому что товары из верхнего ценового диапазона, как правило, выдерживаются в классическом стиле. Тем не менее, при всем кажущемся изобилии типографий, специализирующихся на печати картонных коробок, делать по-настоящему качественный продукт умеют единицы. Потому что качественная картонная коробка - это не только дорогой материал, безупречные печать, тиснение, лакирование, но и особенности кроя и высечки, нанесения перфорации и биговки и т. п. Показателен в этом смысле сектор, работающий на табачную промышленность с ее громадными объемами и высокоскоростными автоматизированными упаковочными линиями.

Отдельной группой стоят ламинированные картоны для упаковки соков и молочных продуктов. Этот сектор - один из немногих, где все подчиняется жестким стандартам, определяемым особенностями оборудования. Зато, помимо новых форм самих пакетов и различных конструкций крышек появляются и новые пленки, позволяющие хранить молочные продукты, соусы и даже готовые супы без специальных условий в течение нескольких месяцев.

СТЕКЛО

Для России стеклотара - традиционная форма упаковки. Стекло воспринимается как некая гарантия качества товара, хотя бы потому, что еще в школе каждый узнал, что оно растворяется только плавиковой кислотой. Но все равно, доля стекла в пивной и вино-водочной индустрии, а также в косметике, фармацевтике и многих других областях медленно, но сокращается. Года два назад была такая показательная история с бренди для одной крупной авиакомпании. Авиакомпания требовала, чтобы спиртное поставлялось в пластиковой таре. Производитель, наследник семейного бизнеса, долго объяснял что-то про традиции, но в конце концов сдался и заказал эксклюзивный супертвердый пластик. Легкий, но неотличимый от стекла - со всеми этими «наплывами», утолщениями и т. п.

Теперь вот производители пива убеждают то ли самих себя, то ли потребителей, что алюминиевая банка - это более цивилизованная упаковка. Причем спонсорами рекламной кампании выступают не они сами, а два завода банок, расположенные на территории России. Цивилизованная, никто не спорит! Но тут, конечно, тоже много зависит от ценового диапазона. Интересно, где-то еще в мире продается пиво в двухлитровых пластиковых бутылках? Но мы отвлеклись. В первую очередь, нас сейчас интересует не это, а полиграфические способы декорирования стеклянной тары. С сухими и самоклеящимися этикетками все более или менее понятно. Но есть еще и всевозможные пленки, включая рукавную термоусадочную. В России прецеденты использования ее для алкоголя были, но глобального масштаба это явление так и не приобрело. Может, время не пришло, может, дизайнеров и производителей захватили возможности других материалов.

Вовсе без этикетки позволяют обойтись только трафаретная печать и декалькомания. Но, судя по водочным брендам, продукция которых оформлена с использованием этих способов, удовольствие - не из дешевых. Кроме того, современные требования к оформлению пищевой и алкогольной продукции - довольно жесткие, в том смысле, что объем информации, обязательный для оформления упаковки, достаточно велик. Возможности трафаретной печати и декалькомании здесь, к сожалению, ограничены. Выручает прозрачная самоклейка.

Существует еще и такой распространенный вид стеклотары, как оснащенная твист-крышкой банка, в которую сегодня упаковывается огромная часть овощных и фруктовых консервов. Этикетки здесь предпочитают самоклеящиеся, крышки - с печатью (начиная от лого в один-два цвета и заканчивая изображениями почти фотографического качества). Но это уже - про металл.

МЕТАЛЛ

Металл все еще прочно удерживает позиции в упаковке. Чего стоит одна только консервная промышленность. А есть ведь еще жестяные коробки с многокрасочной печатью и тиснением, которые используются, как дань традиции, в упаковке печенья и леденцов, чай и кофе...

Почему же тогда с печатью по жести у нас в стране до сих пор проблемы? Или нам это не очень нужно? Вот банки для кофе Nescafe, например, было решено печатать в Греции. Конструкция кофейной банки позволяет возить ее на заводы в листах, что очень удобно, тем более, что жесть все равно завозится из Европы.

Многие, наверное, помнят, как несколько лет назад неожиданно было принято постановление об отмене пошлин на ввоз листовых печатных машин большого формата. Все тогда гадали, кто за этим стоит, подразумевая, в основном, крупные международные компании с огромными бюджетами. Оказалось, что отменой пошлин мы обязаны Елабужскому УПП, принадлежащему Всероссийскому обществу слепых. Сейчас оно изготавливает и твист-крышки, и пивные пробки, и консервные банки с печатью.

Алюминий - отдельная «песня». Причем кроме пива есть еще и более молодой рынок энергетических напитков. И если в пивной индустрии все еще сильны «стеклянные» традиции, то у целевой аудитории энергетиков их нет.

СЕКРЕТ АЛЮМИНИЕВОЙ БАНКИ

Конечно, для специалистов это секретом не является. Но ведь остальным тоже интересно, «как попадает начинка в карамель». Мы открыли для себя секрет изготовления алюминиевой банки и спешим поделиться этим «открытием».

Все примерно представляют себе, как банка штампуется из алюминиевой ленты. Интересно другое: в каком месте этого технологического процесса находится печать по алюминию? Оказывается, дело обстоит так: заготовки действительно штампуются из листа, но высота их гораздо меньше, чем у готовой банки. Скорее они похожи на нижнюю часть чашки Петри, причем с неровными краями. Поэтому после вырубки алюминиевые «формочки» направляются на специальные валки, которые раскатывают стенки будущей банки до нужной толщины и высоты. (Этим и объясняется более плотное дно). После этого верхний край обрезается, и банки, насаженные на цилиндрические держатели, запечатываются высокой печатью. Вот в таком запечатанном, но не укупоренном виде тара доставляется производителям напитков. Люди, знакомые с логистикой, сразу поймут, что основным грузом транспорта при этом является воздух, и будут правы.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ

Может быть, для локальных производителей проблема защиты продукции не особенно актуальна, а вот транснациональным компаниям приходится задумываться об этом всерьез. Отследить огромный объем продукции, распространяющейся по всему миру, достаточно сложно, и поэтому убытки, связанные с фальсификацией, могут оказаться очень ощутимыми. Какие способы защиты продукции от подделок существуют на сегодняшний день? Их масса.

Пожалуй, самый распространенный - это голограммы различной сложности, начиная от примитивной блестящей наклейки с логотипом и заканчивая сложнейшими структурами с несколькими степенями защиты, предполагающими идентификацию как невооруженным глазом, так и с помощью специальных приборов.

Сегодня приобретают популярность и лентикулярные изображения. Целостность и сохранность групповой упаковки обеспечивают специальные скотчи, при попытке удаления которых обнаруживается предупреждающая надпись. Немаловажную роль в защите продукции играют сегодня и термоусадочные материалы.

Отдельно можно отметить технологии RFID-идентификации, приобретающие все более широкое распространение на Западе. Несмотря на совсем небольшие размеры, радиочастотные метки способны уберечь товар от подделки и других неприятностей. Более того, многие методы защиты могут служить и цели привлечения внимания, использоваться в качестве дополнительного стимула к совершению покупки.

Помните, была такая водка, которая умела «подмигивать» потребителю? Сегодня упаковка и этикетки могут не только подмигивать, но и разговаривать, обладать необходимым запахом - от арбуза до марихуаны, измерять температуру продукта, предупреждать о нарушении условий его хранения, показывать фокусы с появлением и исчезновением изображений, разогревать и охлаждать пищу и напитки, «дышать», быть съедобными, саморазрушаться и т. п. Ну и что же тут удивительного? То ли еще будет!

Одна лишь капелька дегтя: к сожалению, все новое и неординарное появляется на Западе, а в Россию приходит с большим опозданием. Прогресс в этой области, конечно, наблюдается, но рынок еще не дорос до европейского уровня. И наиболее вероятные пути его развития - это приход в Россию иностранных производителей упаковки либо импорт материалов и готовой продукции из-за рубежа.

ТАМОЖНЯ ЗНАЕТ ВСЕ

Всего в 2005 г. импортировано 148 тыс. т различной упаковки из бумаги и картона, что на 12% меньше, чем в прошлом 2004 г.

Импорт мелованного картона растет, но очень странно. В 2005 г. опять на треть увеличились поставки в Россию чистоцеллюлозных сортов картона, в то время как по макулатурному прирост практически не заметен. То ли дешевую упаковку проще импортировать, то ли рынок этот развивается не так активно. Вероятно, влияние оказывают несколько факторов, включая российского производителя макулатурного картона.

С импортом готовой упаковки ситуация тоже не самая логичная. Непонятно, что заставляет крупнейшего ее потребителя заказывать самые обычные гофрокоробки на Украине. Необходимые мощности и сырье имеется в наличии и у нас, и мы сами экспортируем гофротару на Украину. Тем не менее, P&G работает с рубежанским КПК. Кстати, импорт гофротары еще и немного вырос, в то время как импорт в Россию остальной бумажной упаковки сократился.

Самое существенное снижение импорта - по бумажным мешкам и пакетам. На 28%. Возможно, тот ЦБК, который неоднократно присылал нам победные пресс-релизы, наконец-то перешел от PR-акций к делу.

Мы несколько лет назад рассказывали о перспективах производства табачной упаковки способом глубокой печати. На сегодня перспективы отсутствуют. Очень существенно, практически на четверть, сократился импорт сигаретной упаковки. Можно с достаточной уверенностью предположить, что он будет сокращаться и дальше. На этот рынок пришел пятый игрок - подразделение крупнейшего мирового упаковщика. Да и делить там практически нечего.

Упаковка для жидких продуктов. Объем ее импорта также сократился, но пока незначительно. Однозначного ответа на вопрос, надо ли срочно приобрести специализированную линию для производства пакетов, нет. Скорее всего, уже поздно. Мы не так давно рассказывали о типографии, которая приобрела самое современное оборудование, но пока еще особой загрузки не получила. «Тетра Пак» строит новый завод, есть еще одна компания, которая пару лет назад приобрела линию для печати и высечки пакетов. Ситуация осложняется тем, что рынок поделен тремя производителями оборудования для изготовления упаковки. А это означает патенты, лицензии все прочее. Реально независимый игрок может выступать только на молочно-кефирном поле, делая пакеты «Пюр-пак». Соки и вина - рынки, на которых все существенно сложнее.



ИМПОРТ В РОССИЮ
УПАКОВКИ ИЗ МЕЛОВАННОГО
КАРТОНА В 2005 г.

Ну а обычные коробки из мелованного картона может делать каждый. Вот их импорт в Россию и сократился на 12%. В соответствии с общим снижением. Наверное, это не может не радовать. Проблемы, правда, остаются. Питерские так и не смогли договориться со своей птицефабрикой. Она весь год импортировала коробки из Голландии. Ну и лица украинской национальности, конечно, развернулись совсем широко. С 2002 г. доля упаковки, которая импортировалась из этой страны, выросла с 15 до 30%. Можно предположить, что вырастет еще, зато скоро кое-кто будет платить за газ по мировым ценам. И балет у нас самый лучший.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">















































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства