НОМЕР 6 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Максим
НОРДАС

Nordenia Slavnika
Коммерческий
директор

ГАРТ: Максим, давайте начнем с истории. Ведь, судя по названию, компания «Славника» имеет отношение к существовавшему еще с советских времен заводу «Славич»?

М. Н.: Совершенно верно. «Славич», который занимался производством фотоматериалов, был в советское время очень крупным, градообразующим предприятием в Переславле-Залесском. Шутка ли сказать, штат около 9 тыс. человек. Но когда началась перестройка, возникли проблемы. Первая заключалась в том, что достаточно большой объем продукции был ориентирован на оборонку, и эти заказы внезапно прекратились. Вторая - что на российский рынок пришли производители очень дешевых материалов с востока и очень качественных - с запада.

Продукция «Славич» оказалась где-то посередине, и стало понятно, что перспектив нет. В этот момент было принято дальновидное решение по созданию на территории «Славича» нескольких независимых друг от друга предприятий по производству упаковочных материалов. Так в начале 90-х появилась «Славника».

ГАРТ: Но оборудование «Славич» не было приспособлено для выпуска гибкой упаковки?

М. Н.: Да, имевшиеся производственные мощности, к сожалению, не пригодились. Но развитию способствовали готовая инфраструктура, наличие квалифицированных кадров, знакомых с производством пленок, и хорошее месторасположение.

Наш первый комплект оборудования состоял из широкорулонной (по российским меркам) флексографской машины, ламинатора и резки. Потом были приобретены еще две печатные машины и ламинатор, затем - Novoflex.

ГАРТ: Кстати, Вы работали еще в «Славнике»?

М. Н.: Я знаком со «Славникой» с 1994 г. Тогда ее акционером была швейцарская компания. Я работал в ней, занимаясь этим проектом.

ГАРТ: То есть, «Славника» изначально была не российской?

М. Н.: Она прошла несколько этапов. В момент становления наряду с российским присутствовал и иностранный капитал. Потом швейцарская компания вышла из состава акционеров, а в 2003 г. 100% акций купил концерн Nordenia.

ГАРТ: Очень интересный момент: ее продали или Nordenia ее купила?

М. Н.: Сложилась ситуация, когда совпали интересы всех сторон. Предприятие нуждалось в дальнейшем развитии, а сил российских акционеров на это не хватало. Но самый сильный интерес был, наверное, со стороны компании Nordenia, которая давно собиралась строить здесь завод с нуля, а вместо этого получила возможность купить действующий бизнес.

ГАРТ: К тому моменту у вас уже был Novoflex?

М. Н.: Да, у нас был весь парк оборудования. Думаю, оборудование - одна из основных причин, по которой Nordenia остановила свой выбор именно на «Славнике».

ГАРТ: На тот момент не у многих были такие машины?

М. Н.: Наш Novoflex был первым. Сейчас их уже достаточно много.

ГАРТ: На сегодня это одна из самых современных машин. По всей видимости, пока вам больше ничего и не надо?

М. Н.: Почему же, надо. Наш парк оборудования поддерживается в прекрасном состоянии, однако потребности рынка растут, заказчиков интересуют все более сложные дизайнерские решения. В последнее время мы уделяли больше внимания «вспомогательным» процессам - установили новую машину для наклейки форм, ультразвуковую мойку анилоксов и т.д., теперь пора подумать об обновлении основного оборудования.

ГАРТ: Сегодня все говорят о перспективах глубокой печати в упаковке.

М. Н.: Мы для себя решили, что будем развивать направление флексопечати. Хотя иногда клиенты приносят «дизайны» под глубокую печать, которые даже мы при наличии самого современного флексографского оборудования выполнить не можем. Но во всем есть свою плюсы и свои минусы.

ГАРТ: Вы ведь специализируетесь на многослойных материалах?

М. Н.: Еще в период становления было принято решение строить производство сложных материалов, которые мало кто сможет делать. На тот момент всего несколько предприятий могли составить нам конкуренцию. Флексографские машины потом распространились повсеместно, а вот производить хороший, тогда еще двухслойный ламинат мог не каждый. Сегодня около 98% нашего производства - это ламинированные материалы. А в последнее время мы занялись триплексными структурами, которые в России до сих пор мало кто производит.

Мы очень активно работаем на рынке пищевой упаковки - майонезы, кетчупы и пр. И это то, в чем мы были первыми. Нашу продукцию использует сейчас большая часть масложировой промышленности. Правда, узкая специализация сегодня - минус. Поэтому работаем, конечно, и с другими производителями.

ГАРТ: По идее, с приходом Nordenia к вам должны были прийти и западные клиенты. Иначе в чем смысл покупки «Славники»?

М. Н.: «Мы идем за нашим клиентом» - один из лозунгов Nordenia. У концерна есть стратегические партнеры - Procter&Gamble, Henkel и др. Последний однозначно пришел к нам с приходом Nordenia.

Но не все так просто. Дело в том, что часть многонациональных компаний работают через штаб-квартиры, определяющие стратегию закупок, в том числе и упаковки, а часть все же независима в этом отношении и поэтому вольна в выборе производителя. Для многих решающим фактором все еще является цена, а не качество, и некоторые российские предприятия на сегодня могут предложить намного более выгодные ценовые условия, чем мы. «Славника» никогда не была «дешевой» компанией, и это осознанная позиция, то с заказчиками не все получается автоматом.

Зато Nordenia принесла нам много другого - иное отношение к бизнес-расчетам, IT-системам, технологические ноу-хау. Эта компания - один из ведущих европейских производителей гибкой упаковки, у нее очень развитая структура, есть даже научно-исследовательский институт, который занимается решением самых разных «упаковочных» задач. Мы используем в производстве специализированные пленки Nordenia.

ГАРТ: То есть, если приходит крупный заказчик, вам не нужно ломать голову. Просто запрашиваете у Nordenia, как производить тот или иной материал?

М. Н.: Да, причем часто получается так, что техническую спецификацию на свою упаковку клиент запрашивает у нас.

ГАРТ: Давайте поговорим о рынке гибкой упаковки в России. Поставщики красок оценивают его рост минимум в 25% в год.

М. Н.: По нашим оценкам, производственные мощности сегодня растут быстрее, чем потребление. Прирост потребления многослойной гибкой упаковки можно оценить приблизительно в 9–12%, а мощностей - в 15–20%. Но, думаю, постепенно все урегулируется.

На мой взгляд, наш сектор рынка до сих пор нельзя характеризовать как устоявшийся. Одна из причин - грамотная система продаж у поставщиков флексографских печатных машин. (Улыбается.) На сегодняшний день, наверное, все, кто работает на этом рынке, убедились, что это уже давно не сверхрентабельное производство. Тем не менее, благодаря активной работе поставщиков оборудования появляются все новые «бизнес-проекты». Причем участвуют в них компании, для которых это не является основным бизнесом и которые могут себе позволить в течение определенного периода сохранять низкие цены. Безусловно, в 90-е гг. работалось намного проще. Тем не менее, рынок становится более цивилизованным.

ГАРТ: Предприятий с несколькими машинами на нем не так много?

М. Н.: Максимум двадцать Из них десяток ведущих.

ГАРТ: Но, что удивительно, на наш рынок продолжают приходить крупнейшие мировые и европейские игроки и строить свои производства. Видимо, они на что-то рассчитывают? Может, хотят вытеснить с рынка все российские предприятия?

М. Н.: Вытеснить - вряд ли, хотя процесс мини-глобализации на этом рынке, наверное, будет закономерным. Но пройдет еще достаточно длительный период, когда существуют мелкие производители пищевой продукции, которых удовлетворяют мелкие же поставщики.

Крупные международные компании приходят сюда в расчете на тот объем, который сегодня импортируется в Россию. Это сигаретная пленка, упаковка для жевательной резинки, ламинат для йогуртов - не наш сектор. Такой конкуренции мы не боимся. Мы вообще не боимся нормальной, сильной и здоровой конкуренции с хорошими компаниями. Рынок портит другое: когда необдуманно проводится политика низкой цены, которая загоняет многие предприятия в угол. У них не остается средств ни на дальнейшее развитие, ни на закупку оборудования.

Не думаю, что крупные зарубежные предприятия будут следовать агрессивной политике вытеснения. Я убедился на нашем собственном примере: работая по европейским стандартам, невозможно устанавливать низкую цену. Поэтому «давить» мелких конкурентов этим методом не удастся.

ГАРТ: Крупные заказчики самоклеящихся этикеток никогда не ограничиваются одним производителем - работают с двумя-тремя. А как на рынке гибкой упаковки?

М. Н.: Мы сами, как производители, не стремимся взять на себя 100% объема крупного клиента. Да, с одной стороны, было бы интересно получить от него больший объем заказов, увеличить тираж и сократить расходы. Но это не очень оправдано по отношению к заказчику. Он должен самостоятельно выбирать соотношение, оперируя понятиями лояльности, бизнес-условий и сервиса. Мы, например, выбирая поставщика пленки, тоже не ограничиваемся одним. А вдруг у него что-то случится?

ГАРТ: Российские производители ВОРР развернулись?

М. Н.: Да, и здесь тоже парадокс российского рынка, потому что развернулись сразу все. Самое интересное, что у всех пяти в бизнес-планах стоят вторые линии. Уже есть пример, когда один из производителей загрузил действующие мощности на 100%, и возникли проблемы.

Мы используем материалы российского производства параллельно с тем, что получаем от иностранных производителей. Сначала наши технологи были категорически против перехода на отечественное сырье, но стало ясно, что с экономической точки зрения он просто неизбежен. Мы подошли к этому очень осторожно, выбрали тех поставщиков, которых считаем наиболее перспективными.

Конечно, есть вполне объяснимые проблемы с качеством, со сроками поставки, но это рабочие моменты. С обычными и металлизированными BOPP-материалами российского производства все более или менее нормально. С более сложными пленками - труднее, но в любом случае, тенденция хорошая.

ГАРТ: Но мощности по производству ВОРР-пленок, установленные сегодня в России, многократно превышают потребление. Все производители BOPP - наши?

М. Н.: Насколько мне известно, четыре из пяти проектов ВОРР-заводов - российские. Все получилось как-то спонтанно. Производители оборудования получили заказы на поставку высокоскоростных линий одновременно от нескольких российских компаний. Маркетинговые исследования рынка и коммерческая тайна - это, конечно, хорошо, но иногда случаются и вот такие казусы...

Хотелось бы, чтобы в ближайшее время реализовались и планы по строительству завода ПЭТ-пленок.

ГАРТ: В качестве заключения: скажите, при «капиталистах» работать лучше? Система отлажена, поставки бесперебойные, технологические вопросы решаются просто...

М. Н.: По Вашим словам получается настоящий рай. Конечно, очень удобно работать в составе крупного концерна, где предусмотрены специализированные подразделения, занимающиеся сертификацией ISO, внедрением SAP, когда есть технологическая поддержка и ноу-хау. У нас серьезный финансовый ресурс, стабильность обеспечения сырьем, централизованная система закупок, позволяющая оптимизировать цены и логистику, инновационные программы. Но во всем остальном проблемы те же самые, что и у любого российского производства.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства