|
Михаил
БОРИСОВ
Издательство
«Открытые системы»
Президент |
ГАРТ: Михаил, этот номер
ГАРТ посвящен издательскому бизнесу, и нам показалось интересным
поговорить с коллегой по цеху. Расскажите, как Вы начинали.
М. Б.: Мы работаем на издательском рынке с конца 1992 г. В
феврале 1993 г. выпустили первый номер журнала по IT-технологиям
«Открытые системы». Многие компьютерные компании хотели
продавать достаточно дорогое оборудование корпоративным клиентам,
поэтому наша инициатива была воспринята «на ура». Потом
поступило предложение делать журнал СУБД, и мы его сделали.
В те времена существовало издание Computer World Москва.
Рекламодатели часто жаловались нам, что оно чувствует себя
монополистом и ставит свои условия.
Мы сделали альтернативный проект - еженедельник «Открытые
системы сегодня». Потом узнали, что есть возможность получить
лицензию на журнал Lan. Впервые представили российский Lan на
Comtek 94. Тогда тема коммуникационных сетей как раз только
набирала обороты.
По прошествии некоторого времени оказалось, что лицензия
Computer World отозвана. Мы договорились с издательством IDG, и
осенью 1995 г. запустили Computer World Россия. Примерно в это
же время задумались о том, чтобы делать Publish. Точнее, мы
собирались издавать Mac World, но потом посоветовались с
Евгением Бутманом и изменили свое решение. Первый номер Publish
вышел летом 1996 г.
ГАРТ: Сегодня потенциал компьютерного рынка уже не так высок,
как в 1998 г.
М. Б.: Колебания на нем происходят постоянно. Например, в 1995
г., когда мы только запустили Computer World, грянул банковский
кризис. Спад был в 1997 г., на следующий год стало еще хуже. И
только все начало нормализовываться, как лопнул Dotcom Bubble. С
этого момента даже IBM и Microsoft стали считать каждую копейку.
ГАРТ: А как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка?
М. Б.: Стало лучше, в том плане, что рынок более стабилен, а
наши издания все-таки сумели твердо на нем закрепиться. Может,
по некоторым направлениям мы и делим его с одним из конкурентов,
но в целом занимаем лидирующие позиции. Кроме того, аудитория
очень сильно выросла по сравнению с 1995 г. Сейчас профессия
системного администратора стала просто массовой. Но, так или
иначе, 1998 г. стал переломным. Наступил момент, когда надо было
искать новые рынки.
ГАРТ: Давайте поговорим об этом подробнее. Видимо, начиная, Вы
сделали верную ставку, занявшись изданиями business-to-business
(b2b), которых на рынке практически не было. Потом же
предприняли попытку выйти на рынок изданий business-to-consumer
(b2c).
М. Б.: Действительно, мы довольно интенсивно пытались выходить
на рынки b2c. Но конкурировать с международными издательствами,
у которых огромные бюджеты, оказалось непросто. Сейчас из
журналов b2c у нас остаются Stuff и What's Car. Есть журнал
Economist - про искусство управления. Еще один массовый продукт,
для детской аудитории - еженедельник «Классный журнал». Его
тираж составляет сейчас 75 тыс. экз. Но это, конечно, трудный и
неоднозначный бизнес, потому что распространители платят с
большими задержками.
ГАРТ: Тем не менее, вы продолжаете бороться за рынок b2c?
М. Б.: Посмотрим, сможем ли мы на нем закрепиться. Например, с
What’s Car. Пока наши конкуренты нам тождественны, но все может
измениться. В то же время, независимое издание «Авторевю» никто
с рынка не вытеснил!
ГАРТ: У этой газеты хороший контент. Такой вопрос не всегда
можно решить за счет покупки лицензии.
М. Б.: Как показал опыт, даже деньгами он не всегда решается. С
другой стороны, деньги все-таки значат много. Например, я бы
неудавшийся проект давно закрыл, а кто-то может позволить себе
продержать его на рынке несколько лет, и издание в конце концов
займет свою нишу.
ГАРТ: Как вы считаете, на рынке b2b нас тоже со временем
потеснят международные издательства?
М. Б.: Зарубежный издатель с помощью непрерывных денежных
вливаний может сделать пафосный продукт, но ведь деньги когда-то
должны вернуться. Поэтому я думаю, что не очень большие ниши b2b
все-таки будут заняты нашими издательствами. Кстати, недавно мы
запустили новый b2b-проект - журнал Oil&Gas.
ГАРТ: Бытует мнение, что сырьевой бизнес - клановый и
родственный, и войти в него со стороны очень сложно. Думаете,
получится?
М. Б.: Почти уверен.
ГАРТ: А нефтяникам это зачем?
М. Б.: Есть ведь не только нефтяники, но и сопутствующая
индустрия: производители всевозможного специального оборудования,
материалов, электроники и т. п. Им тоже нужен выход на эту
отрасль. Причем они не торгуются. Если приняли решение размещать
рекламу, то размещают. Так что, несмотря на то, что издалека эта
индустрия кажется неприступной, она очень благожелательная.
Мы планируем внимательнее посмотреть и на другие стратегические
b2b-рынки - электроэнергетику, водоснабжение, строительство и
прочие.
ГАРТ: Видимо, со строительством будет сложнее.
М. Б.: Не уверен, потому что продуктов b2b там нет. Есть «Дача
своими руками», а вот, например, про технологии напряженного
бетона никто не пишет. Думаю, издания для специалистов - это
перспективное направление. Возьмите то же американское
издательство IDG с оборотом около 4 млрд долл. У него сейчас два
основных продукта, и оба относятся к сектору b2b. Computer World
в США на лотке купить невозможно. Продавцы даже не знают такого
названия, при том, что PC Week и PC Magazine у них продаются.
Второй продукт, CIO, предназначен для руководителей
информационных служб. Кстати, мы издаем аналог этого журнала «Директор
информационной службы». Дела идут очень хорошо. В прошедшему
году оборот вырос на 40%.
ГАРТ: Он тоже не продается на лотках?
М. Б.: Не продается. Подписка достаточно дорогая - около трехсот
рублей за экземпляр, и при этом у него более 3 тыс. получателей.
Так что продукты b2b востребованы и у нас.
Но объемы рекламных рынков в Америке и России несравнимы. Там
есть журналы типа People, у которого тираж 12 млн и стоимость
полосы рекламы 350 тыс. долл. Правда, розница из этого - миллион,
а все остальное по подписке. У нас же подписка практически не
работает из-за почты. Если там письмо идет два дня с побережья
одного океана на побережье другого, то у нас только по
Московской области - две недели. Наверное, в конце концов все
как-то стабилизируется и, может быть, даже Федеральная почтовая
служба будет нормально работать.
ГАРТ: Вопрос только в том, сколько это будет стоить.
М. Б.: Согласен. Уже сейчас стоимость доставки соизмерима с
расходами на производство журнала, а иногда и превышает их.
ГАРТ: Кстати, если уж заговорили о производстве: обычно
собственными типографиями обзаводятся газетные издательства.
Приобретение типографии журнальным издательством - случай
нетипичный даже для Запада. Чья была идея?
М. Б.: Моя. На самом деле, удобно иметь собственную типографию.
Особенно в ситуациях критических. Правда, здесь есть одна
проблема: у нас в стране владелец любого производства становится
зависимым от местных властей и многих других факторов
неопределенности. Например, кто-то что-то слил в канализацию, и
тут же начинаются вопросы, а не ты ли это слил и не поделиться
ли тебе деньгами. Эти службы могут делать с тобой, что хотят,
присылать всевозможные комиссии и т. п. И если издательство
может при неблагоприятном стечении обстоятельств просто
переехать в другой офис, то там - многотонное железо, которое в
один день не перенесешь. Даже за месяц практически невозможно.
Есть еще второй фактор - наш советский люмпен, который работать
не хочет и не умеет, даже если ему платят зарплату. Еще повезло,
что не так далеко находится типография «Черноголовка», и
какую-то часть кадров мы оттуда акцептировали. Сейчас у нас
работают около 180 человек, и зарплаты они получают сравнимые с
московскими.
ГАРТ: Тем не менее, с экономической точки зрения все нормально?
М. Б.: Если не считать инвестиций в будущее. Я не говорю о
производственных мощностях. Как только мы купили листовую машину,
она сразу начала «печатать деньги» - чем дальше, тем больше. А
вот когда мы решили строить свою котельную, потому что нас
местная станция отключила от тепла... Котельная денег не
производит, а в лучшем случае позволит в ближайшие 5 лет
что-нибудь сэкономить на тепле. То же самое со всем остальным.
Но с точки зрения формального бизнес-процесса у меня претензий к
типографии нет.
ГАРТ: Здание - ваша собственность?
М. Б.: Да. Мы приобрели в Ногинске цех одной из местных
чулочно-прядильных фабрик. Еще у нас было требование, чтобы
рядом проходила железная дорога, потому что планировались
большие объемы. А пока их нет, обходимся фурами.
ГАРТ: И все-таки, все это немного странно...
М. Б.: Да абстрагируйтесь от этой связки «типография-издательство»!
Просто были деньги, и мы инвестировали их в другой бизнес. Что
же тут странного? Тем более, что полиграфия - нормальный бизнес.
Все чаще почему-то наши интервьюируемые
увлекаются экстремальными видами спорта ;-)