|
Евгений
БУТМАН
Холдинг ECS
Президент |
ГАРТ: Евгений, видимо, теперь Вас можно именовать
«главным ньюсмейкером» нашей небольшой полиграфической отрасли?
Е. Б.: Ну, не очень часто, но раз в год у нас
случаются интересные события.
ГАРТ: Теперь еще и «Вариант»?
Е. Б.: Да, в апреле компания «Вариант» вошла
в состав холдинга ECS. В сделке фигурировали фирмы «Вариант-офсет»,
«Вариант-флексо» и «Варио-сервис».
ГАРТ: Кажется, в последнее время «Вариант» не
был активным игроком на полиграфическом рынке.
Е. Б.: Вы говорите о рынке офсетной печати. А
вот с продажами флексографских машин, особенно Mark Andy, у этой
компании все было в порядке. Впрочем, и в офсете у «Варианта»
была своя ниша.
ГАРТ: У Mark Andy на российском рынке есть два
очень серьезных конкурента - поставщики узкорулонных машин Nilpeter
и Gallus.
Е. Б.: Собственно, российский рынок на 70–80%
и делят эти три компании. При этом более трети продаваемых у нас
в стране узкорулонных машин принадлежит Mark Andy. В этом секторе
«Вариант» является абсолютным лидером.
Надо напомнить, что у «Варианта» соглашения не
только с этой компанией. Есть и другие торговые марки: Comco и
Labelmen. Есть также соглашение с Fischer&Krecke, производителем
широкорулонных машин. Очень хорошая и сбалансированная линейка.
При детальном ознакомлении нам было приятно убедиться,
что бизнес у «Варианта» достаточно большой: много текущих контрактов
и потенциальных сделок, к тому же хороший коллектив, включая знакомых
людей, которые раньше работали у нас. Но, конечно, планируется
и расширение штата. Руководить фирмой теперь будет Ирина Иоаннесян.
ГАРТ: Есть мнение, что для такой компании, как,
например, Fischer&Krecke экономически более выгодно открыть
в России представительство, чем сотрудничать с дилером. Потенциальных
клиентов на такие машины можно по пальцам пересчитать. Офис с
руководителем и двумя «девочками на телефоне» обойдется намного
дешевле работы через дилера.
Е. Б.: Не согласен. Во-первых, потому, что нужно
еще обеспечивать сервис. Производители упаковки часто выбирают
поставщика именно по этому критерию, а затраты на организацию
системы сервиса в России для представительства могут оказаться
существенными. Ведь сервис не может быть недостаточным. Во-вторых,
у разных фирм-производителей разная региональная политика. Fischer&Krecke,
например, работает, используя местные компании. Кроме того, в
группе компаний ECS есть поставщик красок для печати упаковки,
и мы хорошо знаем потенциальных покупателей широкорулонных машин.
Если отвлечься от упаковки, то нам очень интересен
бизнес поставки неновых офсетных печатных машин, совмещенный с
услугами по сервису - то, чем занимается «Варио-Сервис». А продуктовая
линейка послепечатного оборудования «Вариант-офсет» отлично дополняет
имеющуюся у нас.
ГАРТ: Евгений, Вы полагаете, что российский рынок
полиграфического оборудования будет расти?
Е. Б.: Думаю да. Посмотрим на недавнюю историю
- 5–7 лет назад. На рынке работали две группы типографий: небольшие
частные и крупные государственные, которые не слишком активно
занимались тем, что им досталось по наследству. Эти два сектора
почти не пересекались. Теперь частные типографии уже вполне окрепли,
а государственные, в свою очередь, становятся частными.
Большие полиграфические предприятия начинают
развивать другие направления, в том числе - производство упаковки.
За прошедшие годы типографии набрали себе множество самого разнообразного
оборудования, и теперь не могут его эффективно использовать. Большая
часть машин уже не соответствует потребностям производств. Этот
парк необходимо обновлять и приводить в соответствие с текущими
потребностями бизнеса. Именно поэтому мы стараемся иметь полноценное
предложение по всем видам оборудования, включая машины для печати
этикетки и упаковки.
ГАРТ: Но этап, когда крупные типографии стремились
к универсализации и предложению более широкого спектра услуг,
видимо, прошел. Рынок стабилизировался, и сегодня специализированные
предприятия находятся в более выгодном положении.
Е. Б.: Не согласен. Я считаю, что процессы специализации
и универсализации существуют параллельно. Очевидно, руководители
крупных предприятий заботятся о развитии гораздо серьезнее, чем
раньше. У них возникают разные идеи на этот счет, а у нашей группы
есть что предложить таким покупателям.
Если взглянуть на расклад сил, то, на мой взгляд,
на рынке сегодня всего два универсальных поставщика оборудования
и материалов. Это Heidelberg и наша группа. Есть еще два-три крупных
специализированных поставщика.
ГАРТ: Интересно, что, например, в Англии или
Германии такой группы компаний, работающей на полиграфическом
рынке, нет.
Е. Б.: Нет. Но я бы не стал рассматривать в этом
контексте крупные страны Западной Европы. Это совсем иные рынки.
Там все давно сложилось.
ГАРТ: У Вас получается прямо-таки концепция «супермаркета»
в рамках одной группы компаний?
Е. Б.: Концепция «супермаркета» работает на потребительском
рынке.Здесь разложен товар, там касса. Покупай, плати, уходи.
Мы же работаем в совсем других условиях. Наша концепция построена
на максимально широком предложении технологий, подкрепленном опытом,
связями, ресурсами, людьми, сервисом. Она, среди прочего, предусматривает
объемные и долговременные отношения с заказчиками. И, развиваясь,
мы стараемся реализовать весь свой неплохой потенциал.
ГАРТ: Это понятно: в любом учебнике MBA можно
прочитать про то, что бизнес надо диверсифицировать, про анализ
конкурентной ситуации и методы борьбы с конкурентами.
Е. Б.: Не вижу в этом ничего плохого. Побольше
бы руководителей читало полезные книжки, всем бы стало лучше.
Мы к этому шли несколько лет, и, если взять всю группу, то сегодня
у нас самый широкий выбор оборудования и материалов. Мы не занимаемся
разве что поставками бумаги и оборудования для трафаретной печати.
Но каждая наша компания является узкоспециализированной, а в сумме
мы - универсальная группа. Каждая из компаний в своем сегменте
является одним из лидеров, и суммарный объем очень существенный.
Мы сейчас - самая большая компания в России. Например, по продажам
резальных машин стали в прошлом году крупнейшими. Мы один из двух
лидеров и в продажах листовых печатных машин. Умеем работать и
с поставщиками, и с клиентами. Брать на себя обязательства и выполнять
их.
Судите сами. Мы начали продавать офсетные пластины
Lastra в 1998 г. с нуля. Сегодня являемся поставщиком пластин
номер один на российском рынке. Занялись печатными машинами Ryobi,
и в течение года (в 2000 г.) получили статус эксклюзивного дистрибутора.
Послепечатное оборудование Horizon: было три канала поставок,
с 2002 г. у нас эксклюзив, после чего мы ежегодно удваиваем объем
продаж. В этом году, надеюсь, тоже удвоим.
Я думаю, среди поставщиков у нас сегодня неплохая
репутация. По крайней мере, нам удалось договориться с производителями,
работавшими с «Вариантом».
ГАРТ: Евгений, интересно, Ваша группа может теперь
просто купить любого поставщика оборудования, отладить в нем бизнес-процессы
и все «поедет на автомате»?
Е. Б.: Теоретически - может, но «на автомате»
ничего не поедет. Кроме финансовой модели, должны быть отлажены
и многие другие компоненты системы: отношения с поставщиками,
система продаж, включая региональную, имидж, ключевые сотрудники.
Есть еще функция управляющей компании, которая должна заниматься
стратегическим развитием.
Мы владеем знаниями о том, что нужно сделать,
чтобы все заработало, умеем повышать капитализацию компании, увеличивать
прибыльность.
ГАРТ: Но полиграфия как отрасль, на наш взгляд,
существенно отличается от продажи, скажем, товаров народного потребления.
Здесь очень важны не только процессы, но и персональные отношения
с лицами, которые принимают решения в типографиях. Все равно все
упирается в людей?
Е. Б.: Люди очень важны, но так же важно и все
то, что я уже назвал. Без комплексного подхода современный бизнес
невозможен.
Есть организационные процедуры. Если внутренние
процессы не налажены, то каким бы гениальным ни был продавец -
он сможет закрыть лишь несколько сделок, а после первых серьезных
проблем, например, с сервисным обслуживанием, все закончится.
Такая компания больше не сможет нормально работать на рынке, вне
зависимости от того, насколько хорошо ее менеджер и менеджер полиграфического
предприятия лично знают друг друга. Нужна именно система - и продаж,
и сервиса. Нужна региональная инфраструктура продаж. У нас 9 филиалов,
и в каждом реализована такая система.
ГАРТ: Процесс сложный, и немаловажный фактор
в нем - люди. Или нет?
Е. Б.: Просто каждый филиал должен быть рассчитан
на обслуживание определенного числа клиентов. И если он может
обслужить пятнадцать клиентов из двухсот, имеющихся в регионе,
то это напрасно истраченные деньги.
ГАРТ: Но двести клиентов наберется далеко не
в каждом регионе.
Е. Б.: Смотря что называть регионом. Речь идет
о крупных, в каждом из которых - сотни заказчиков. Мы стараемся
добиться того, чтобы продавцы контактировали с каждым из них.
Есть, естественно, иерархия среди менеджеров. Есть те, кто «открывает»
сделки, потому что до какого-то момента действительно работают
личные связи, дружба и все остальное. Но необходимы и другие люди,
которые потом будут работать над тем, чтобы эти сделки состоялись.
А это уже система продаж и организация бизнес-процессов.
ГАРТ: Ну, и кто следующий войдет в состав холдинга
ECS?
Е. Б.: На данном этапе, я думаю, процесс слияний
и поглощений на российском рынке завершен. Покупать больше особенно
некого. Мы все достаточно скрупулезно проанализировали. Есть крупные
компании, которые, на мой взгляд, самодостаточны и не нуждаются
ни в инвестициях, ни в укрупнении. Несомненно, на рынке есть еще
интересные компании, но их влияние на расклад сил несущественно.
ГАРТ: Кстати, о рыночных тенденциях: на фоне
изменений у поставщиков немецких машин во второй половине прошлого
года существенно увеличились поставки японских листовых машин
Ryobi и Komori.
Е. Б.: Да, увеличились. Рост поставок японских
машин произошел, но не за счет MAN Roland. Секций листовых машин
этой фирмы в 2005 г. было продано вдвое больше, чем в 2004. Если
говорить только о японских машинах, здесь поставщики невольно
помогают друг другу - улучшают репутацию японской техники. А по
Ryobi, кстати, произошел прорыв в формате B2.
ГАРТ: Есть еще японские Mitsubishi...
Е. Б.: Присутствие Mitsubishi не очень заметно.
Мне кажется, в России выигрывают те компании, для которых наш
рынок приоритетен, которые озабочены своей репутацией перед российскими
полиграфистами. А у Mitsubishi отношение к российскому рынку пока
не очень внятное, причем все 8 лет, что они здесь работают. Посмотрим...
Вероятно, что-то должно измениться. Многим японским компаниям,
кроме названных лидеров, есть что менять в своей политике в России.
ГАРТ: Евгений, а как Вы оцениваете перспективы
продаж новых печатных машин в этом году и как, по-Вашему, будет
развиваться рынок?
Е. Б.: Мы запланировали продать не менее
150 секций машин MAN Roland и Ryobi суммарно. Это и новые, и неновые
машины. Для нас это будет хорошим результатом. Как будет развиваться
рынок, сказать сложно, год от года отличается. Что касается соотношения
новых и неновых машин... С одной стороны, есть поставщики, предлагающие
нормальный сервис, заказчикам легче, чем в прошлые годы, получать
новое оборудование в кредит или на условиях лизинга. Рост конкуренции
требует машин с высокой автоматизацией. Кстати, рост продаж систем
СТР будет тоже способствовать росту продаж новых машин. С другой
стороны, проблемы с подбором квалифицированного персонала - печатников
и технологов - часто заставляют владельцев предпочесть неновые
машины. Так что, думаю, это соотношение в целом останется неизменным.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В апреле с. г. компания «Вариант» вошла
в состав холдинга ECS. Таким образом, теперь полиграфическое
направление ECS представлено компаниями HGS, «Апостроф-Принт»,
«Вариант», «Ориентал-принт», «Принтхаус».
«Вариант» занимает прочные позиции на рынке,
представляя узкорулонное оборудование ведущих американских
производителей Mark Andy, Comco, широкорулонное оборудование
Fisher&Krecke, машины высокой печати Labelmen, а также
линейку оборудования для производства гибкой упаковки. Имея
мощную поддержку крупнейшего на полиграфическом рынке холдинга,
руководство «Вариант» ставит целью достичь абсолютного лидерства
в сегменте флексографского оборудования, где компания имеет
традиционно сильные позиции.
Подразделение «Варио-Сервис», являющееся,
по общему признанию одним из лучших предприятий России по
обслуживанию полиграфического и флексографского оборудования,
используя ресурсы холдинга, получит возможность достичь
еще более высокого уровня обслуживания клиентов.
«Вариант» сохраняет полную самостоятельность,
здесь работает автономная менеджерская команда во главе
с генеральным директором – Ириной Иоаннесян, имеющей опыт
успешной реализации нескольких крупных бизнес-проектов,
в том числе и в полиграфическом бизнесе.
В целом, вхождение «Варианта» в ECS - шаг,
который позволит объединенной группе компаний упрочить позиции
на полиграфическом рынке, расширить присутствие во всех
ключевых регионах России и странах СНГ. Для клиентов новое
положение «Вариант» также обусловило ряд преимуществ - в
лице партнера фактически выступает крупнейший полиграфический
холдинг, расширяется ассортимент предлагаемого оборудования
и услуг.
|