НОМЕР 3 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














ЗАКОНЧИЛСЯ ЛИ КРИЗИС?

От производителей печатных машин стали поступать пресс-релизы, которые можно назвать сдержанно-оптимистичными. Растут объемы продаж, полученные заказы приближаются или даже превышают уровень докризисных. Заметим, что кризис у них наступил не в 2001, а в 2003 г. Причем, что интересно, он случился у всех одновременно. Мы изучили годовые отчеты четырех крупнейших производителей печатных машин. Результаты небольшого исследования приведены на диаграммах.

ПОЧЕМУ ИМЕННО 2003?

Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Если проанализировать статистику Heidelberg, а она говорит о многом, то 2001 г. начинался как самый успешный для компании. После выставки drupa 2000 наблюдался существенный рост продаж. А с 11 сентября наступил мгновенный спад. Начался он с американского рынка, и постепенно показатели роста всех остальных регионов тоже стали отрицательными. Всех, кроме Восточной Европы.

На протяжении последующих двух кризисных лет наш регион демонстрировал стабильный рост продаж. Правда, во втором квартале 2003 г. и в Восточной Европе все стало не так хорошо. Получился небольшой, но минус. Но 2003–2004 финансовый год регион опять единственный завершил с положительным показателем. Прошла очередная drupa, и начался небольшой рост и в Европе, и в Юго-Восточной Азии. Потом дела пошли еще лучше. Только в Северной Америке сокращение продаж продолжалось до 2005 г. С 2001 г. они упали почти в три раза. Дошло до того, что Восточная Европа по продажам могла бы уже сравняться с ней, но тут случилось то, чего никто не предвидел. Продажи упали в нашем регионе. Причем, в России - достаточно существенно. Видимо, высокий потенциал региона оказался исчерпан. После этого, возможно, и последовали смены руководства в «Гейдельберг СНГ». Конечно, Восточная Европа - это не только Россия. Тем не менее, наш рынок - один из самых больших в регионе, а для некоторых производителей - самый большой.

Что касается объемов продаж листовых печатных машин Heidelberg, то они начали стабильно расти после drupa 2004. Но сегодня, через два года после выставки, может начаться очередной спад, ведь статистика говорит о том, что Ipex - совсем не drupa с точки зрения акселеративного потенциала.

HEIDELBERG

Крупнейший производитель листовых печатных машин продолжает уверенно удерживать лидерство на рынке. Даже после отказа от подразделений рулонных и цифровых машин по объемам продаж компания существенно опережает ближайших конкурентов. Причем на диаграмме приведены показатели только для подразделения листовых машин Heidelberg. А суммарный оборот всех подразделений этой фирмы в 2005–2006 финансовом году может превысить 4 млрд евро.

1 Для Heidelberg приводятся только объемы
продаж листовых офсетных печатных машин

2 У Heidelberg и Komori финансовый год
начинается не с 1 января, а с 1 апреля

3 Для Heidelberg и Komori приведена оценка
объемов продаж в 2005–2006 финансовом году

MAN ROLAND

Ситуация вокруг второго по величине производителя печатных машин и лидера на рынке рулонной печати складывается неоднозначная. Мы уже писали об этом в предыдущем номере. По нашим данным получается, что MAN Roland - единственный из четверки, кто пока еще не достиг уровня 2002 г. Хотя, конечно, объем продаж не всегда правильно характеризует текущее состояние компании. Особенно, если она занимается производством рулонных печатных машин, заказ на которые исполняется несколько месяцев. Объем принятых заказов у MAN Roland в 2005 г. составил 2,1 млрд евро (что на 16% больше, чем у ближайшего преследователя) и превысил уровень 2001 г. Все говорит о том, что в текущем году ситуация должна существенно измениться в лучшую сторону. 51% оборота MAN Roland в 2005 г. пришелся на рулонные офсетные машины.

4 У MAN Roland финансовый год 2000 был сокращенным
 (6 мес.), и объемы продаж не являются показательными

КБА

Третий по объемам продаж производитель печатных машин чувствует себя, видимо, совсем неплохо. Начиная с 1998 г. его показатели в секторе листовых печатных машин стабильно растут, и увеличились за это время более чем в два раза. Правда, в 2003 г. у этой компании также был спад продаж, но обусловлен он сокращением рынка рулонных машин. Продажи листовых остались на уровне 2002 г. На сегодняшний день оборот КБА делится пополам между листовыми и рулонными машинами.

KOMORI

Входящий в четверку крупнейших японский производитель печатных машин также испытал на себе последствия американского и европейского кризисов, несмотря на то, что 45% его оборудования остается в Японии. Динамика объемов продаж в евро также не очень точно характеризует эту компанию, для которой основной показатель - оборот в иенах. Не будем забывать и о колебаниях курса доллара к евро. На приведенной диаграмме объемы вычислены исходя из среднего курса евро к иене за каждый год. Надо сказать, что объем продаж Komori в иенах в 2005 г. превысил объем 2000 г. К сожалению, мы не имеем информации по распределению этого объема между листовыми и рулонными машинами.

2 У Heidelberg и Komori финансовый год
начинается не с 1 января, а с 1 апреля

3 Для Heidelberg и Komori приведена оценка
объемов продаж в 2005–2006 финансовом году

5 Объемы продаж Komori переведены из иен в
евро на основе среднегодовых курсов этих валют

ОСТАЛЬНЫЕ

Остальные производители печатных машин имеют меньшие объемы продаж, причем о них можно найти только обрывочную информацию. Оборот подразделения Mitsubish Heavy Industries, занимающегося производством промышленных электроинструментов, печатных машин, оборудования для производства бумаги и экструдеров для пленки, составляет около 2 млрд долл. Какова в нем доля печатных машин - неизвестно. Еще один серьезный игрок на рынке рулонных офсетных машин - американская фирма Goss - после приобретения подразделения Heidelberg Web предполагала в 2005 г. выйти на годовой оборот 1 млрд долл. Это будет серьезный успех, ведь цифра близка к объемам продаж рулонных машин компаний КБА и MAN Roland. Но подтверждения информации пока нет.

Есть еще китайские производители печатных машин. Кстати, по оценкам КБА, к 2010 г. на европейском рынке останутся только два–три локальных производителя печатных машин, а конкурировать им придется с несколькими китайскими. Вероятно, имеется в виду, что оставшиеся небольшие производители либо разорятся, либо войдут в состав крупнейших. Что-то все достаточно пессимистично.

РОССИЯ

Прошедший год был для большинства из четверки не самым успешным с точки зрения продаж новых печатных машин в Россию. Исключение составляет, видимо, только Komori. Но мы еще пять лет назад писали о том, что макроситуация на нашем рынке может существенно измениться, и подавляющая доля немецких производителей несколько сократится в пользу японских. Насколько нам известно, у поставщика машин Ryobi дела также идут неплохо. Так что все еще впереди.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">











































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства