
АНГЛИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
Для начала банальное замечание:
любая страна в своем развитии переживает взлеты и падения. Взять, к
примеру, ту же Англию. Древнейшую историю со Стоунхенджем трогать не
будем. Начнем, пожалуй, со времен индустриальной революции.
Промышленность в Англии возникла в XVIII веке, когда появились паровые
машины, немалый вклад в разработку которых внесли английские инженеры.
Сначала эти машины использовались для откачивания грунтовых вод из
угольных шахт. Потом появились пароходы и паровозы...
Правда, оснастить паровым приводом печатную машину англичане так и не
догадались - эта идея принадлежала уже немцу, Фридриху Кенигу. Затем,
в середине XIX века, произошла вторая индустриальная революция, и
первенство от Англии перешло к Германии и США.

К чему все эти экскурсы в
историю? Да просто создается такое впечатление, что на родине футбола
из индустрии скоро останется один футбол. Правда, и тот уже не
английский. Ведущие клубы премьер-лиги постепенно находят новых хозяев.
По стопам владельца «Челси» идут другие инвесторы.
Или вот еще интересный факт: будучи в Англии, главный редактор ГАРТ
узнал о закрытии завода «Пежо-Ситроен». Когда-то завод был построен
специально для удовлетворения нужд внутреннего рынка Англии, но в один
прекрасный момент французы решили, что выгоднее все же производить
автомобили у себя.

КОЛИЧЕСТВО ТИПОГРАФИЙ В АНГЛИИ (тыс.)
 |
Маленькие типографии (<20 сотрудников) |
 |
Небольшие типографии (20–50 сотрудников) |
 |
Средние и крупные типографии (>50 сотрудников) |
Продолжит тему взлетов и падений
разговор о современном состоянии английской полиграфии.
НЕВЕСЕЛЫЕ ОЦЕНКИ
В предыдущем номере ГАРТ мы рассказывали о американском
полиграфическом рынке, теперь пришла пора английского. Зачем писать об
этом в российском журнале? Все очень просто: нас ждет то же самое. Со
временем, конечно. А может быть, мы этот этап «укрупнения крупных и
сокращения мелких» проскочили как феодальный строй и сразу же
оказались на новом? Рынок-то у нас развивающийся.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА

Количество занятых в отрасли (тыс.)

Средний годовой оборот на одного
сотрудника (тыс. фунтов)

Средний годовой оборот на одного
сотрудника (тыс. фунтов)
Но вернемся к Англии. На пресс-конференции
КБА во время выставки Ipex исполнительный директор компании KBA
United Kingdom Кристиан Кнап (Chris-tian Knapp) рассказал собравшимся
журналистам о перспективах английского полиграфического рынка.
Перспективы оказались не очень радостными, причем ближайшие четыре
года станут самыми тяжелыми для английских полиграфистов. Ожидается,
что за этот период общее число типографий сократится на треть,
а число самих полиграфистов - на 45%. Возможно, прогноз КБА излишне
пессимистичен, но основывается он, надо полагать, на актуальной
информации.
МАЛЕНЬКИЕ (<20)
В 2000 г. небольших типографий в Англии насчитывалось более 16
тыс. Что такое типография с персоналом меньше 20 человек? Наверняка,
в большинстве из них сотрудников существенно меньше - 5–7. Это
региональные типографии, в число которых входят полиграфические
отделы при крупных производствах, учебных заведениях и пр. Одна-две
печатные машины, формный автомат, позволяющий работать с бумажными
оригиналами, ручное послепечатное оборудование. Как правило, печатается
продукция в одну-две краски.
Доля оборота этих типографий не превышает 10% объема полиграфического
рынка. То есть в 2006 г. средний годовой оборот маленькой английской
типографии составит 240 тыс. долл. Тем не менее, без таких компаний
полиграфия не выживет.
| СКОЛЬКО
ГРАММ НА КАЖДОГО?
Понятно, что российский
рынок существенно отличается от английского. Но есть некоторые
объективные параметры, по которым эти рынки можно сравнивать.

Возьмем краски для
листового офсета. В России их годовое потребление всего
в два с небольшим раза меньше, чем в Англии. А рынок печатной
продукции меньше, видимо, раз в десять.

Интересно сравнить
потребление листовых красок на душу населения в различных
странах Европы. Наряду с крупнейшими, мы специально выбрали
для диаграммы и те страны, которые часто сравнивают с Россией.
Например, наш рекламный рынок по объему приближается к испанскому
- и потребление красок похожее. Но наши 30 г на душу населения
- все-таки очень мало. Значит, грядет этап большого роста?

|
НЕБОЛЬШИЕ (20–50)
Самое интересное, что число небольших полиграфических предприятий
в Англии, по оценке КБА, за период 2000–2010 гг. уменьшится в
пять (!) раз. С 1250 предприятий до 260. Причина, видимо, в том,
что для успешной конкуренции необходимо современное оборудование.
При годовом обороте 0,4–1,0 млн долл. инвестиции в новую многокрасочную
печатную машину будут мероприятием очень рискованным. Придется
брать кредит и автоматически переходить в следующую «весовую категорию».
Если типография расположена где-нибудь в глухой английской деревушке,
то ей требуется еще и собственный участок допечатной подготовки
с фотовыводным устройством или системой СТР. И послепечатное оборудование
тоже необходимо - не будешь же каждый тираж возить в какой-нибудь
соседний город на фальцовку и скрепление.
При односменной работе типографии загрузка машин минимальна, окупаемость
призрачна. Невыгодно, чтобы оборудование простаивало 75% времени
(128 часов в неделю). Есть необходимость в некоем централизованном
пункте приема заказов, работе по кооперации с другими типографиями
и пр.
Логичными становятся слияния, в результате которых образуются
предприятия большего масштаба, размещающиеся на разных производственных
площадках. Потом такая укрупненная типография может попасть в
поле зрения серьезного игрока, который, изучив вопрос, ее приобретет,
закроет пару площадок, оптимизирует производство и подстроит его
под нужды уже имеющегося.
СРЕДНИЕ И КРУПНЫЕ (>50)
С этими все понятно. В их числе крупнейшие производства типа Polestar,
о котором мы уже писали в октябрьском номере за прошлый год. Но
есть и средние, которые стали такими, пройдя стадию небольших.
И таких предприятий к 2010 г. в Англии останется всего три сотни.
А КАК ЖЕ МЫ?
В России пока побольше, чем 300 полиграфических предприятий, имеющих
в штате 50 и более сотрудников. И что это означает?
Давайте возьмем для примера среднюю московскую типографию. Стандартный
набор - две многокрасочные полуформатные листовые печатные машины
и одна машина полного формата. Среди них работающих на рекламно-коммерческом
рынке, видимо, наберется с десяток. Штат, состоящий из 80–150
человек, система СТР, различное послепечатное оборудование...
И что, эта типография похожа на английскую из тех самых трех сотен?
Нет, не похожа. Причем, не потому, что у нее нет печатной машины
с переворотом листа и системы управления рабочими потоками. Из
приведенных диаграмм можно легко вычислить средний годовой оборот
на одного сотрудника типографии. Это 79 тыс. фунтов или около
140 тыс. долл. Ну что, есть у нас такие? К сожалению, нет, если
не считать «Алмаз-Пресс», у которого этот показатель составляет
около 100 тыс. долл. Судя по другим отчетам, в английских типографиях
с численным составом 100 и более сотрудников годовой оборот на
каждого еще выше и составляет 98–120 тыс. фунтов. По прогнозам,
к 2010 г. среднее значение составит 170 тыс. фунтов или около
300 тыс. долл. на штатную единицу.
Сейчас все скажут, что у нас ниже зарплаты и цены, поэтому нам
Англия не указ. Возможно. Тем не менее, становится понятно, почему
такой популярностью в Англии пользуются печатные машины с переворотом.
Ведь на одной восьмикрасочной машине при той же смене из двух
операторов можно добиться в два раза большего объема печати. А
уж про системы СТР и говорить не приходится. Один оператор в большой
типографии заменяет трех-четырех сотрудников формного участка.
Возможно, у нас пока выгоднее иметь больший штат, который не стоит
таких денег, как в Европе, где с учетом налогов один сотрудник
в среднем обходится в 4 тыс. евро в месяц (в Англии, кстати, еще
больше). Но надолго ли такая ситуация сохранится?