НОМЕР 3 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














АНГЛИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ

Для начала банальное замечание: любая страна в своем развитии переживает взлеты и падения. Взять, к примеру, ту же Англию. Древнейшую историю со Стоунхенджем трогать не будем. Начнем, пожалуй, со времен индустриальной революции.

Промышленность в Англии возникла в XVIII веке, когда появились паровые машины, немалый вклад в разработку которых внесли английские инженеры. Сначала эти машины использовались для откачивания грунтовых вод из угольных шахт. Потом появились пароходы и паровозы...

Правда, оснастить паровым приводом печатную машину англичане так и не догадались - эта идея принадлежала уже немцу, Фридриху Кенигу. Затем, в середине XIX века, произошла вторая индустриальная революция, и первенство от Англии перешло к Германии и США.

К чему все эти экскурсы в историю? Да просто создается такое впечатление, что на родине футбола из индустрии скоро останется один футбол. Правда, и тот уже не английский. Ведущие клубы премьер-лиги постепенно находят новых хозяев. По стопам владельца «Челси» идут другие инвесторы.

Или вот еще интересный факт: будучи в Англии, главный редактор ГАРТ узнал о закрытии завода «Пежо-Ситроен». Когда-то завод был построен специально для удовлетворения нужд внутреннего рынка Англии, но в один прекрасный момент французы решили, что выгоднее все же производить автомобили у себя.

КОЛИЧЕСТВО ТИПОГРАФИЙ В АНГЛИИ (тыс.)

Маленькие типографии (<20 сотрудников)
Небольшие типографии (20–50 сотрудников)
Средние и крупные типографии (>50 сотрудников)

Продолжит тему взлетов и падений разговор о современном состоянии английской полиграфии.

НЕВЕСЕЛЫЕ ОЦЕНКИ

В предыдущем номере ГАРТ мы рассказывали о американском полиграфическом рынке, теперь пришла пора английского. Зачем писать об этом в российском журнале? Все очень просто: нас ждет то же самое. Со временем, конечно. А может быть, мы этот этап «укрупнения крупных и сокращения мелких» проскочили как феодальный строй и сразу же оказались на новом? Рынок-то у нас развивающийся.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО
ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА

Количество занятых в отрасли (тыс.)

Средний годовой оборот на одного
сотрудника (тыс. фунтов)

Средний годовой оборот на одного
сотрудника (тыс. фунтов)

Но вернемся к Англии. На пресс-конференции КБА во время выставки Ipex исполнительный директор компании KBA United Kingdom Кристиан Кнап (Chris-tian Knapp) рассказал собравшимся журналистам о перспективах английского полиграфического рынка. Перспективы оказались не очень радостными, причем ближайшие четыре года станут самыми тяжелыми для английских полиграфистов. Ожидается, что за этот период общее число типографий сократится на треть, а число самих полиграфистов - на 45%. Возможно, прогноз КБА излишне пессимистичен, но основывается он, надо полагать, на актуальной информации.

МАЛЕНЬКИЕ (<20)


В 2000 г. небольших типографий в Англии насчитывалось более 16 тыс. Что такое типография с персоналом меньше 20 человек? Наверняка, в большинстве из них сотрудников существенно меньше - 5–7. Это региональные типографии, в число которых входят полиграфические отделы при крупных производствах, учебных заведениях и пр. Одна-две печатные машины, формный автомат, позволяющий работать с бумажными оригиналами, ручное послепечатное оборудование. Как правило, печатается продукция в одну-две краски.

Доля оборота этих типографий не превышает 10% объема полиграфического рынка. То есть в 2006 г. средний годовой оборот маленькой английской типографии составит 240 тыс. долл. Тем не менее, без таких компаний полиграфия не выживет.

СКОЛЬКО ГРАММ НА КАЖДОГО?

Понятно, что российский рынок существенно отличается от английского. Но есть некоторые объективные параметры, по которым эти рынки можно сравнивать.

Возьмем краски для листового офсета. В России их годовое потребление всего в два с небольшим раза меньше, чем в Англии. А рынок печатной продукции меньше, видимо, раз в десять.

Интересно сравнить потребление листовых красок на душу населения в различных странах Европы. Наряду с крупнейшими, мы специально выбрали для диаграммы и те страны, которые часто сравнивают с Россией. Например, наш рекламный рынок по объему приближается к испанскому - и потребление красок похожее. Но наши 30 г на душу населения - все-таки очень мало. Значит, грядет этап большого роста?



НЕБОЛЬШИЕ (20–50)

Самое интересное, что число небольших полиграфических предприятий в Англии, по оценке КБА, за период 2000–2010 гг. уменьшится в пять (!) раз. С 1250 предприятий до 260. Причина, видимо, в том, что для успешной конкуренции необходимо современное оборудование. При годовом обороте 0,4–1,0 млн долл. инвестиции в новую многокрасочную печатную машину будут мероприятием очень рискованным. Придется брать кредит и автоматически переходить в следующую «весовую категорию».

Если типография расположена где-нибудь в глухой английской деревушке, то ей требуется еще и собственный участок допечатной подготовки с фотовыводным устройством или системой СТР. И послепечатное оборудование тоже необходимо - не будешь же каждый тираж возить в какой-нибудь соседний город на фальцовку и скрепление.

При односменной работе типографии загрузка машин минимальна, окупаемость призрачна. Невыгодно, чтобы оборудование простаивало 75% времени (128 часов в неделю). Есть необходимость в некоем централизованном пункте приема заказов, работе по кооперации с другими типографиями и пр.

Логичными становятся слияния, в результате которых образуются предприятия большего масштаба, размещающиеся на разных производственных площадках. Потом такая укрупненная типография может попасть в поле зрения серьезного игрока, который, изучив вопрос, ее приобретет, закроет пару площадок, оптимизирует производство и подстроит его под нужды уже имеющегося.

СРЕДНИЕ И КРУПНЫЕ (>50)

С этими все понятно. В их числе крупнейшие производства типа Polestar, о котором мы уже писали в октябрьском номере за прошлый год. Но есть и средние, которые стали такими, пройдя стадию небольших. И таких предприятий к 2010 г. в Англии останется всего три сотни.

А КАК ЖЕ МЫ?

В России пока побольше, чем 300 полиграфических предприятий, имеющих в штате 50 и более сотрудников. И что это означает?

Давайте возьмем для примера среднюю московскую типографию. Стандартный набор - две многокрасочные полуформатные листовые печатные машины и одна машина полного формата. Среди них работающих на рекламно-коммерческом рынке, видимо, наберется с десяток. Штат, состоящий из 80–150 человек, система СТР, различное послепечатное оборудование...

И что, эта типография похожа на английскую из тех самых трех сотен? Нет, не похожа. Причем, не потому, что у нее нет печатной машины с переворотом листа и системы управления рабочими потоками. Из приведенных диаграмм можно легко вычислить средний годовой оборот на одного сотрудника типографии. Это 79 тыс. фунтов или около 140 тыс. долл. Ну что, есть у нас такие? К сожалению, нет, если не считать «Алмаз-Пресс», у которого этот показатель составляет около 100 тыс. долл. Судя по другим отчетам, в английских типографиях с численным составом 100 и более сотрудников годовой оборот на каждого еще выше и составляет 98–120 тыс. фунтов. По прогнозам, к 2010 г. среднее значение составит 170 тыс. фунтов или около 300 тыс. долл. на штатную единицу.

Сейчас все скажут, что у нас ниже зарплаты и цены, поэтому нам Англия не указ. Возможно. Тем не менее, становится понятно, почему такой популярностью в Англии пользуются печатные машины с переворотом. Ведь на одной восьмикрасочной машине при той же смене из двух операторов можно добиться в два раза большего объема печати. А уж про системы СТР и говорить не приходится. Один оператор в большой типографии заменяет трех-четырех сотрудников формного участка.

Возможно, у нас пока выгоднее иметь больший штат, который не стоит таких денег, как в Европе, где с учетом налогов один сотрудник в среднем обходится в 4 тыс. евро в месяц (в Англии, кстати, еще больше). Но надолго ли такая ситуация сохранится?














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">














































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства