НОМЕР 3 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Виктор
САМОЛОВОВ
Flint Group
Руководитель
представительства

ГАРТ: Виктор, как Вы оцениваете «круглый стол» с участием поставщиков красок, прошедший в «Курсиве»?

В. С.: Я считаю, что это была хорошая возможность оценить российский рынок печатных красок. На мой взгляд, состоялась интересная дискуссия. Теперь и поставщики, и ваши читатели будут иметь относительно корректную оценку рынка, сделанную его основными участниками.

ГАРТ: Полученные данные говорят о том, что очень высокими темпами растет потребление красок для производства упаковки?

В. С.: Да, ситуация именно такова. Это логично, ведь растет и потребление самой упаковки. Российский потребительский рынок бурно развивается, и если рост российского ВВП составил в прошлом году около 6%, то, к примеру, пищевая промышленность росла в два раза быстрее. А упаковка ведь нужна не только для пищевой продукции. Как результат, устанавливаются новые широкорулонные машины и растет загрузка существующих. Появляются новые производства, продолжают приходить международные производители. Я думаю, что рынок красок для упаковки будет продолжать расти высокими темпами.

К тому же наметилась тенденция увеличения числа проектов по глубокой печати как на производствах, принадлежащих международным производителям упаковки, так и на российских.

ГАРТ: Возможностей флексографии не хватает?

В. С.: Сегодня основная проблема глубокой печати - допечатная подготовка - решается в России существенно лучше. Есть наши производители цилиндров, пришли и приходят в Россию крупнейшие европейские игроки. А при наличии качественных цилиндров сам процесс печати проще, а результат - намного более предсказуемый, чем во флексографии. Этот процесс существенно менее зависим от «человеческого фактора» и, следовательно, обеспечивает более постоянное качество.

В какой-то момент глубокая печать очень сильно уступала флексо именно из-за того, что изготовление цилиндров в сравнении с выводом флексоформ было намного более сложным и дорогим процессом. Теперь все вернулось на свои места, отчасти и потому, что флексографская печать стала дорогим процессом тоже, в частности, с переходом на цифровые технологии. Глубокая печать наступает, и поверьте, она займет соответствующие позиции. Может быть, не такие прочные, как на Азиатских рынках, но, по крайней мере, такие же, как в Европе.

ГАРТ: Виктор, а как вообще согласуется российская картина рынка с европейской?

В. С.: Ситуация в европейских странах существенно отличается от нашей. Там рынок уже давно сформировался, на нем довольно трудно изменить что-то относительно быстро. Для Flint Group в Европе самым быстроразвивающимся сегментом в прошлом году были краски для рулонной журнальной печати (Heatset) - как офсетной, так и глубокой. Рынок листовых красок в Европе стагнирует. Европейские производства упаковки вслед за крупнейшими производителями продуктов питания постепенно перемещаются на Восток, сначала в страны Восточной Европы, а потом - в Россию.

Это логично, потому что на Западе сегодня очень развит аутсорсинг. Даже склад, расположенный на производстве, может принадлежать не производителю, а совсем другой компании, которая предоставляет свои услуги. Это же касается и самого производства упаковки. Раньше каждый производитель занимался всем самостоятельно - создавал дизайн, делал формы, смешивал краску и пр. Теперь все предпочитают исключительно печатать.

ГАРТ: Аутсорсинг в таком деле - вещь не самая простая. При возникновении проблем все начнут валить вину друг на друга...

В. С.: Естественно, что даже на развитых рынках потребовались годы для налаживания процессов взаимодействия и взаимоответственности. Но факт, что на Западе большинство производств работают именно так. Думаю, что эта мировая практика скоро будет заметной тенденцией и на российском рынке.

ГАРТ: В России еще лет шесть назад поставщики устанавливали станции смешивания на крупных производствах.

В. С.: Правильно, устанавливали. Но за очень редкими исключениями эксплуатировали станцию специалисты производителя упаковки. А при аутсорсинге там должны работать специалисты производителя красок, чтобы полностью нести ответственность за этот участок производства. Вообще, цель производителя упаковки или типографии при переходе на аутсорсинг - именно в том, чтобы переложить часть работы, выполняемой сегодня самостоятельно, на специалистов в этой области.

ГАРТ: Есть ли еще какие-то общие тенденции?

В. С.: Безусловно. Это консолидация. В Европе фактически остались четыре крупнейших производителя красок. Их доля превышает 75%. Надо отметить, что на российском рынке она еще больше.

ГАРТ: После объединения в Flint Group происходят серьезные изменения?

В. С.: Да. При слияниях такого уровня преимущества масштабной интеграции становятся еще более очевидными. Увы, это иногда сопряжено с сокращением производств.

ГАРТ: Получается, что раньше производственные мощности крупнейших компаний были недозагружены?

В. С.: Именно так. На макроуровне избыточные мощности в той или иной индустрии и являются одной из причин слияний. Конкуренция усиливается, и шансы выжить существенно больше у глобальных и диверсифицированных компаний. Или, наоборот, очень маленьких, локальных, нишевых.

ГАРТ: Чем является для Flint Group наш рынок?

В. С.: На Россию возлагаются большие надежды. Это быстрорастущий рынок и, что называется, «за углом» от Европы. Доля российского бизнеса у FG существенно меньше, чем она была, например, у «Акзо Нобель Инкс».

ГАРТ: Но в перспективе российские объемы станут вполне достойными. А если сравнить их с объемами крупнейших европейских стран, то в десять раз они уже не отличаются.

В. С.: Все зависит от конкретного сектора. Если брать краски для листовой печати, то Вы правы: российское потребление на сегодня всего лишь в три раза меньше, чем в Германии. Но не стоит обольщаться, корректнее сравнивать потребление на душу населения. И в этом случае картина будет иной. Однако воспринимать ее нужно с оптимизмом - какой потенциал роста!

ГАРТ: Этот номер посвящен этикетке, а ваша компания исторически является лидером по краскам для узкорулонной печати. Как дела на этом рынке?

В. С.: Все хорошо. Правда, по тоннажу этот сектор не такой большой. По нашим оценкам, он более 500, но менее 1 тыс. т.

ГАРТ: Интересно, а рынок узкорулонной печати в Европе тоже консолидирован?

В. С.: Да, правда, не в такой степени, как производство упаковки или журнальная печать. Все таки, это более фрагментированный рынок. Есть, конечно, глобальные игроки, но доминируют независимые региональные производители этикеток, включая очень крупных.

ГАРТ: Придут ли в Россию западные компании из этого сектора?

В. С.: Одна из них уже имеет здесь свою типографию и планирует развивать производство. Другая - крупнейший мировой производитель самоклеящихся этикеток - тоже серьезно присматривается к России. У них есть реальные планы по выходу на наш рынок, сейчас рассматриваются различные варианты.

ГАРТ: Думают, кого из наших купить?

В. С.: Это, безусловно, один из вариантов выхода на новые рынки. Причем самый быстрый. Я думаю, что и российские компании заинтересованы в подобных альянсах. С активным приходом международных компаний условия конкуренции для российских игроков могут существенно измениться. В худшую для них сторону, конечно.

ГАРТ: Но международные производители картонной упаковки, например, уже пришли, а наши, тем не менее, продолжают работать.

В. С.: Мы говорим о тренде. И потом, это не совсем корректное сравнение. Рынок картонной упаковки существенно больше этикеточного, и на него пришли пока четыре-пять европейских компаний. В самоклейке же приход одного крупного производителя может существенно дестабилизировать сложившуюся ситуацию.

ГАРТ: Но перспективы нашего общего рынка можно оценить как хорошие?

В. С.: Безусловно. Кстати, помнится, Вы сомневались насчет того, что объем российского рынка полиграфической продукции достигает 2,5 млрд долл. в год. У меня есть комментарии по этому поводу. Если мы расширим понятие «полиграфическая продукция», включив в него производство упаковки и обоев, и будем говорить не только о внутреннем производстве, а о емкости рынка с учетом импорта, то он, по моим оценкам, составляет около 3,5 млрд.

ГАРТ: Спасибо за информацию, мы возьмем ее на заметку. Думаю, к обсуждению этого вопроса мы вернемся позже, когда будет проведена оценка рынка расходных материалов. 














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства