|
Виктор
САМОЛОВОВ
Flint Group
Руководитель
представительства |
ГАРТ: Виктор, как Вы оцениваете «круглый стол»
с участием поставщиков красок, прошедший в «Курсиве»?
В. С.: Я считаю, что это была хорошая возможность
оценить российский рынок печатных красок. На мой взгляд, состоялась
интересная дискуссия. Теперь и поставщики, и ваши читатели будут
иметь относительно корректную оценку рынка, сделанную его основными
участниками.
ГАРТ: Полученные данные говорят о том, что очень
высокими темпами растет потребление красок для производства упаковки?
В. С.: Да, ситуация именно такова. Это логично,
ведь растет и потребление самой упаковки. Российский потребительский
рынок бурно развивается, и если рост российского ВВП составил
в прошлом году около 6%, то, к примеру, пищевая промышленность
росла в два раза быстрее. А упаковка ведь нужна не только для
пищевой продукции. Как результат, устанавливаются новые широкорулонные
машины и растет загрузка существующих. Появляются новые производства,
продолжают приходить международные производители. Я думаю, что
рынок красок для упаковки будет продолжать расти высокими темпами.
К тому же наметилась тенденция увеличения числа
проектов по глубокой печати как на производствах, принадлежащих
международным производителям упаковки, так и на российских.
ГАРТ: Возможностей флексографии не хватает?
В. С.: Сегодня основная проблема глубокой печати
- допечатная подготовка - решается в России существенно лучше.
Есть наши производители цилиндров, пришли и приходят в Россию
крупнейшие европейские игроки. А при наличии качественных цилиндров
сам процесс печати проще, а результат - намного более предсказуемый,
чем во флексографии. Этот процесс существенно менее зависим от
«человеческого фактора» и, следовательно, обеспечивает более постоянное
качество.
В какой-то момент глубокая печать очень сильно
уступала флексо именно из-за того, что изготовление цилиндров
в сравнении с выводом флексоформ было намного более сложным и
дорогим процессом. Теперь все вернулось на свои места, отчасти
и потому, что флексографская печать стала дорогим процессом тоже,
в частности, с переходом на цифровые технологии. Глубокая печать
наступает, и поверьте, она займет соответствующие позиции. Может
быть, не такие прочные, как на Азиатских рынках, но, по крайней
мере, такие же, как в Европе.
ГАРТ: Виктор, а как вообще согласуется российская
картина рынка с европейской?
В. С.: Ситуация в европейских странах существенно
отличается от нашей. Там рынок уже давно сформировался, на нем
довольно трудно изменить что-то относительно быстро. Для Flint
Group в Европе самым быстроразвивающимся сегментом в прошлом году
были краски для рулонной журнальной печати (Heatset) - как офсетной,
так и глубокой. Рынок листовых красок в Европе стагнирует. Европейские
производства упаковки вслед за крупнейшими производителями продуктов
питания постепенно перемещаются на Восток, сначала в страны Восточной
Европы, а потом - в Россию.
Это логично, потому что на Западе сегодня очень
развит аутсорсинг. Даже склад, расположенный на производстве,
может принадлежать не производителю, а совсем другой компании,
которая предоставляет свои услуги. Это же касается и самого производства
упаковки. Раньше каждый производитель занимался всем самостоятельно
- создавал дизайн, делал формы, смешивал краску и пр. Теперь все
предпочитают исключительно печатать.
ГАРТ: Аутсорсинг в таком деле - вещь не самая
простая. При возникновении проблем все начнут валить вину друг
на друга...
В. С.: Естественно, что даже на развитых рынках
потребовались годы для налаживания процессов взаимодействия и
взаимоответственности. Но факт, что на Западе большинство производств
работают именно так. Думаю, что эта мировая практика скоро будет
заметной тенденцией и на российском рынке.
ГАРТ: В России еще лет шесть назад поставщики
устанавливали станции смешивания на крупных производствах.
В. С.: Правильно, устанавливали. Но за очень
редкими исключениями эксплуатировали станцию специалисты производителя
упаковки. А при аутсорсинге там должны работать специалисты производителя
красок, чтобы полностью нести ответственность за этот участок
производства. Вообще, цель производителя упаковки или типографии
при переходе на аутсорсинг - именно в том, чтобы переложить часть
работы, выполняемой сегодня самостоятельно, на специалистов в
этой области.
ГАРТ: Есть ли еще какие-то общие тенденции?
В. С.: Безусловно. Это консолидация. В Европе
фактически остались четыре крупнейших производителя красок. Их
доля превышает 75%. Надо отметить, что на российском рынке она
еще больше.
ГАРТ: После объединения в Flint Group происходят
серьезные изменения?
В. С.: Да. При слияниях такого уровня преимущества
масштабной интеграции становятся еще более очевидными. Увы, это
иногда сопряжено с сокращением производств.
ГАРТ: Получается, что раньше производственные
мощности крупнейших компаний были недозагружены?
В. С.: Именно так. На макроуровне избыточные
мощности в той или иной индустрии и являются одной из причин слияний.
Конкуренция усиливается, и шансы выжить существенно больше у глобальных
и диверсифицированных компаний. Или, наоборот, очень маленьких,
локальных, нишевых.
ГАРТ: Чем является для Flint Group наш рынок?
В. С.: На Россию возлагаются большие надежды.
Это быстрорастущий рынок и, что называется, «за углом» от Европы.
Доля российского бизнеса у FG существенно меньше, чем она была,
например, у «Акзо Нобель Инкс».
ГАРТ: Но в перспективе российские объемы станут
вполне достойными. А если сравнить их с объемами крупнейших европейских
стран, то в десять раз они уже не отличаются.
В. С.: Все зависит от конкретного сектора. Если
брать краски для листовой печати, то Вы правы: российское потребление
на сегодня всего лишь в три раза меньше, чем в Германии. Но не
стоит обольщаться, корректнее сравнивать потребление на душу населения.
И в этом случае картина будет иной. Однако воспринимать ее нужно
с оптимизмом - какой потенциал роста!
ГАРТ: Этот номер посвящен этикетке, а ваша компания
исторически является лидером по краскам для узкорулонной печати.
Как дела на этом рынке?
В. С.: Все хорошо. Правда, по тоннажу этот сектор
не такой большой. По нашим оценкам, он более 500, но менее 1 тыс.
т.
ГАРТ: Интересно, а рынок узкорулонной печати
в Европе тоже консолидирован?
В. С.: Да, правда, не в такой степени, как производство
упаковки или журнальная печать. Все таки, это более фрагментированный
рынок. Есть, конечно, глобальные игроки, но доминируют независимые
региональные производители этикеток, включая очень крупных.
ГАРТ: Придут ли в Россию западные компании из
этого сектора?
В. С.: Одна из них уже имеет здесь свою типографию
и планирует развивать производство. Другая - крупнейший мировой
производитель самоклеящихся этикеток - тоже серьезно присматривается
к России. У них есть реальные планы по выходу на наш рынок, сейчас
рассматриваются различные варианты.
ГАРТ: Думают, кого из наших купить?
В. С.: Это, безусловно, один из вариантов выхода
на новые рынки. Причем самый быстрый. Я думаю, что и российские
компании заинтересованы в подобных альянсах. С активным приходом
международных компаний условия конкуренции для российских игроков
могут существенно измениться. В худшую для них сторону, конечно.
ГАРТ: Но международные производители картонной
упаковки, например, уже пришли, а наши, тем не менее, продолжают
работать.
В. С.: Мы говорим о тренде. И потом, это не совсем
корректное сравнение. Рынок картонной упаковки существенно больше
этикеточного, и на него пришли пока четыре-пять европейских компаний.
В самоклейке же приход одного крупного производителя может существенно
дестабилизировать сложившуюся ситуацию.
ГАРТ: Но перспективы нашего общего рынка можно
оценить как хорошие?
В. С.: Безусловно. Кстати, помнится, Вы сомневались
насчет того, что объем российского рынка полиграфической продукции
достигает 2,5 млрд долл. в год. У меня есть комментарии по этому
поводу. Если мы расширим понятие «полиграфическая продукция»,
включив в него производство упаковки и обоев, и будем говорить
не только о внутреннем производстве, а о емкости рынка с учетом
импорта, то он, по моим оценкам, составляет около 3,5 млрд.
ГАРТ: Спасибо за информацию, мы возьмем ее на
заметку. Думаю, к обсуждению этого вопроса мы вернемся позже,
когда будет проведена оценка рынка расходных материалов.