НОМЕР 3 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Рашид
ДАВЛЕТШИН

Типография «Ривс»
Генеральный менеджер
Василий
ДЯКИВ

Типография «Ривс»
Генеральный директор

ГАРТ: Сегодня часто приходится слышать разговоры о том, что рынок этикетки стал существенно менее прибыльным. Вы с этим согласны?

Р. Д.: Если сравнивать в долларовом эквиваленте, то с 1998–99 г. цены на этикеточную продукцию упали на 30%. Можно сказать, что нормально развиваться на получаемые деньги нельзя. Ничего не остается, как просто работать, пока не наступят лучшие времена.

ГАРТ: Думаете, они наступят?

В. Д.: Надеемся.

Р. Д.: Из полиграфических направлений этикеточный бизнес сегодня является самым низкоприбыльным и конкурентным. Так что если уж на этом рынке что-то получается, то можно заниматься и всем остальным.

ГАРТ: Тогда, может быть, целесообразнее перейти в другой сегмент рынка?

Р. Д.: Мы много думали об этом, но ведь и в «другом» сегменте через некоторое время сложится аналогичная ситуация.

ГАРТ: Этикеточный рынок стал таким «грустным» не сегодня, а уже года три назад.

В. Д.: Да, начался процесс в 2003 г. Этикетка - это такой продукт, который может делать практически любая типография, хотя бы для того, чтобы дозагрузить печатную машину. И нам приходится конкурировать с типографиями, которые готовы делать эту продукцию по себестоимости.

ГАРТ: А иностранные производители этикетки мешают?

В. Д.: Если украинские - это иностранные, то да, конечно.

Р. Д.: Но это государственная политика у нас такая.

Сделать все, чтобы помочь иностранным производителям. На фоне торговли нефтью и газом российскую полиграфию никто не воспринимает как отрасль.

В. Д.: Все крупные заказчики перешли на электронные торги. Потенциальных подрядчиков «давят» по цене до последнего. Это российские менеджеры, им важно отчитаться, поставить галочку, что цена снижена. А то, что российская типография будет делать такой заказ чуть ли не в минус - их это не беспокоит. Если что, они всегда могут разместить его на Украине.

ГАРТ: «Ривс» печатает все виды сухих этикеток?

В. Д.: Нет. Наша специализация - этикетки для кондитерской продукции, ПЭТ-бутылок и жестяных банок.

ГАРТ: А почему, например, не для водки?

В. Д.: Предпочитаем работать с представительствами иностранных компаний. Договариваясь с ними, можно быть уверенным в том, что оплата будет произведена ровно через 30 дней. У многих отечественных предприятий сегодня нет никакой финансовой дисциплины. Они могут заплатить не через 30 дней, а через 60.

Р. Д.: Могут и вовсе не заплатить. У нас есть реальный пример - производитель варенья «Ратибор». Напечатал у нас несколько тиражей, за что-то заплатил, а потом перешел в другую типографию. Нам говорит: «Подавайте в суд, будем ежемесячно выплачивать какие-то копейки». А долг составляет 10 тыс. долл. Вроде приличная компания...

ГАРТ: И «водочники» тоже не очень любят платить?

Р. Д.: Мы некоторое время поработали на этом рынке, но не напрямую с заказчиками, а через посредника. Не понравилось.

ГАРТ: А производители пива?

В. Д.: Для пивных этикеток нужна печать на металлизированной бумаге, которой мы не занимаемся. Не в том дело, что это большая технологическая проблема, а в том, что заниматься этим сейчас не имеет смысла. Загрузки и так хватает, а прибыльность пивной этикетки существенно ниже.

На этом рынке более комфортно чувствуют себя производители из регионов. У них существенно ниже затраты на производство, и, соответственно, зарабатывают они на этом больше. Даже в СПб условия более выгодные.

ГАРТ: Но ваша типография размещается в недешевом, по московским меркам, месте - в нескольких километрах от Третьего кольца. Видимо, арендная плата должна быть не менее 300 долл. за м2 в год?

Р. Д.: Сейчас арендодатели хотят, чтобы мы платили 350 долл. Это нереальные деньги для нашего производства. За год набежит полмиллиона только арендных платежей.

В. Д.: И это за 1,5 тыс. м2! За такие деньги можно построить в Подмосковье новое здание площадью 2 тыс. м2. Конечно, останутся вопросы подвода электроэнергии и т. п., но это будет уже свое здание.

ГАРТ: Сейчас у вас три печатные машины Heidelberg?

Р. Д.: Две полуформатные пятикрасочные с секциями лакирования и одна - шестикрасочная, тоже с лаком. Есть еще одна двухкрасочная машина.

ГАРТ: Это серьезные мощности.

Р. Д.: Да, и они у нас загружены круглосуточно.

ГАРТ: А штат?

В. Д.: До ста сотрудников.

Р. Д.: Мы сравнивали с данными других типографий, и получилось, у нас выход печатной продукции на одного работающего в денежном выражении больше.

ГАРТ: Мы в этом номере рассказываем об английском полиграфическом рынке. Там средний оборот типографии на одного сотрудника составляет около 100 тыс. фунтов в год.

Р. Д.: Мы можем сравнить с нашим. В прошлом месяце получилось в пересчете почти 200 тыс. долл. на сотрудника. Но это был самый лучший месяц за последние полгода.

ГАРТ: Слишком много. Оборот «Ривс» не может составлять 20 млн долл. в год.

Р. Д.: Да, он меньше. Просто я назвал цифру на каждого занятого на основном производстве. Понятно, что есть еще и другие сотрудники, у нас еще достаточно широко распространены ручные операции по сортировке и упаковке этикеток. От этого никуда не деться.

Но даже при такой высокой выработке мы не можем позволить себе покупать новые печатные машины. Вероятно, Вы не знаете, но мы в 2001 г. приобрели одну из первых в России машин Heidelberg Speedmaster CD 74–6 с секцией лакирования и удлиненной сушкой.

Все супер, но мы не смогли за нее расплатиться. При наличии полной загрузки и сегодняшних ценах на продукцию она сама себя окупить не смогла. Получалось, что остальные две машины работали на нее, иначе мы просто не смогли бы выплачивать кредит. Изменилась конъюнктурная ситуация на рынке, и в какой-то момент нам пришлось очень существенно снизить свои цены. Через три года мы вернули машину обратно, потеряв при этом достаточно много денег. В отличие от некоторых других типографий, которые и не расплачиваются, и машины не отдают.

В. Д.: Немцы даже решили, что мы пытаемся их обмануть: взяли машину в кредит, поработали, сделали за три года 115 млн оттисков, заработали денег, а теперь решили вернуть машину обратно. Просто мошенники какие-то! Им невдомек, что мы, заплатив больше 1 млн евро, фактически эти деньги выбросили. Ну, пусть половину из них машина за три года отработала, но вторую половину нам пришлось достать из кармана.

Потом просто купили себе подержанный Speedmaster SM 72–6 в точно такой же конфигурации. И все нормально, работаем.

ГАРТ: То есть более высокая производительность, сокращение времени на приладку и все остальные возможности в производстве этикетки не нужны?

В. Д.: Для коммерческой типографии с 12 приладками в смену - нужны. А в этикетке полторы приладки в смену. Длинные тиражи. Реальный выигрыш по производительности на новом оборудовании составляет не более 30%. У нашей машины производительность пониже, ломаться она, наверное, будет почаще, но для этикетки это - не актуально. А стоит такая машина в пять-шесть раз дешевле, чем новая.

ГАРТ: Ну, не в шесть раз...

Р. Д.: Не верите? Сейчас, например, нам как раз предлагают машину из Сибири. Speedmaster SM 74–5 плюс лак, 1995 г., по сказочно низкой цене - людям просто срочно нужны деньги.

ГАРТ: Она же может оказаться совсем «убитой».

Р. Д.: Наш опыт говорит о том, что любое железо работает, к нему нужно просто приложить руки и голову. С новой машиной, кстати, тоже бывали проблемы - такие же, как и с остальными.

ГАРТ: Но у новой есть гарантированный сервис.

Р. Д.: Хорошо, что у нас машин три. Завод, который производит молочные продукты, ждать три недели, пока привезут из Германии запасную часть, не может. К новой или к неновой машине - безразлично.

В. Д.: А себестоимость с неновой машиной получается существенно ниже, ведь амортизация намного меньше.

ГАРТ: А как вы относитесь к распространенному утверждению, что российские типографии просто работают неэффективно, и в этом их проблема?

Р. Д.: Да, есть такое мнение. Возможно, оно верно.

В. Д.: Но в Европе печатные машины имеют приблизительно такую же выработку, как и у нас.

Р. Д.: Правильно, но мы не считали, какие у них затраты на персонал. В Финляндии, например, в типографии, которую мы посещали, на две машины - два печатника и только один помощник.

В. Д.: Но у нас, если так организовать процесс, этот помощник тут же перебежит в соседнюю типографию на те же деньги. Только там не нужно будет метаться между двумя машинами.

Р. Д.: Так, может быть, ему надо платить чуть больше, и на этом сэкономить в результате?

Есть пример из другой области. Мы достаточно хорошо знаем, как работают представительства западных производителей пищевых продуктов. Там все «в белую»: таможня, зарплата, налоги. Они планомерно снижают затраты и имеют весьма прибыльный бизнес. Я полагаю, что зарубежные производители за счет этого имеют большие преимущества перед нашими, которые работают существенно менее эффективно.

ГАРТ: Скорее всего, нашим проще все-таки нанять больше неквалифицированных рабочих, чем разбираться в том, какое суперавтоматизированное оборудование им сегодня необходимо.

В. Д.: Для российского производства, естественно, проще потихоньку платить какой-то период зарплаты, чем покупать сразу и за большие деньги машину. Но сейчас, видимо, ситуация у производителей продуктов питания меняется.

Р. Д.: В полиграфии, кстати, ситуация тоже меняется. На сегодня западный производитель упаковки приобрел долю в питерском «Полиграфоформлении». Это серьезный ход. Посмотрим, что получится и как там заработают западные стандарты организации производства.

ГАРТ: Но некоторых купили существенно раньше.

В. Д.: Да. Купили. Мы, кстати, не заметили никаких изменений между «тем, что было» и «тем, что стало».

ГАРТ: Насколько нам известно, крупные российские производители упаковки сейчас получают предложения продать бизнес. Но, чем перестраивать российское производство под западные стандарты, может, проще создать новое?

Р. Д.: Я бы на их месте пошел по пути создания нового. Посмотрим, время покажет. Но я считаю, резерв по сокращению себестоимости у наших предприятий есть.

ГАРТ: Интересно: судя по нашим наблюдениям, объем импортируемой этикеточной бумаги год от года снижается.

В. Д.: Этому есть объяснение. Растет, видимо, импорт готовых этикеток. Кроме того, заказчики этикета переходят на пленки. И для шоколадных изделий, и для ПЭТ-бутылок сейчас становится модно использовать не этикеточную бумагу, а пленку. А это рулонная печать. Рулонные аппликаторы тоже проще и надежнее.

ГАРТ: А напитки теперь модно разливать в банки. Значит, у сухой этикетки совсем «грустные» перспективы?

Р. Д.: Да.

ГАРТ: Снова напрашивается вопрос: а нужно ли тогда этим бизнесом заниматься?

В. Д.: Нужно! Это нормальный бизнес, в котором мы работаем почти десять лет. Можно из него выйти и заняться другим, но рискуя при этом бизнес потерять. Покупать оборудование дорого, а продать его сегодня за нормальные деньги нельзя.

Р. Д.: Но мы будем теперь заниматься этикеткой несколько по-другому. Через месяц предстоит переезд типографии на новую площадку - в Чехов.

ГАРТ: То есть Чехов начинает новую полиграфическую жизнь. А как же сегодняшний коллектив «Ривс»?

Р. Д.: Придется все начинать с нуля. Но, надеемся, больших проблем с кадрами не будет. Чехов ведь всегда был полиграфическим городом. Мы не делаем ставку на экономии за счет заработных плат. Основная проблема, которая решается - стоимость аренды. Она там в четыре раза ниже.

В. Д.: Будем стараться мобилизовать хороших специалистов из Чехова. «Полиграфкомбинат» был градообразующим предприятием. Должны остаться кадры. Вероятно, они сегодня ездят на работу в Москву. Мы предложим им аналогичные условия для работы в Чехове. Согласитесь, разумная идея.

Расстояние от Москвы не очень большое. Трасса незагруженная. Вдоль нее уже разместились многие типографии. Но Подольск - это одно, а Чехов - другое, ездить в Москву на работу оттуда достаточно далеко.

ГАРТ: Но переезд такой типографии, как ваша, займет два-три месяца.

Р. Д.: Да. Мы заранее договорились и с клиентами, и с типографиями, в которых будем временно переразмещать заказы. Все будет нормально, надеемся.

ГАРТ: Планируете опять заниматься только этикеткой?

В. Д.: Мы считаем, что нужно развивать второе направление. Им станет картонная упаковка. Этот рынок на порядок больше, чем этикеточный.

ГАРТ: Тогда нужна печатная машина полного формата и послепечатное оборудование.

Р. Д.: Да, но это все больших денег не стоит. Нужны просто возможности по созданию такого производства. В первую очередь - площади.

ГАРТ: Причем, связи с заказчиками у вас уже есть.

В. Д.: Да, конечно. Потребители кондитерского этикета заказывают много картонной упаковки. 














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


















































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства