НОМЕР 3 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














КРАСКИ: РЕАЛИСТИЧНАЯКАРТИНА

В предыдущем номере мы писали о том, что в конце марта журнал ГАРТ организует встречу крупнейших поставщиков красок на российском рынке. Встреча состоялась. На нее были приглашены руководители четырех российских компаний и представительств: Flint Group, Hostmann-Steinberg RUS, Siegwerk Group и SunChemical. Собравшиеся в конференц-зале издательства «Курсив» руководители трех компаний (по независимым обстоятельствам отсутствовали представители Siegwerk Group) обсудили сегодняшнее состояние и перспективы развития российского рынка. В результате была сделана экспертная оценка емкости рынка и его роста по секторам. Для дополнительной проверки каждый из поставщиков предоставил главному редактору ГАРТ свои фактические объемы поставок. Сравнение суммарных фактических поставок и результатов обсуждения российского рынка лишний раз подтвердило, что оценка близка к реальной.

Редакция ГАРТ выражает признательность всем участникам встречи.

ЛИСТОВОЙ ОФСЕТ (SHEETFED)

Видимо, это самые простые и всем понятные краски. Машин листовой офсетной печати в России установлены тысячи - от Ромайоров до Рапид 205. Используются они для печати всех видов полиграфической продукции - начиная от рекламно-коммерческой и заканчивая упаковкой. Интересно, что, по оценкам производителей, рынок этих красок в России растет медленнее всех остальных. А вот в Европе и вовсе наступила стагнация.

Правда, здесь есть небольшая нестыковка. Импорт листовых мелованных бумаг и картонов в Россию год от года растет очень высокими темпами. А это именно та бумага, которая запечатывается на листовых машинах. Каким образом получается, что потребление красок для листового офсета растет существенно медленнее - непонятно. Возможно, эта ситуация связана с выходом на наш рынок новых оптовиков или с транзитом мелованной бумаги в сопредельные государства.

ГАЗЕТНЫЕ КРАСКИ (COLDSET)

Эти краски используются, в основном, при печати газет на рулонных газетных машинах. Еще пять-шесть лет назад газеты в России были в большинстве своем черно-белые. Некоторые использовали две краски. Печатались они на нескольких десятках доставшихся в наследство от прошлого российских, ГДР-овских и индийских рулонных машин, работавших в государственных типографиях и предназначенных обычно для миллионных тиражей. Видимо, еще в 2000 г. 98% потребления составляла черная краска, с производством которой справлялись торжокский завод ТЗПК и российский SunChemical.

Сегодня ситуация существенно поменялась. За прошедшие годы в России было установлено около ста цветных газетных машин. Появились свои лидеры: «Медиа-Пресса», типография «Экстра-М», ППК, региональные сети газетных типографий. Теперь не только московские, но и всероссийские, и региональные газеты активно переходят на полноцветную печать, что привело как к существенному росту потребления газетных красок, так и к увеличению доли цветных, которая на сегодняшний день, по оценкам экспертов, составляет 30%.

ДОЛИ ПЕЧАТНЫХ
КРАСОК РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
(в 2005 г. емкость рынка составила 28,5 тыс. т)

ТЕМПЫ РОСТА ПО СЕКТОРАМ

Из последних новостей газетного рынка можно отметить приобретение одним из инвестиционных фондов 50% доли в издательстве «Ньюс-Медиа» (газета «Жизнь»). На полученные 40 млн долл. издательство предполагает построить собственные газетные типографии во всех федеральных округах.

Газетные краски используются также и в производстве книг на книжных рулонных офсетных машинах, которые установлены во многих бывших государственных типографиях. Но книжный рынок переживает сегодня не самые лучшие времена, поэтому потребление и рост на нем существенно уступают аналогичным показателям рынка газетной печати.

ЖУРНАЛЬНЫЕ КРАСКИ (HEATSET)

Журналы, конечно, печатаются и на листовых машинах, но основной объем в России приходится сегодня на рулонные офсетные машины, оснащенные газовыми сушками. Для них и предназначены журнальные краски.

До января 1999 г., когда начала работать типография «Алмаз-Пресс», в России высококачественные журналы практически не печатались. В нескольких типографиях работали машины с сушками, но полноценными журнальными производствами их назвать было нельзя. Обычно машины были устаревшими и имели книжный формат. Соответственно, и потребление красок Heatset стремилось к нулю. Сегодня на этом рынке есть два основных лидера - «Алмаз-Пресс» и «Пушкинская площадь». Им принадлежит, видимо, существенно больше 50% российского рынка производства журналов. Есть несколько типографий, имеющих меньшие мощности.

Российский журнальный рынок развивается высокими темпами, появляются новые издания, растут тиражи существующих. Так что перспективы в секторе журнальных красок очень хорошие. Ожидания производителей красок совпадают со средним ростом (20%) импорта рулонной легкомелованной бумаги, которая используется для печати журналов.

КРАСКИ ДЛЯ ПЕЧАТИ УПАКОВКИ (PACKAGING)

Самый большой сектор печатных красок сегодня - жидкие краски для производства упаковки. Они делятся на водные и спиртовые. В России это, в основном, краски для флексографского способа печати, которые используются в производстве самых разных видов гибкой упаковки, картонных коробок, а также для печати на гофрокартоне. Еще одна область применения - производство обоев, в котором используются машины как флексографской, так и глубокой печати.

Мы неоднократно писали о перспективах развития глубокой печати в России. Правда, для печати обоев новые машины, видимо, пока не требуются. У нас и так достаточно незагруженных мощностей. Глубокая печать в производстве сигаретных пачек пока еще не достигла максимума своего развития. Производители (три крупных и один небольшой), видимо, успешно поделили рынок недорогих сигаретных пачек. Небольшой (и единственный российский) производитель планирует установить к лету еще одну машину глубокой печати. Пятой станет типография, которую еще один крупнейший мировой производитель упаковки строит под СПб.

Широкорулонные флексографские машины «пачками», как в 2001 г., уже не продаются. Можно сказать, что есть два-три десятка крупных производств. Приходят на этот рынок крупнейшие зарубежные производители, но их не так много. А начиналось все, видимо, с одного - МКПК, в котором в 1993 г. были введены в эксплуатацию шесть широкорулонных (по тем временам) машин. Тем не менее, объемы производства пищевой промышленности растут, стиральные порошки и корма для животных выпускаются, а значит, «продолжение следует».

ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВОШЛИ

В оценку рынка не входят УФ-краски, которые используются в офсетной печати. Их потребление будет в ближайшие годы расти самыми высокими темпами, ведь начиналось все два года назад с нуля. Еще одним неохваченным сектором стали краски для узкорулонной печати самоклеящихся этикеток. Есть также незатронутый сектор - производство алюминиевых и жестяных банок. Там материалы запечатываются с использованием высокой и офсетной печати соответственно. При этом используются специальные краски. Если все перечисленное сложить, то набегает, видимо, еще около 1,5 тыс. т. В результате получается ровно 30 тыс.

Считать объем российского рынка печатных красок мы начали еще в 2003 г. Получался он из таможенной статистики, поэтому абсолютно корректным быть не мог. Тем не менее, можно без ложной скромности заметить, что в несколько раз мы тоже не ошибались. Основная же проблема состояла в том, что данные таможни не позволяли составить даже приблизительное представление о потреблении красок по секторам, что существенно снижало ценность результатов.

ДИНАМИКА РОСТА
РОССИЙСКОГО РЫНКА
ПЕЧАТНЫХ КРАСОК
В 2002–2004 гг. (тыс. т)

Конечно, самой точной оценкой рынка была бы актуальная информация о потреблении красок каждой конкретной типографией, но такие данные в большинстве случаев получить непросто.

Нельзя забывать и о том, что есть глубокая печать журналов. Правда, в России ее пока нет, но М. Переверзева обещала, что такое производство в «Медиа-Прессе» заработает этим летом. Посмотрим.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства