НОМЕР 2 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














МЕЖДУ ПОЛЬШЕЙ И США

В предыдущем номере мы прошлись по поводу западных исследователей нашего рынка. Плохо у них пока получается, ничего не поделаешь. Мы обещали попробовать подсчитать количество российских полиграфических предприятий. По предположению главного редактора ГАРТ нормальных типографий в России всего тысяча. Прочитав об этом, нам начали звонить поставщики оборудования и расходных материалов со словами, что в их базах офсетных типографий существенно больше.

Давайте начнем с определения «нормальной» типографии. Да простят меня типографии, которые поменьше, но мы предложим нижнюю планку в три однокрасочных малоформатных печатных машины. У главного редактора есть старый хороший знакомый, который руководит отделом информации (или отделением как они там теперь называются) в крупном НИИ. В составе большого подразделения есть типография с двумя Ромайорами. Ее сотрудники постоянно посещают полиграфические выставки, оставляют визитки на стендах поставщиков и что? Это небольшая ведомственная типография, которая коммерческими заказами, конечно, занимается, но погоды на рынке не делает. Если считать такие, то может набраться несколько тысяч. Вопрос что и зачем мы хотим для себя понять.

СЛОЖЕНИЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ ДЕЛЕНИЕМ

Мы начали «проверяться» с бумажных оптовиков. Согласитесь, если у очень крупного бумажного оптовика, работающего на нашем рынке больше 10 лет, в основной базе рассылки всего около 3 тыс. реальных клиентов, то тысяча становится очень похожей на правду. Оптовик ведь работает и с рекламными агентствами, и с издательствами. Ну делим 3 тыс. не на три, но на два. Получается максимум 1,5 тыс. типографий. Начиная с тех, у кого есть пара однокрасочных машин, и заканчивая «Алмаз-Пресс». Бумажники владеют самой актуальной информацией, ведь типографии обычно покупают бумагу чаще, чем краски или пластины. Пострадав в свое время, оптовики пытаются обезопасить себя и ведут черные списки неблагонадежных клиентов, так что база у них должна быть вполне актуальной.

Наша база расылки ГАРТ постоянно меняется в связи с переездами небольших предприятий, но рассылка состоит, обычно, из 3,1–3,5 тыс. отправлений. Она кроме типографий включает, конечно, агентства и издательства, а также рекламодателей. В крупных и не очень предприятиях бывает по нескольку подписчиков. Но с бумажным оптовиком цифры сходятся.

Двое из активных участников рынка не успокаивались, считая, что офсетных типографий больше. Мы предложили им сделать сортировку своих баз по наличию оборудования. Главный редактор даже съездил посмотреть на базу данных одного из крупнейших поставщиков оборудования. Если выбросить из нее казахов, белорусов и украинцев, а также российские фирмы с неопределенным набором оборудования остается немного более 1800 офсетных типографий. И все! С оборотом, видимо, от 20 тыс. до 145 млн долл. в год.

АВТОМАТИЗИРУЕМСЯ

Мы получили результаты очередного исследования, которое провела в конце 2005 г. исследовательская компания InfoTrends. В 2004 г. объем продаж систем автоматизации для полиграфических предприятий составил 6,4 млрд долл., а к 2009 г. он достигнет 10 млрд. То есть превысит, по всей видимости, объемы продаж листовых печатных машин. Интересно, что больше половины объема продаж систем автоматизации придется на США.

Предположение достаточно странное. Что, они там в Америке уделяют существенно больше внимания автоматизации производства, чем наши западноевропейские соседи? При приблизительно равных объемах полиграфического производства такой разницы получаться не должно. Скорее, американцев, видимо, уже перегрузили проблемами автоматизации производства, а руководителей европейских типографий волнуют еще и другие проблемы. Предположения поставщиков систем управления рабочими потоками по поводу перспектив российского рынка очень радужные. Теоретически, наш рынок очень большой, есть крупные предприятия, которым необходима единая система управления. Но на нашем рынке пока используются либо сделанный в Excel набор таблиц, либо существенно адаптированная известная бухгалтерская система. Скоро в нее включат уже поддержку JDF и все станет совсем хорошо.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ТИПОГРАФИЙ
И ДОПЕЧАТНЫХ КОМПАНИЙ В 2006 г.
(Общее число фирм 27185)

ИДЕЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Позвонил тут знакомый из США. Как это стало уже привычно, хотел получить от главного редактора информацию о состоянии российского рынка полиграфического оборудования и услуг. Он высказал оригинальную идею про перспективы развития всего этого, которую в Америке уже знает, видимо, каждый ученик начальных классов.

Идея глобализации, конечно, не оригинальна. Все объединяются и/или приобретают конкурентов. Это происходит не только в Америке, но и в России. Правда, пока в нашей полиграфии этот процесс идет несколько оригинальным путем. С одной стороны, идет процесс приватизации крупнейших государственных полиграфических предприятий. На это накладывается постепенный приход западных производители, которые стараются сегодня застолбиться на нашей территории. Началось все с сигаретных пачек, потом плавно перетекло в гибкую упаковку. Теперь потихоньку на наш рынок начинают приходить и производители картонной упаковки. Из недавних сделок можно вспомнить приобретение контрольного пакета акций офсетного производства питерского «Полиграфоформления» крупнейшим европейским игроком этого рынка. Насколько нам известно, переговоры о таких приобретениях идут постоянно. Потребителям упаковки необходимо производство в нашей стране, а не в Германии или Польше.

В марте Россию должны посетить представители одной из американских типографий, входящей во вторую десятку рейтинга. Как думаете, зачем? Провести переговоры о приобретении российской типографии. Понятно, что американское полиграфическое предприятие с годовым оборотом около миллиарда долларов может позволить себе купить кого-нибудь из наших, но, может быть, еще не настало время продавать?

ОБОРОТЫ СТА КРУПНЕЙШИХ
АМЕРИКАНСКИХ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
В 2005 г. (Млрд долл.)

АМЕРИКАНСКИЙ РЫНОК

Мы заинтересовались сегодняшним состоянием рынка полиграфических услуг в США. Обратились к нескольким свежим исследованиям этого рынка. Получили очень интересные результаты. Оказалось, что число «креативных» компаний, которые занимаются дизайном выросло в 2005 г. на 4%. А вот количество типографий, которые печатают их креативы, сократилось на те же 4%. Но самое интересное в том, что там процесс глобализации уже практически завершился. Рынок поделился на монстров и карликов. Монстров мало, карликов - много. Причем доля малых типографии, которых в США аж 13 тыс. в общем объеме производства полиграфической продукции, составляет всего 10%.

Факт, что в традиционном списке крупнейших американских типографий, ежегодно составляемом журналом Printing Impressions, крупнейших стало не 500, а 400. Причем оборот последнего в рейтинге соответствует нормальной ведущей московской коммерческой типографии. А вот крупнейшая московская коммерческая типография могла бы войти не в четвертую, а в третью сотню американских. «Алмаз-Пресс» вообще попал бы в первую, а пермская печатная фабрика «Гознака», страшно сказать, оказалась бы на 48 месте!

ПОЛЬША

Кстати, мы рассказывали в предыдущем номере о попавшем к нам в руки обзоре европейского рынка, сделанного компанией Pira. Высказывали сомнения по поводу правильности оценок. В частности там Польшу поставили ниже, чем Россию. А. Амангельдыев посетил недавно эту страну. Журнальные типографии там вовсю печатают издания для России. Одна из крупнейших - частная типография Winkowski. Ее оборот в 2005 г. составил 132 млн евро. Это существенно больше, чем суммарный оборот «Алмаз-Пресс» и «Пушкинской Площади». 18 рулонных печатных машин перерабатывают 130 тыс. т бумаги и 2,7 тыс. т красок в год. Причем на экспорт отгружается всего 37% ее объема производства. Вроде бы все понятно, польский журнальный рынок, видимо, существенно больше нашего. Но есть одно интересное замечание. Соотношение оборота и стоимости перабатываемой бумаги. Оно существенно меньше, чем у российских журнальных типографий. Значит они умеют организовать производство с существенно более низкой себестоимостью. Вот этому, видимо, нашим предприятиям надо учиться. Вопрос в том - где?   
 














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">











































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства