ОПЯТЬ ЛОНДОН
В преддверии выставки Ipex
производители оборудования и расходных материалов стараются объяснить
средствам массовой информации, зачем они участвуют в этой выставке.
Пришлось слетать на день в Лондон, чтобы повстречаться со старыми
знакомыми и послушать в совершенно официальной обстановке рассказ о
планах FujiFilm по развитию на полиграфическом рынке и о новинках,
которые будут представлены на Ipex. Пресс-конференция прошла 16
февраля.
ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН FUJI
Начать надо с того, что оборот FujiFilm составил в 2005 г. 25 млрд
долл. На допечатное оборудование и полиграфические материалы
приходится не так много - всего 9%, но доля Fuji на мировом рынке
пластин для СТР, по информации компании, составляет около 40%, что
очень много. Причем, FujiFilm активно наращивает мощности по
производству пластин для СТР. Как мы уже рассказывали, в Голландии
осенью 2006 г. заработает еще одна линия по производству пластин, в
марте 2007 г. начнется производство на второй фабрике в Китае. В
Японии производство тоже расширяется. Там будут делаться беспроцессные
пластины. По планам японцев, через пять лет FujiFilm станет
безусловным и единоличным лидером на рынке Graphic Arts. С этим,
видимо, захотят поспорить компании Agfa и Kodak. Что ж, увидим.
HIGH DEFINITION
Главной новинкой, которую FujiFilm предложит клиентам на выставке Ipex,
станут СТР-системы и пластины High Definition (HD). В применении к
технологиям СТР это словосочетание переводится как «высокое разрешение».
На Западе сейчас все страны собираются переходить на новый стандарт
телевещания - HDTV. Теперь что-то похожее может произойти и на
полиграфическом рынке.
Основой стратегии FujiFilm HD станут новые пластины Brillia HD для
термальных и фиолетовых СТР. Это пластины, использующие новую
технологию зернения алюминиевой подложки, новое, более чувствительное
покрытие, обеспечивающее пластинам еще и более широкий диапазон
параметров проявления.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ FUJIFILM НА
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Brillia HD LP-NV2 - фиолетовые
пластины, совместимые с большинством фиолетовых систем СТР. Их
отличительной особенностью является воспроизведение растровых точек в
диапазоне 1–99% при линиатуре растра 200 lpi. Ранее такой диапазон был
доступен только на термальных пластинах. Тиражестойкость форм 200 тыс.
оттисков (1 млн после обжига). При печати УФ-красками тиражестойкость
составляет 100 тыс. оттисков без обжига. Поставки LP-NV2 начнутся во
втором квартале 2006 г.
Brillia HD LH-PJE - термальные пластины, обеспечивающие
воспроизведение растровых точек в диапазоне 1–99% при линиатуре растра
200 lpi. Чувствительность 100 мДж/см2. Поставки пластин начнутся в
марте этого года. Как следует из предоставленных нам материалов,
отличительной особенностью HD LH-PJE является двукратное нанесение
чувствительного слоя, что позволяет, видимо, существенно улучшить
устойчивость пластин к механическим повреждениям.
Кроме того, на выставке будут представлены и беспроцессные пластины
FujiFilm, о которых мы уже рассказывали в ГАРТ 09–05.
СИСТЕМЫ СТР
Компания FujiFilm представит на выставке Ipex два новых устройства СТР.
Luxel V8 HD имеет новую экспонирующую систему, которая не только
обеспечит возможность использования высокого разрешения пластин
Brillia HD LP-NV2, но и позволит работать с фотополимерными пластинами,
«свободными от химии», поставки которых FujiFilm планирует начать в
2007 г. Устройство Luxel V8 HS является одним из самых
высокопроизводительных на рынке, обеспечивая экспонирование 50 пластин
формата В1 в час при разрешении 2400 dpi (70 В1 - при 1200 dpi).
Предположительно, с этой системой FujiFilm планирует выйти на рынок
СТР для газетного производства, хотя на пресс-конференции
представители Fuji эту информацию не подтвердили.
На вопрос главного редактора, «из чего будут сделаны внутренние
барабаны для новых систем», был получен однозначный ответ - из
алюминия. В дополнение к системам СТР на выставке будут представлены
также новые процессоры для обработки форм как для фиолетовой, так и
для термальной технологии. Кстати, во всем мире, по словам
представителей компании, установлено уже 1500 фиолетовых систем
FujiFilm Luxel V-9600.
FUJI ИЛИ XEROX
Самым большим по объему продаж в FujiFilm является компания Fuji
Xerox. На нее приходится 38% от общего оборота. 25% в ней принадлежит
Xerox. В планах Fuji начать продажи цифровых печатных машин
параллельно с компанией Xerox. Процесс этот начался в азиатских
странах, но теперь он будет постепенно распространяться и на Европу.
Кстати, рассматривается возможность использования с этими ЦПМ
растровых процессоров FujiFilm.
УФ ИЛИ ВД?
По мнению представителей Fuji Hunt, эта группа является сегодня
крупнейшим мировым производителем химии для полиграфии. Концентраты
увлажняющих растворов, смывки для офсетной печати и силиконы - вот те
области, где фирмы, входящие в эту группу, удерживают лидирующие
позиции. Теперь компания Fuji Hunt решила начать наступление на рынке
воднодисперсионных лаков и построила новую и самую современную в
Европе фабрику по производству лаков для полиграфии.
Как известно, для того, чтобы достичь «настоящего глянца», например, в
производстве упаковки, необходимо УФ-лакирование. Но Fuji Hunt
предложит на предстоящей выставке ВД-лаки, которые по «глянцевости»
смогут соперничать с УФ-аналогами. Прозвучали даже обещания денежных
премий посетителям, которые смогут отличить в образцах УФи ВД-лак :-)
INKJET ОТ FUJI
В заключение мероприятия выступили представители компании FujiFilm
Sericol. Надо сказать, что в результате всех приобретений на рынке
струйной печати возникла некоторая неразбериха. По мнению
представителей Sericol, эта компания имеет эксклюзивные права на
продажу широкоформатных принтеров Inca, но сама фирма Inca Digital
была не так давно приобретена компанией Screen. Теперь ее дилеры,
включая российских, предполагают, что они могут продавать оборудование
Inca, несмотря на то самое эксклюзивное соглашение. Что интересно, в
докладе представителей FujiFilm Sericol открытым текстом прозвучало то,
что сегодня Россия - один из самых больших и перспективных для нее
рынков. Мы уже писали о том, что с приобретением Fuji компании Avecia
становится достаточно значимым игроком на рынках самых разных типов
чернил для струйной печати. На пресс-конференции было обещано уделить
им большое внимание.
МЫСЛИ ВСЛУХ
Главный редактор пообщался в процессе подготовки этого номера с
большим числом представителей поставщиков. Если честно, то все слухи о
грядущих поглощениях производителей систем СТР автору кажутся не
самыми правдоподобными.
Небольшой швейцарский производитель термальных систем Luescher,
имеющий у себя полный цикл производства с обрабатывающими центрами, на
которых точатся барабаны, со всеми этими запахами масла и
свежерезанной алюминиевой стружкой, которая валяется повсюду, никак не
вяжется с образом бельгийской инжиниринговой компании Agfa, где все в
белых халатах и специальных бахилах. Не вяжется, и все. Если только
купить, чтобы закрыть, но зачем?
И Kodak фирму Ecrm покупать сейчас тоже не должен. Надо пока
разобраться с тем, что на него свалилось, продемонстрировать
положительный тренд. Так в Америке принято. А уж Heidelberg, без
предупреждения прекративший производство печатных машин с
непосредственным экспонированием пластин, явно сосредотачивается на
основном бизнесе - традиционных листовых офсетных машинах. Интересно,
что за достаточно короткий период времени произведено уже 1000 секций
Speedmaster XL 105.
Есть другая мысль, которая пришла в голову автору после изучения
годовых отчетов разных компаний. Старая и банальная. Про то, что Fuji
все-таки пора уже купить Screen. Слух об этой сделке давно порос мхом,
но сегодня возникли новые обстоятельства.
ДОЛИ ПРОДАЖ РАЗЛИЧНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ В ОБОРОТЕ
ФИРМЫ SCREEN
(в 2005 г. оборот составил
2,5 млрд долл.)
СВЕЖИЕ ЛОНДОНСКИЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Не знаю, зачем была нужна эта поездка, можно было просто прислать
презентации и не гонять главного редактора на сутки в Лондон.
Лететь ведь туда не один час, как в СПб. Кстати, специалисты
отправляющей стороны решили, что мне будет очень удобно улететь из
Москвы перекладными рейсами австрийских авиалиний в пять утра, а
прилететь обратно «Аэрофлотом» через 24 часа. Но известный
персонаж предыдущей поездки - наш доблестный водитель - ответил на
это словами бип*, бип, бииип, пообещал объявить забастовку и
обратиться к английским биип профсоюзам за поддержкой. Пришлось
передать его мнение организаторам поездки, и они переиграли
расписание пребывания главного редактора. После этого доблестный
водитель объявленную уже было забастовку отменил, но наученный
прошлым опытом сделал все, чтобы мы выехали в аэропорт вовремя.
Это сработало, грубо нарушать правила дорожного движения на этот
раз не пришлось.
В моем номере отеля в центре Лондона не было минибара, так в этой
стране бывает. Но было все необходимое для приготовления чая и
кофе. Пришлось спуститься в расположенный рядом маленький
продовольственный магазинчик. Обычное самообслуживание - корзины,
«читалки» штрих-кодов, но он меня сильно изумил. Я взял банку
пива, по пакетику кешью и фисташек, а еще апельсиновый джем. К
моему большому удивлению, индус-продавец, не прибегая к помощи
читалки, сразу выбил чек на 7 фунтов 96 пенсов. Оказалось, что все
четыре предмета стоят совершенно одинаково - по 1,99 фунта.
Интересно не то, что они стоят так дорого, а то, что одинаково.
Кстати, забудьте то, что мы рассказывали про «дорого» полгода
назад. Все уже поменялось. Создается впечатление, что цены в
Англии выросли еще в два раза. Это что же, на выставке придется
платить не по четыре, а по бииип восемь фунтов за «scotch large»?
Такая цена, конечно, не подорвет российскую полиграфическую
промышленность, но может нанести ей большой материальный урон,
если вспоминать тусовки четырехлетней давности :-)
А в приличном лондонском ресторане меня сразу определили как
русского. Неторопливый английский дедушка начал радостно сыпать
словами: «пожалуйста», «водка», «на здоровье». Спросите, как найти
в Лондоне приличный ресторан? Все очень просто. Выйдите около часа
дня на одну из центральных улиц. Найдите заведение, в котором дают
еду, но практически нет посетителей. Это и есть приличный
ресторан, в нем совершенно точно цены в три раза выше, чем в
окрестных. Один из двух–трех находящихся там посетителей наверняка
окажется русским. Но когда при счете в 37 фунтов за скромный обед
я оставил на чай всего три фунта, официант сквозь зубы сказал «Thank
you» и даже провожать не пошел, решив, что какой-то неправильный
русский в этот раз попался, биип.
* На бип, биип и биииип заменены термины ненормативной лексики.
|
Чтобы FujiFilm стал через пять
лет «Clear number one», как было обещано на пресс-конференции, кроме
расходных материалов эта компания должна стать лидером и на рынке
устройств СТР, который все-таки не стал ни чисто фиолетовым, ни
термальным. Нормальный поставщик должен иметь возможность предлагать и
те, и другие системы СТР. Fuji сегодня производит только фиолетовые
устройства, но во многих странах (Россия в их число не входит)
поставляет еще и термальные системы, которые для нее делает Screen. В
2004 г., по оценке Screen, этой компании принадлежало 36% рынка систем
СТР. Но после того, как Heidelberg сделал Suprasetter, он прекратил
поставлять системы СТР Topsetter (ОЕМ Screen), и компания FujiFilm
стала крупнейшим партнером Screen.
Произошло пересечение между этими компаниями и на рынке струйной
печати, о котором мы рассказали выше. Но самая главная причина
возможного приобретения лежит достаточно далеко от полиграфического
рынка.
Мы неоднократно рассказывали, что компания, которую привычно называют
просто Screen, именуется Dainippon Screen. Объем ее продаж составляет
2,5 млрд долл., но только 20% из него приходится на системы СТР и
другое допечатное оборудование. Основной объем - оборудование для
производства микросхем и экранов для ЖК панелей. Причем, по оценке
компании, ей принадлежит около 70% рынка оборудования для производства
ЖК-панелей. А FujiFilm после того, как рынок аналоговой пленки
обрушился, одним из приоритетных направлений своего бизнеса считает
производство пленок, используемых в этих самых ЖК-панелях. То есть все
сходится. Что удобно - подавляющее большинство панелей делаются
неподалеку от Японии, в странах Юго-Восточной Азии. Так что есть о чем
подумать.
Уделив так много внимания FujiFilm, нельзя не поговорить и о
конкурентах этой фирмы. Все три компании совсем разные. Налицо
соревнование различных моделей бизнеса - европейской (Agfa), японской
(Fuji) и американской (Kodak). Мы наблюдаем такую же ситуацию в самых
разных секторах промышленного производства. Познакомьтесь, например, с
финансовыми результатами автомобилестроителей. Там, правда, больше
игроков. Пока больше.
И рынки, рынки... Они все разные и кто-то из производителей успешно
работает в Америке, другие - неплохо в Европе. Есть еще Азия...
AGFA
Попробуем присмотреться к бельгийской фирме Agfa. На полиграфический
рынок она пришла одной из первых. В хорошем смысле этого слова ее
можно назвать пионером. Не все об этом знают, но, например,
серебросодержащие пластины для СТР, приносившие еще несколько лет
назад основную прибыль этой компании, делали лет десять-двенадцать
назад фирмы DuPont и Hoechst. Именно тогда, инвестировав существенные,
средства компания Agfa, входившая еще в состав концерна Bayer,
приобрела этих производителей. В те годы основной объем составляли,
конечно аналоговые материалы, и на росссийском рынке слово «Оцазол»
было синонимом высококачественных офсетных пластин. Затем все
изменилось, и Bayer решил избавиться от принадлежавших ему акций Agfa,
выпустив их на свободный рынок. Потом было еще и приобретение
компанией Agfa три года назад ставшего тогда уже итало-американским
производителем офсетных пластин - фирмы Lastra. После этого, по идее,
Agfa должна была стать крупнейшим в мире производителем пластин. Но «мир»
в тот момент уже поделился на аналоговый и цифровой. Причем, основная
борьба сегодня идет именно за цифровую его часть, а мощности фирмы
Lastra были ориентированы на производство аналоговых пластин.
Теперь Agfa является вполне самостоятельной компанией, акции которой
продаются на бирже. Это лидер по отказу от производства аналоговых
решений, Agfa первой среди основных игроков попыталась через
management buyout избавиться от своего подразделения, занимавшегося
аналоговыми фотоаппаратами и пленками для них. После этого AgfaPhoto
стала банкротом. У Fuji и Kodak эти подразделения пока сохраняются,
хотя объемы продаж аналоговых аппаратов и материалов для них падают на
15–20% в год. Надо, правда, отметить, что пленки двух упомянутых
конкурентов продавались в существенно больших объемах, чем аналоговые
материалы Agfa.
Но это все предыстория. Откроем pdf предварительного годового отчета
компании Agfa за 2005 г. и вот что мы увидим. При общем обороте 3,31
млрд евро доля оборудования и материалов для полиграфии составляет
чуть больше половины - 1,73 млрд евро (около 2 млрд долл.)
Agfa - безусловный лидер на рынке газетных СТР, где этой фирме
принадлежит 50% мирового рынка. Правда, еще в прошлом году эта доля
составляла на 10% больше. Идет наступление на газетный рынок
термальных систем, чья доля, по оценке Ifra, составляет сегодня более
20%. Но на европейском рынке газетные фиолетовые и зеленые системы СТР
Agfa продолжают удерживать 60% рынка. Естественно, эта компания
является и основным, то есть единственным, производителем
серебросодержащих пластин для СТР. Так уж повелось.
К выставке Ipex Agfa объявила новые устройства, среди которых первая
фиолетовая система СТР с внешним барабаном. По всей видимости, расчет
строится на том, что популярность листовых офсетных печатных машин
очень большого формата растет, а для них нужны и соответствующего
формата системы СТР, которые обычно используют схему с внешним
барабаном. Появятся и новые пластины.
Но из-за того, что цены на алюминий выросли в 2005 г. на 30%, а на
серебро - на 50%, прибыльность полиграфической части бизнеса
сократилась почти на 70%. В медицине дела пока существенно лучше, но
прибыльность тоже сокращается.
KODAK
Эта фирма за два прошедших года
приобрела много компаний, производящих оборудование и материалы для
рынка коммерческой печати. Судя по предварительному отчету, больше
покупок не предполагается, хотя свободные деньги на приобретения еще
остались. Kodak после покупки Creo является сегодня крупнейшим
производителем термальных систем СТР.
К сожалению, в отчете нет информации о том, как распределяются продажи
по отдельным подразделениям Kodak Graphic Communications Group (GCG).
Эти данные появятся, видимо, только через год. В четвертом квартале
2005 г. объем продаж входящих в GCG подразделений составил 942 млн
долл., но это, возможно, сезонный скачок. Годовой оборот компаний,
входящих в GCG, оценивается самой компанией Kodak в 3 млрд долл.
К сожалению, эта цифра не является показательной для сравнения с
объемами FujiFilm и Agfa, ведь в ней присутствуют продажи
подразделений Encad, NexPress и Versamark. Если к обороту FujiFilm
добавить даже небольшую долю Fuji Xerox, чье оборудование активно
продается в сегмент graphic arts, то у нас тут же появится абсолютный
лидер. Так что лучше вычесть из оборота Kodak, видимо, не менее 300
млн долл. У бывших KPG и Creo суммарный оборот должен быть 2,2–2,4
млрд долл. В результате нашей оценки получается диапазон от 2,3 до 2,7
млрд. Выберем для оценки его середину - 2,5 млрд долл. Возможно,
слишком грубо, но должно быть близко к истине. О прибыльности новой
объединенной группы GCG надо будет тоже судить через год просто потому,
что она образована в середине 2005 г.
CLEAR NUMBER ONE
Так получается, что сегодня единоличного лидера, который бы
существенно опережал остальных, на полиграфическом рынке нет. Правда,
ни одна из трех компаний не публикует информацию о долях продаж
оборудования и расходных материалов, но можно зайти с другой стороны.
И у Kodak, и у Agfa продажи устройств на мировом рынке, видимо, больше,
чем у FujiFilm. Тогда получается, что Fuji продает больше пластин, и
все сходится.
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ
Посмотрите, насколько хорош логотип Allianz. Отлично реализованная
концепция объединения, классические пропорции, скругления элементов и
острые углы - все очень органично. О чем это мы? Новая тема про альянс.
Неоднозначная, поэтому постараемся сформулировать мысли главного
редактора максимально корректно.
ДОЛИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО
ОБОРУДОВАНИЯ
И МАТЕРИАЛОВ В ОБЪЕМАХ ПРОДАЖ
КРУПНЕЙШИХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
AGFA
В 2005 г. оборот составил
3,97 млрд долл. Из них
полиграфия - 2 млрд долл.
KODAK
В 2005 г. оборот составил
14,27 млрд долл. Из них
полиграфия - 2,5 млрд долл.
FUJIFILM
В 2005 г. оборот составил
25 млрд долл. Из них
полиграфия - 2,25 млрд долл.
У нас есть два пресс-релиза - MAN
Roland и группы Allianz. Руководство MAN Roland рассказывает о том,
что теперь этот второй по обороту производитель печатных машин стал
независимой компанией. Правда, 35% акций нового совместного
предприятия Allianz и MAN будут пока принадлежать последнему. После
этой сделки акции MAN Roland будут выведены на биржу, чтобы обеспечить
приток инвестиций. В пресс-релизе компании упоминаются возможные
последующие поглощения и планы начать продажи расходных материалов.
Общий оборот концерна MAN составил в 2005 г. около 15 млрд евро. Из
них больше половины составляют продажи грузовых автомобилей и
автобусов. Есть еще строительство перерабатывающих производств для
химической промышленности. Его оборот составляет 2,8 млрд евро.
Третьим по объему бизнесом MAN было производство печатных машин.
Оборот в 2005 г. составил 1,74 млрд евро. При этом, наметился
существенный рост рентабельности по сравнению с прошлым годом. В
составе концерна MAN есть еще и производство корабельных дизельных
двигателей, а также турбин и компрессоров. Правда, они имеют меньший
объем продаж, чем тройка лидеров, упомянутая выше.
Allianz Group является одной из крупнейших финансовых структур в Германии с оборотом
более 100 млрд евро. В ее составе страховая компания, Drezdener Bank,
а также другие финансовые организации.
Тем не менее, событие произошло.
Слухи о том, что MAN хочет тем или иным способом избавиться от бизнеса
по производству печатных машин, ходили еще года четыре назад.
Фигурировали разные потенциальные покупатели, в том числе... Нет, не
будем оглашать список, состоявший, кстати, всего из одной позиции.
Интересно, что в первую очередь (по непроверенным слухам) концерн
планировал избавиться от производства листовых машин. Но руководство
MAN Roland каждый раз опровергало эту информацию.
Если рассуждения
руководителей производителя печатных машин спокойны и оптимистичны, то
пресс-релиз от Allianz - существенно болеее жесткий. Из него следует,
что инвестиционная компания группы просто приобрела 65% MAN Roland.
Самым интересным фактом в этой истории является то, что Allianz, кроме
всего прочего, владеет еще и 12% акций Heidelberg. Это второй по
величине акционер. Еще один (RWE) владеет долей в 15%. Теперь слово «альянс»
приобретает совершенно другое значение.
Некоторые конкуренты полагают,
что финансовая компания планирует объединить двух крупнейших
производителей печатных машин, осуществив заодно полную оптимизацию
производства. Это, правда, только слухи, но в результате
потенциального слияния получится безусловный лидер рынка, оборот
которого будет многократно превышать показатели остальных конкурентов.
Акции в такой ситуации будут, видимо, расти, что и необходимо
инвестиционной компании. Мы не раз говорили о том, что когда к делу
подключаются финансисты, логичное развитие событий может перетечь в не
самое логичное русло. Можно, конечно, войти в одну реку дважды, но
необходимо хорошо представлять себе цель повторного вхождения. Правда,
финансистам - виднее.
|