|
Михаил
КУВШИНОВ
«Нисса Центрум»
Технический
директор |
ГАРТ: Михаил, такое ощущение,
что на рынке систем СТР стало как-то спокойнее, и поставщики уже не
предполагают его большого роста?
М. К.: Приятно каждый год начинать интервью с того, что сделанный мной
в прошлом году прогноз оказался очень близким к правде.
ГАРТ: Да, год назад Вы сказали, что в России будет продано 80 систем,
практически угадав результат. А вот один из ваших главных конкурентов
существенно переоценил этот рынок. А сколько систем СТР установила «Нисса»?
М. К.: Мы в 2005 г. установили в России без малого 30 систем СТР. В
2006 г. я ожидаю стабильного состояния рынка, будет установлено около
ста систем СТР, существенную долю которых составят устройства форматов
В2.
ГАРТ: Вы ведь теперь поставляете еще и оборудование Ecrm?
М. К.: Да, поставляем. Я считаю, чтобы быть лидерами на рынке,
необходимо предлагать клиентам решения их проблем, а не торговать
железом. Есть клиенты, которым важнее цена оборудования, но не
максимальное, а просто достойное качество или производительность. Это
и есть ниша для оборудования Ecrm. Раньше мы в ней не работали, а
теперь имеем такую возможность. В конце концов, наша задача -
зарабатывать деньги не только сейчас, но и в будущем. Нам были
необходимы фиолетовые системы СТР, ведь мы поставляем пластины для них.
ГАРТ: И как много систем Вы предполагаете продать в этом году?
М. К.: Грубо - десяток Ecrm и двадцать термальных систем Kodak. Тем
самым подтвердим статус ведущего российского поставщика систем СТР.
ГАРТ: Не очень оптимистично.
М. К.: Разве? Вдвое больше, чем поставлено в прошедшем году ближайшим
конкурентом. А если удастся ускорить поставки пластин, то сделаем и
больше. Сейчас спрос на системы СТР сдерживается тем, что цены на
цифровые пластины не снижаются. Два последних года показали, что
западные аналитики не совсем правильно оценивали перспективы рынка. По
их прогнозам, на Западе очень большая доля малотиражных заказов должна
была перейти на цифровую печать, но офсетные типографии с этим не
согласились и стали печатать совсем короткие тиражи. А на тираж 100
тыс. и 500 экз. необходимо одинаковое количество форм. Производители
пластин, конечно, этот факт не афишируют, но у всех есть некоторое «полукризисное»
состояние - не хватает мощностей. Проблема будет решена в течение
полугода, но пока цены на пластины не снижаются. Логичный способ
выхода из кризиса - сокращение объемов производства и повышение цен на
аналоговые пластины для того, чтобы освободить мощности для
СТР-пластин. Так что в ближайшие годы будут идти два параллельных
процесса - удорожание аналоговых пластин и снижение цен на цифровые.
ГАРТ: Но, по крайней мере, один производитель пластин существенно
наращивает мощности?
М. К.: Мощности наращивают все.
ГАРТ: Кстати, а на термальные системы все еще есть покупатели или все,
кому они были нужны, их уже приобрели?
М. К.: Я уже говорил, что термальных систем мы рассчитываем продать
намного больше. Впрочем, и во всем мире такая же ситуация. Потому что
использование термальных СТР экономически более эффективно. Не зря же
ряд пользователей «фиолета» сейчас переходит на «термал», а обратных
примеров нет. Термальные системы имеют хорошие перспективы. Их цена не
намного, на 10–20%, выше фиолетовых, если считать полный комплекс с
учетом стоимости РИПа и процессора для проявки (который для
фотополимера в полтора раза дороже). Если же посчитать затраты на
более жесткую климатику для фиолетовых пластин - затраты вообще
нивелируются. А есть еще беспроцессные термальные пластины Kodak...
ГАРТ: Но беспроцессные пластины имеют пока некоторые ограничения по
тиражестойкости?
М. К.: Возможно, но это решение для небольших и средних клиентов,
которые инвестируют в собственное допечатное оборудование. При этом
нет необходимости вкладывать десятки тысяч долларов в проявочную
машину. При заявленных 100 тыс. оттисков, если используется нормальная
бумага, реальная тиражестойкость будет достаточной для любой небольшой
и средней типографии.Беспроцессные пластины, правда, несколько дороже
«обычных» термальных пластин, но, я надеюсь, с выходом на рынок
беспроцессных пластин двух основных конкурентов цены будут снижаться.
Кстати, издательство «Курсив» присудило «Хрустальный Марзан»
беспроцессному продукту FujiFilm, которого пока нет.
ГАРТ: Точнее «Курсив» присвоил и тем, и другим пластинам по диплому в
номинации «Расходные материалы», а вот «Жюри профессионалов» наградило
«Марзанами» и поставщика FujiFilm, и поставщика Kodak.
М. К.: Возможно. Но у компании «Нисса» уже несколько месяцев есть на
складе беспроцессные термальные пластины Kodak Thermal Direct, мы их
показывали на выставке «ПолиграфИнтер», в то время как у поставщика
пластин FujiFilm продукта как не было на выставке, так нет и сегодня.
И меня удивляет тенденция вручать дипломы за обещания, а не за
реальные продукты. Дипломы от этого обесцениваются. Если возвратиться
к перспективам термальных и фиолетовых систем, то «фиолетовый» процесс
очень чувствителен к температурным условиям, а Kodak Trendsetter будет
работать и при 17, и при 30оС. При этом измерения прибором форм будут
давать одинаковые показания вне зависимости от температуры.
ГАРТ: Михаил, источник этой информации известен, но производители
оборудования всегда пытаются «подстелить соломки». А вот есть еще
активно обсуждаемая тема надежности системы экспонирования в
термальном устройстве СТР.
М. К.: Да, эту тему активно обсуждают, и есть случаи замены «голов».
Причем, по нашему опыту, основная причина выхода из строя головы -
частицы масла, которые «гонят» вместе с воздухом дешевые компрессоры.
Когда клиент приобретает устройство за несколько сотен тысяч долларов,
он зачем-то пытается экономить несколько тысяч на компрессоре,
несмотря на то, что мы его предупреждаем о возможных проблемах. У нас
за несколько лет были единичные случаи таких замен, при очень большой
доле - более шестидесяти установленных в России систем СТР Kodak (Creo).
А вот у некоторых конкурентов, насколько мне известно, «головы» уже
заменены чуть ли не во всех установленных системах.
ГАРТ: Говорят, например, в термальных СТР Screen надо менять только
один диод, а не всю «голову»?
М. К.: Насколько мне известно, у всех ведущих производителей (Agfa,
Kodak, Heidelberg и Screen) в современных термальных системах СТР
полного формата приходится менять как минимум дорогостоящую сборку, а
то и «голову», а не индивидуальный диод. Есть, впрочем, и системы с
индивидуальными диодами. Но они либо очень медленные, либо очень
дорогие во владении. Просто умножьте 64 (а то и 128) диодов на
стоимость каждого! Я уважительно отношусь к оборудованию фирмы Screen,
правда, у нас есть положительный опыт продажи устройства СТР Kodak, по
крайней мере, одному из владельцев Heidelberg Topsetter (ОЕМ Screen).
У устройств СТР Kodak есть двойной-тройной запас по мощности, и
проблема с одним или несколькими диодами не является причиной замены «головы».
Надо отметить, что «Нисса» может предложить сегодня своим клиентам
такие условия контракта, когда выход чего-либо из строя вообще
становится нашей проблемой.
ГАРТ: А говорят еще, что на СТР Kodak для того, чтобы перейти на
пластины другого производителя, требуется вызвать сервисного инженера
из «Ниссы»?
М. К.: Да что Вы говорите! А мне казалось, что это 100% владельцев CTP
Fuji «почему-то» работают только на пластинах Fuji, да и у Agfa эта
цифра близка к 100%. А вот на CTP Kodak/Creo клиенты используют самые
разные пластины. Сила - она в правде. Да, мы настоятельно рекомендуем
вызывать для настройки сервисного инженера. Не потому, что он
повозится и скажет, что «не идут». Термопластины бинарны, и если
выставить даже вдвое завышенную энергию лазера, формы будут прекрасные,
но ресурс системы будет расходоваться впустую. Однако есть клиенты,
которые переходят с одних пластин на другие самостоятельно. Но и
отвечают за результаты возможных ошибок.
ГАРТ: Михаил, еще полгода назад ожидались большие изменения в политике
дистрибуции компании Kodak на российском рынке. Теперь стало понятно,
что все останется по-старому?
М. К.: Представительства Kodak GCG в России пока не будет, но на самом
деле изменения произошли. Значительно сократилось число мелких «дилеров
Kodak», приведены в порядок каналы продаж и их продуктовое наполнение.
«Нисса», например, продает СТР-пластины, но не аналоговые пластины и
фототехническую пленку. Просто потому, что наша доля в СТР-пластинах
Kodak преобладающая, а в аналоговых - недостаточная. Аналогично другие
компании потеряли право закупок для одних продуктов и сохранили для
других.
ГАРТ: Но СТР-пластины Kodak достаточно дорогие.
М. К.: Благодаря высокому качеству и не самой высокой (но и не самой
низкой) цене СТР-пластины Kodak имеют очень хороший показатель цена/качество.
Продуктовый ряд пластин Kodak много шире, чем у конкурентов. И наша
задача помочь клиентам реализовать это качество в готовый печатный
продукт. И у нас это неплохо получается.