НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2006

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














НАШ ОБЩИЙ РЫНОК

Российский рынок уже перешел, видимо, в следующую весовую категорию. Это раньше производители оборудования относились к нему, как к чему-то, лежащему между Прибалтикой и Монголией, а теперь оказалось, что в России можно делать бизнес. Но, чтобы это был именно бизнес, необходима отлаженная система продаж. И мы уже рассказывали о многочисленных перестановках в российских представительствах ведущих производителей полиграфического оборудования - MAN Roland, Heidelberg, КБА. Началось все в середине 2005 г., но, по нашим данным, процессы до конца еще не завершились, и грядет очередная смена руководства в российском представительстве крупнейшего производителя печатных машин.

На мировом рынке тоже продолжаются слияния и поглощения. Самый свежий пример - приобретение компанией X-Rite фирмы GretagMacbeth. Обороты этих компаний в масштабах отрасли составляют, конечно, не самую большую долю, но это такое же знаковое событие, как объединение двух средних производителей печатных красок.

Ходит много слухов и о грядущих поглощениях производителей систем СТР. Если все получится, то на мировом рынке, как и на рынке офсетных пластин, остануться те же три крупнейших игрока - Agfa, FujiFilm и Kodak (в алфавитном порядке). Интересно, что после этого изменится в России, ведь если у Agfa есть, по крайней мере, номинальное представительство, в котором работают несколько сотрудников, занимающихся полиграфическим рынком и общающихся с дилерами, то у Kodak и FujiFilm в российских представительствах о этом рынке никто, видимо, и не слышал. После слияния Kodak и Creo сначала вроде бы было принято решение о создании представительства в Москве. Потом, видимо, решили этого не делать и переложить всю ответственность за наш рынок на многочисленных дилеров. С Fuji ситуация еще более сложная. Есть успешный эксклюзивный дистрибутор, в котором когда-то работал главный редактор ГАРТ. Японцы, видимо, не прочь прийти на наш рынок сами, но как и зачем это делать, если пока все хорошо?

Некоторые другие фирмы-поставщики, работающие на полиграфическом рынке, тоже находятся в процессе реорганизации. Возможно, в следующем номере ГАРТ появится новость, в которой будут фигурировать «ПромСвязьКапитал» и один из ведущих поставщиков допечатного оборудования и материалов. По крайней мере, переговоры ведутся.

МЕЖДУ ФИННАМИ И ПОЛЯКАМИ

Как и обещали в предыдущем номере ГАРТ, рассказываем об исследовании рынка, проведенном Pira International. 1,665 млрд евро - вот оценка, которую приводит эта уважаемая английская исследовательская компания для объема российского рынка полиграфической продукции в 2004 г. Так как в отчете Pira была информация и о других европейских странах, то мы с удивлением узнали о том, что наш рынок немного меньше финского (1,793 млрд евро) и существенно больше польского (1,063 млрд евро). Цифры очень странные. Особенно, если учесть, что, например, потребление офсетных пластин в России в два раза больше, чем в Финляндии, а цена на бумагу в стране, где кроме Санта Клауса проживают всего лишь 5,3 млн населения, существенно ниже.

ЧТО ЖЕ ОНИ СЧИТАЛИ?

Мы связались с представителями Pira и задали вопрос от том, что конкретно имеется в виду под объемом рынка полиграфической продукции в их исследовании. Ведь есть типографии, которые оказывают услуги на давальческой бумаге и картоне. А есть те, которые сами закупают бумагу и продают заказчику готовые изделия. Есть оценки, которые также включают в объем продажи расходных материалов и полиграфического оборудования...

Первый ответ из Pira получили аккуратный. Из него следовало, что «очень сложно получить consistent data (в смысле адекватные данные) по каждой из стран». Потом они там в Англии, видимо, посовещались и прислали еще одно сообщение. Оказывается, их оценка - это объем продаж продукции российских полиграфических предприятий, включая бумагу, но не включая НДС. Что же, добавим НДС (умножим на 1,18) и и переведем по среднему курсу 2004 г. в доллары. Получаем 2,427 млрд долл.

У нас есть еще один отчет о состоянии российского рынка, сделанный год назад специалистами «Гейдельберг СНГ». Оценка рынка тоже составляет 2,5 млрд долл. Цифры сходятся. Специалисты из Pira, видимо, ничего не считали. Просто взяли данные из отчета Heidelberg, но забыли, что первоисточник включал еще и импортированную полиграфическую продукцию.

Мы год назад решили статистику, предоставленную «Гейдельберг СНГ», не публиковать. Она не сходилась с нашими оценками.

На самом деле, нас ведь тоже критикуют по поводу публикуемых оценок. Некотрые зарубежные поставщики, например, расстраиваются, что напечатанные в ГАРТе доли их материалов существенно меньше, чем говорит их собственная статистика.

Критиковать, вообще, очень просто. Мы можем взять, например, левый нижний угол. «Специал.» означает, видимо, спецвиды продукции. Да, региональные акцизные марки и жалкие остатки очень хорошего рынка времен расцвета МММ-ов в 2004 г. имели очень небольшую долю. Есть, правда, одно «но» в лице двух печатных фабрик Гознака - пермской и московской. Они тоже производят самую настоящую специальную полиграфическую продукцию и имели в 2004 г. оборот 182,6 и 148,6 млн долл. соответственно (оценка РБК). То есть объем производства в этом секторе минимум в 10 раз выше, а общая оценка российского рынка оказывается больше почти на 15%. Но это так, для примера. Критиковать оценки очень просто. Сложно их делать. Тут появились оценки рынка журнальной печати. Но мы их «немного покритикуем» в следующем номере.

ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО РЫНКА
ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Общий объем 2,5 млрд долл.
(2004 г., млн долл.)

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Наш Росстат в этот раз опять отличился. По его информации, производство журналов в России сократилось в 2005 г. на четверть. Вдумайтесь, составило только 75% от объема 2004. И это опять совсем не смешно, при том, что и «Алмаз-Пресс», и «Пушкинская площадь» рапортуют о росте объемов производства, а издательские дома постоянно выводят на рынок новые журналы. Можно, конечно, понять и федеральную службу. Издателей много, а их там мало. Попытались перейти на новую систему отчетности издательств, но никто правильные данные не сдает.

Раз в год мы публикуем свое «мнение» по поводу данных Росстата. Оно не меняется. Пусть лучше считают произведенные в России магистральные электровозы. Их сделали в 2005 г. 107 штук. В два раза больше, чем в 2004. А полиграфию пусть оставят в покое.

НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ

Прям название для порнофильма получилось. К нам в январе обратились две зарубежные компании, занимающиеся исследованиями рынков. Видимо, кто-то из производителей оборудования или материалов для полиграфии «заказал» им нашу страну. Есть и организатор полиграфических выставок, который тоже хочет, видимо, составить конкуренцию нашему монополисту. А уже в начале февраля объявилось российское отделение крупной мировой консалтинговой фирмы с просьбой быстренько рассказать о российском рынке бумаги и о том, чего здесь не хватает.

Активность очень высокая, причем, все задают вопросы, на которые ответов нет. Ну кто знает, сколько всего у нас в России типографий? Вопрос в том, что такое типография. Есть несколько тысяч предприятий, которые занимаются производством полиграфической продукции. Начиная от гигантов по российским масштабам, таких как «Алмаз-Пресс», и заканчивая салоном с одной цифровой машиной DC 12.

А если вспомнить наши региональные поездки, то есть еще сотни районных типографий, многие из которых до сих пор используют высокую печать, имеют штат 15 человек, а оборот около 2 тыс. долл. в месяц (мы три года назад придумали им новое название - «ксероксы районного масштаба»). Такую типографию может, видимо, заменить копировальная машина стоимостью 1 тыс. долл. Что тут можно посчитать? Нужно рассматривать разные сегменты отдельно.

ГЕОГРАФИЯ

Еще проблема в том, что Россия - огромная страна. Причем, года полтора назад главного редактора ГАРТ, у которого проблемы с географией, нагрузили информацией о том, что за Уралом в России живет всего 8 млн человек. Пришло время разобраться с вопросом. Население зауральских земель России, оказывается, составляет более 30 млн. Вот так. Распределено оно, конечно, очень неравномерно, так же, как и полиграфические мощности в тех краях. Но богатства работающих на российском рынке поставщиков оборудования, нам кажется, в ближайшие годы прирастать будут именно Сибирью.

На европейской части нашей страны, видимо, никаких сюрпризов уже не произойдет. Бизнес «на автомате» Поволжье-Ростов-Екатеринбург потихоньку заканчивается. И другая тройка, например, Новосибирск-Красноярск-Владивосток может оказаться через некоторое время ничем не хуже. А есть еще и нефтедобывающие регионы...

СКОЛЬКО ЖЕ У НАС...

... офсетных типографий. Главный редактор ГАРТ считает, что в России есть около тысячи нормальных полиграфических предприятий, использующих оборудование для листовой и рулонной печати. Меньше половины их находятся в Москве и ближнем Подмосковье. В эту оценку НЕ ВХОДЯТ салоны цифровой печати и «ксероксы районного масштаба».

Оценка в 1 тыс. нормальных офсетных производств сходится с оценками поставщиков оборудования. Но если годовой объем нашего рынка полиграфической продукции составляет что-то около 2,5 млрд долл., то средний оборот «нормальной типографии» получается 2,5 млн долл? 200 тыс. в месяц? Не слишком ли много? Надо подумать по этому поводу. Продолжим в следующем номере.

ОФСЕТ? НЕ ТОЛЬКО

В 2006 г. начался процесс реструктуризации в «Ксерокс Евразия». По нашим данным, российское представительство Xerox становится теперь самостоятельной единицей, а «Ксерокс Евразия» поднимается на следующую ступеньку в иерархии корпорации. Скорее всего немного времени осталось до того момента, когда в совет директоров Xerox войдет человек из России.

По достоверным слухам основной конкурент Xerox - компания Canon с выпуском новых цифровых печатных машин imagePRESS тоже собирается обратить особое внимание на российский рынок коммерческой печати. Успехи Xerox не дают, видимо, покоя.

Вопрос, конечно, в чем это «особое внимание» будет заключаться, но планы Canon на мировом полиграфическом рынке вполне грандиозные. И если компания такого масштаба принимает решение о выходе на новый рынок, то можно быть спокойным, она с этой задачей справится. Мы задались вопросом, в чем причина такого интереса к рынку коммерческой печати, и выяснили, что одна из исследовательских фирм «оценила» в 2004 г. потенциальный рынок систем цифровой печати. Оказалось, что 55% европейских типографий, не имевших пока ЦПМ, рассматривают вопрос ее приобретения. Ну, с точки зрения этого вопроса, Россия, видимо, неевропейская страна. У нас этот процент существенно меньше, хотя вопрос в том, какие типографии исследователи опрашивали в Европе. Видимо это исследование стало не последним аргументом для Canon.

Интересно, что если обратиться к истории развития рынка коммерческой цифровой печати, то компания Xerox вышла на него в 2000 г. и пообещала, что к 2004 г. объем продаж ее оборудования в этот сектор превысит объем продаж оборудования Heidelberg. С тех пор произошло много событий, повлиявших на развитие рынка полиграфического оборудования. В связи с общим спадом в традиционной полиграфии, судя по всему, амбиции Xerox реализованы, по крайней мере, в отдельных странах. Сказать, что типографии стали покупать цифровые печатные машины вместо офсетных машин Heidelberg, наверное, нельзя. Просто существенно вырос рынок услуг цифровой печати, а продажи новых офсетных печатных машин серьезно сократились. В России эта тенденция была очень характерной, ведь в 2000 г. у нас цифровые типографии можно было по пальцам пересчитать.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства