|
Дмитрий ПАВЛОВ
Полиграфическое Бюро «СловоДело»
Директор по производству |
ГАРТ: Дмитрий, какое определение Вы можете дать
Вашему бизнесу?
Д. П.: Мы занимаемся производством печатной продукции, но сам бизнес
можно назвать посредническим.
ГАРТ: Посредниками в России обычно называют «рекламные агентства»...
Д. П.: Да, в нашей стране так принято называть «полиграфических
посредников», но мы придумали себе другое название - «полиграфическое
бюро»: ведь никаких рекламных функций реально не выполняем. Просто
обеспечиваем производство.
ГАРТ: То есть размещением рекламы и креативом не занимаетесь?
Д. П.: Да, именно так. Иногда, конечно, приходят заказчики, которым
нужно сделать еще и макет «с нуля». Но это происходит нечасто. У нас
нет клиентов с улицы.
Есть несколько десятков серьезных заказчиков, с которыми мы работаем.
Бывает кто-то уходит, но приходят новые. Кто-то пробует печатать в
другом месте, что-то не устраивает - возвращается.
ГАРТ: А кто ваши заказчики?
Д. П.: Они разные: есть прямые заказчики, а есть и другие посредники,
которые могут заказ принять, но размещать его по каким-то причинам не
хотят - предпочитают пользоваться нашими услугами. Отдают диск с
макетом, а мы сдаем их клиенту готовый тираж.
ГАРТ: Но тогда в следующий раз заказчик может обратиться
непосредственно к вам?
Д. П.: Да, мы можем предложить заказчику работать с нами напрямую, но
такими вещами не занимаемся, и об этом наши партнеры знают. Я считаю,
что нужно соблюдать этику в любом бизнесе.
Кстати, многие наши постоянные заказчики знают, в какой типографии
печатаются их тиражи. И они все равно размещают их через нас. А есть
варианты еще интереснее: один наш клиент все время требует, чтобы его
тиражи печатались в определенной типографии. И все доводы о том, что
конкретный заказ не совсем подходит по формату типографии, что можно
отпечатать его дешевле в другом месте, не принимаются.
ГАРТ: А сам он напрямую в эту типографию почему не обратится?
Д. П.: Вероятно, он обращался, но получил более высокие цены. У меня с
каждой типографией, в которой мы размещаем заказы, есть договоренности
о специальных расценках. А когда крупный заказчик, у которого много
разнообразной рекламной продукции, работает напрямую с типографией,
ему приходится не только больше денег платить, но еще и менеджер по
рекламе вынужден откладывать все дела и ехать контролировать печать
тиража. Зачем это нужно, если, работая с нами, все получится дешевле и
«отрываться» от работы не нужно?
Но мы неспроста получаем скидки в типографиях - ведь берем на себя
работу с клиентом, а это большая ответственность. Типография получает
готовые пленки и просто печатает тираж. Им интересно работать на таких
условиях.
ГАРТ: Но сегодня во многих типографиях есть большие отделы допечатной
подготовки. Они с этими задачами не справляются?
Д. П.: Содержать такие отделы - удовольствие недешевое. Они работают с
крупными постоянными заказчиками типографии. Кто пришедшему с улицы
человеку станет объяснять, почему некратное четырем полосам издание
нельзя «посадить на скрепку»?
ГАРТ: Грамотный менеджер типографии может все объяснить клиенту,
особенно, если клиент перспективный. А есть и типографии, в которых
установлены системы СТР, и пленки они стараются вообще не брать.
Д. П.: У меня есть свое мнение по поводу СТР. У многих ли типографий в
Москве есть такие системы?
ГАРТ: Если говорить о тех, которые занимаются производством
рекламно-коммерческой продукции, то примерно у двадцати.
Д. П.: Возможно. И их главная проблема заключается сегодня в
отсутствии грамотных специалистов по допечатной подготовке. Могу
привести пример: мы печатаем немало многокрасочных работ в одной из
таких типографий. Новая шестикрасочная полуформатная печатная машина с
секцией лакирования, устройство СТР, послепечатное оборудование.
Приезжаешь туда - просто душа радуется за ребят. Привозим наши заказы,
их специалист-допечатник все проверяет, говорит: «Нормально». Начинают
выводить формы - возникает какая-то проблема. Звонят нам, мы
удивляемся, все ведь было нормально, но, оказывается, выводит другая
смена допечатников и у них ничего не получается.
Типография печатает с самым высоким качеством. Продукция получается
просто супер, но только в том случае, если они смогли правильно пройти
этап допечатной подготовки. Приходится нашим людям приезжать,
разбираться с проблемами, которых нет. Тогда все получается. Но куда
деваться: обращаемся в эту же типографию, зная, что несколько раз туда
придется съездить совершенно не по нашей вине.
ГАРТ: Но есть и типографии, которые с этой проблемой уже справились.
Д. П.: Я с такими не сталкивался. Если подумать: откуда типография
может взять несколько опытных специалистов по допечатной подготовке,
когда у нее не было собственного фотовывода? Она их будет сманивать
откуда-то, а сманиваются обычно не самые лучшие. Этот непростой
процесс, мне кажется, может затянуться на несколько лет.
ГАРТ: Но с другой стороны, растровые процессоры становятся сегодня все
проще, мощнее и многофункциональнее. Казалось бы, в чем проблема для
заказчика записать нормальный PostScript или PDF-файл, который
«поднимет» любой RIP?
Д. П.: Если бы все было так просто... Заметьте, подавляющее
большинство наших заказчиков предпочитают отдавать нам верстку, чтобы
мы сами сгенерировали PostScript. Они не хотят брать на себя
ответственность. А что такое спуск полос для многостраничного издания
и как потом страницы раскладываются на печатных листах, никто вообще
не задумывается.
ГАРТ: И сколько у Вас сотрудников?
Д. П.: В штате компании шесть человек.
ГАРТ: Хорошо, как Вы выбираете типографию, с которой будете
сотрудничать?
Д. П.: Естественно, хочется найти типографию, в которой можно
разместить печать тиража подешевле. Но часто требуется найти ту грань,
когда нужно не просто дешево, но и с высоким качеством. У нас есть
партнеры, с которыми мы работаем постоянно. У них обычно полу- и
полноформатные листовые машины, есть и рулонные журнальные машины для
больших тиражей.
Я посещал разные предприятия, три года назад ездил даже на Украину.
Один-два раза в месяц забрасываю небольшие тестовые заказы в
какую-нибудь типографию с малоформатными печатными машинами. Можно
сказать, делаю мониторинг рынка.
ГАРТ: Но далеко не все типографии пускают заказчика на приладку. Как
их тогда можно протестировать?
Д. П.: Меня обычно пускают, ведь я приезжаю не для того, чтобы
предложить «добавить зеленого». У меня совершенно другие цели:
интересно постоять в стороне и посмотреть на организацию производства.
Кроме того, для меня очень важно, чтобы взаимодействие с типографией
не зависило от одного человека. Например, менеджера. Что случится,
если он заболел или ушел в отпуск? А если он вообще уволится?
ГАРТ: Вы хотите сказать, что надо быть знакомым с хозяином типографии?
Д. П.: Это тоже не панацея. Когда он уезжает в отпуск, в типографии
начинаются какие-то «новые течения», в результате которых сроки
исполнения могут растянуться. Для меня идеальная типография та, в
которой прохождение заказов не зависит от конкретного человека.
Особенно, если это хозяин.
ГАРТ: Таких компаний, как Ваша, в Москве несколько сотен.
Д. П.: Мне кажется, даже несколько тысяч.
ГАРТ: Интересно, а откуда у Вас появляются новые клиенты?
Д. П.: Менеджеры звонят потенциальным стабильным клиентам, предлагают
наши услуги. Заказчик, конечно, «знает себе цену», но наши условия
могут оказаться лучше.
ГАРТ: Для клиентов самым важным критерием является цена?
Д. П.: Для многих - да. Но достаточно часто заказчик просто не
представляет, что сколько будет стоить. Сталкиваемся с тем, что даже у
крупных клиентов все проблемы по размещению заказов на полиграфическую
продукцию зачастую сваливаются на обычного секретаря. Ей нужно
отвечать на телефоны и еще договориться о печати каталога.
ГАРТ: Сверхприбыльные заказы еще бывают?
Д. П.: Вопрос, что называть сверхприбылью. У нас есть очень выгодные
клиенты, обычно это представительства западных компаний. Они, конечно,
проверяют, сколько будет стоить печать тиража где-нибудь в Европе.
Получается, что у нас все-таки дешевле. А еще требуется адаптация
материалов.
Сегодня есть хорошие клиенты, которые готовы размещать заказы, если
увидят красивые образцы продукции. Есть агентства, которые тоже много
печатают, но почему-то просят образцы у нас...
ГАРТ: Известным интернет-порталом не пользуетесь?
Д. П.: Заказы я на нем не размещаю, тендеры не устраиваю. Там удобно
находить типографии, которые могут сделать определенную продукцию.
А если говорить о тусовке нормальных «принтманов» (принт-менеджеров),
то она есть, но в оффлайне. Мир тесен, мы общаемся между собой, и
часто можно проверить определенную типографию, просто позвонив коллеге
и задав пару вопросов.
ГАРТ: А у Вас бывают неразрешимые конфликты с типографиями?
Д. П.: Совсем не разрешимых не бывает. В нашем случае чаще всего
проблемы связаны с тем, что печатается все в одном месте, лакируется -
в другом, а высекается - в третьем. И на последнем этапе выясняется,
что не хватает 1 тыс. листов, хотя мы всегда печатаем с запасом.
Правда, иногда это связано с обыкновенным разгильдяйством. Заказываем
допечатку тиража, а оказывается, что грузчик в типографии в прошлый
раз просто забыл отдать еще одну упаковку.
ГАРТ: И часто приходится прибегать к услугам нескольких типографий для
выполнения одного заказа?
Д. П.: Часто. Потому что так намного дешевле. Появились предприятия,
специализирующиеся на послепечатных операциях и даже не имеющие
собственного печатного оборудования, причем базируются они в
Подмосковье и их услуги существенно дешевле. Зачем нам терять деньги?
ГАРТ: Бумагу тоже сами закупаете?
Д. П.: Чаще всего да, это часть нашей работы.
ГАРТ: Ну а свою типографию не думали создать?
Д. П.: Нет, мы отказались от этой мысли. Казалось бы, можно купить
какое-то печатное оборудование и загрузить его... Но когда вспоминаешь
современные производства, которые есть сегодня в Москве, становится
понятно, что лучше в это не ввязываться.
ГАРТ: Конечно, ведь агентство может наращивать обороты, не вкладывая
большие деньги в приобретение оборудования, а вот типографии, если она
решилась сделать следующий шаг, приходится рисковать.
Д. П.: Ситуация именно такая. У меня брат - владелец типографии, так
что я в курсе этой кухни.
Агентство может легко найти дополнительные производственные мощности,
ничем не рискуя. Типографиям, чтобы загрузить новые мощности,
приходится прибегать к демпингу.
ГАРТ: Да, в Москве достаточно типографий, в которых очень хорошее
оборудование простаивает. Там можно, видимо, и цены получить хорошие?
Д. П.: Я знаю несколько. В таких типографиях можно недорого отпечатать
разовый заказ, но в определенный момент. Потом у них внезапно
появляется загрузка, и ваши заказы могут быть отодвинуты. Вообще,
работать с типографией, в которой никого не знаешь, большой риск. Сдал
заказ и ждешь: сделают его вовремя или нет.
ГАРТ: А много через вас проходит работ, которые надо печатать с
красочностью больше четырех?
Д. П.: Такие работы бывают. Есть ряд прямых заказчиков, которые любят
использовать эти возможности.
ГАРТ: И они сами разрабатывают дизайн?
Д. П.: Есть крупные компании, в рекламных отделах которых работают
очень грамотные специалисты. Мы печатали заказ с использованием пяти
различных красок Pantone. Получилось очень красиво. Но такие
заказчики, скорее, исключение из правил.
ГАРТ: Может, это была адаптация макета, сделанного на Западе?
Д. П.: Может быть, но это была грамотная адаптация. Потому что к нам,
бывает, приходят заказчики, приносят образец продукции и говорят, что
ничего больше нет. Есть только две фотографии, а остальное вы сделайте
сами. Такие случаи часты.
ГАРТ: А типографии, способные отпечатать высококачественную продукцию,
есть? Или приходится некоторые заказы сдавать в «Линию»?
Д. П.: Мы ни разу не размещали там заказы. Есть другие типографии, в
которых цены более умеренные. У меня есть понимание того, сколько
должна стоить печать определенного заказа. Это не моя прихоть, я
исхожу из того, за сколько мы сможем продать готовую продукцию
клиенту.
ГАРТ: Дмитрий, а заказы на цифровую печать бывают?
Д. П.: Бывают, но не так много. Большинство клиентов предпочитают
размещать их самостоятельно. Здесь ведь все проще, пленки выводить не
нужно. Напечатали пробный оттиск, и сразу все стало понятно. Опять же,
если начальство спросит, почему вы все размещаете у Павлова, можно
ответить, что далеко не все...
ГАРТ: А много малотиражных офсетных заказов?
Д. П.: Да, достаточно. Вот только сегодня сдал в типографию заказ:
шесть позиций, все тиражом 500 экз.
ГАРТ: Заработать на таких заказах непросто?
Д. П.: Норма прибыли на них хорошая, но если пару раз в неделю
исполнять только такие заказы, то в конце месяца получится, конечно,
отрицательный результат. Намного интереснее печатать тиражи 500 тыс.
экз. Но такие каждый день не приносят.
ГАРТ: Но они бывают?
Д. П.: Да. Мы достаточно регулярно размещаем заказы тиражами более 100
тыс. Печатаем листовки, приглашения и другую продукцию.
ГАРТ: Понятно, Вы все знаете. Но есть какая-нибудь проблема, которая
пока не решена?
Д. П.: Есть. Сегодня это небольшие тиражи самоклеящихся этикеток в
рулонах. Хотелось бы найти компанию, которая смогла бы обеспечить их
печать.