|
Алексей
Специалист
из большого агентства |
ГАРТ: Алексей, этот номер
посвящен заказчикам полиграфической продукции. Как Вы оцениваете
современное состояние этого рынка?
А.: Если честно, то меня удивляет сложившаяся на рынке полиграфических
услуг ситуация. Типографии жалуются, что дела идут не так хорошо, но у
заказчиков рекламной продукции они идут в гору. Совершенно непонятно,
как так получается, но мне кажется, что в этом вина типографий. Тех,
которые предлагают на рынке свои услуги по заниженным ценам.
ГАРТ: Может быть, между прямым заказчиком и типографией очень много
посредников?
А.: Я работаю в крупном рекламном агентстве, которое с посредниками не
связывается. Бюджеты на полиграфию у клиентов большие.
Правда, несравнимо больше денег, конечно, тратится на размещение
рекламы на телевидении и в глянцевых журналах. Что касается типографий,
то «накрутка» на цены у них достаточно высокая, но не умноженная на
два: где-то 20–40% - в зависимости от клиента и типографии. Иногда
агентство вообще практически не зарабатывает на заказе: когда клиент
делает какую-то глобальную акцию, в которой полиграфия составляет 70%
себестоимости. Там просто нельзя «накрутить» столько. При этом доход
типографии может быть очень большой, иногда она одна даже не может
справиться с конкретным заказом, приходится печатать его в нескольких
местах.
ГАРТ: Кто выбирает типографии?
А.: В любом крупном агентстве есть специальный человек или отдел,
который занимается связями с типографиями. Я в агентстве в этом
процессе не участвую - пусть разбираются сами.
ГАРТ: Но сами имеете представление о нашем полиграфическом рынке?
А.: Да, конечно. Я занимался дизайном и размещением заказов до прихода
в агентство. Зарабатывал этим деньги.
ГАРТ: И как, удавалось?
А.: Да, но нельзя сказать, что очень много. Весь этот
рекламно-полиграфический бизнес построен на отработанных связях. Есть
у тебя нормальные клиенты, работаешь ты с ними несколько лет - все
будет хорошо. Но если ты только пришел на этот рынок, то какой великий
дизайн ни делай - придется два-три года подождать.
ГАРТ: Алексей, а как Вы попали в полиграфический бизнес?
А.: Так же, как многие. Закончил три года назад вуз, не имеющий
никакого отношения к полиграфии, научился верстать. Потом разобрался с
Photoshop и Illustrator.
ГАРТ: И никакого художественного образования?
А.: Никакого.
ГАРТ: Это, кстати, заметно по Вашим работам.
А.: Я знаю, но моих заказчиков работы устраивают. Им не нужны какие-то
изыски, нужен просто нормальный уровень дизайна. А мне нужен опыт, я
не стою на месте, качество работ растет.
ГАРТ: Возможно. Значит, Вы поработали-поработали фрилансером и решили
устроиться в агентство?
А.: Да. Но предварительно я наладил связи с несколькими заказчиками и
типографиями. Теперь, извините, халтурю в нерабочее время. Доходы от «халтур»
и зарплата в агентстве сопоставимы, хотя в последнее время первое
часто перевешивает, бывает даже в несколько раз.
ГАРТ: Дома РС и «Макинтош», интернет и пр.?
А.: Интернет - да. А компьютер - РС. «Маки», если что, есть на работе,
покупать домой дорого.
ГАРТ: И много заказов в месяц размещаете?
А.: Зависит от конкретного месяца. В среднем, наверное, четыре-пять.
Бизнес достаточно прибыльный. Я ведь зарплату никому не плачу. А
заказчику удобно, он только макеты утверждает.
ГАРТ: Сами выводите пленки?
А.: Для какой-то типографии вывожу сам, в другие сдаю верстку, и они
выводят.
ГАРТ: Приходится, видимо, много побегать?
А.: Да, иногда нужно приезжать в типографию ночью, чтобы завезти
пленки или посмотреть, как отпечатали мой заказ.
ГАРТ: Ночью?
А.: Да, а что тут удивительного, ведь типография работает
круглосуточно? Я всех там знаю, и охрана меня прекрасно знает. Но
ночью приезжаю в исключительных случаях.
ГАРТ: Полиграфии без проблем не бывает. У Вас случаются?
А.: Бывает, но когда работаешь с нормальной типографией, то и проблемы
легко разрешаются. Мне не пришлось за свой счет перепечатывать ни
одного тиража, хотя в начале, конечно, с точки зрения допечатной
подготовки, работы я делал совсем безграмотно. Но мне оказалось
достаточно двух-трех заказов, чтобы все понять.
ГАРТ: Цены для постоянных клиентов типографии дают хорошие?
А.: Для меня цена не является определяющим фактором при выборе
типографии. Но одна из тех, с которыми я активно работаю, достаточно
крупная, и сегодня уже приходится объяснять им, что цены, которые они
выставляют, слишком высокие. С учетом качества выпускаемой ими
продукции. Есть рынок, он уже сформировался. Недаром в Москве
закрываются крупные типографии.
ГАРТ: Интересно, а на сколько Вы умножаете цену типографии, когда
формируете цены для заказчика?
А.: Все зависит от объема работ по дизайну и верстке. Заказ заказу
рознь. Но верстать каталог за 100 долл., как это принято на нашем
рынке, я не буду. Даже если это и займет у меня всего два вечера.
ГАРТ: А кто Ваши заказчики?
А.: Химик, продавцы обуви, автомобилей. Системы никакой нет, есть
личные связи.
ГАРТ: В агентство, в котором Вы сегодня работаете, они никогда не
обратились бы?
А.: У химика достаточно большой общий бюджет, агентство он
заинтересовал бы. Но мне это не интересно.
ГАРТ: Ну так, может, пора переходить от статуса одинокого волка к
собственному рекламному агентству?
А.: Не хочу. Я не руководитель. Может ничего не получиться. Причем,
например, рекламный бюджет «химика» включает далекие от полиграфии
вещи. Хотя, может быть, и стоило бы уже задуматься. Не знаю. Пока они
размещают у меня заказы. Я думаю, что еще несколько лет так будет.
ГАРТ: В типографиях Вы тоже знаете всех «мастеров цеха»?
А.: Конечно. Я ведь работаю с ними три года.
ГАРТ: «Откаты»?
А.: Нет. Хороших подарков на праздники достаточно.
ГАРТ: А новые заказчики появляются?
А.: С разовыми заказами приходят часто, как правило, по рекомендации.
Но в основном это небольшие компании, которым печатная продукция нужна
один раз в год к какой-нибудь выставке. Я сейчас пытаюсь договориться
еще с двумя фирмами, у которых достаточно большие объемы, но на это
может потребоваться несколько месяцев.
ГАРТ: Как появились первые клиенты?
А.: Меня сводили с правильными людьми знакомые.
ГАРТ: А с типографиями?
А.: Здесь все намного сложнее. В одной из них работает мой знакомый. С
этого все и началось. Но даже при наличии знакомого отношения с
типографией поначалу складывались непросто. Теперь у меня есть четыре
типографии, в которых я время от времени размещаю заказы.
ГАРТ: Участвуете в «околополиграфических» интернет-форумах?
А.: Я эти форумы читаю. Причем, полиграфические просматриваю бегло.
Типографии, которые мне нужны, и так известны. Цены тоже. Больше
внимания уделяю форумам по допечатным технологиям. В начале карьеры
пытался разместить пару заказов на «тендере», чтобы получить «самые
низкие цены». Понял, что такие цены часто дают небольшие агентства,
которые потом переразмещают эти заказы. Правда, одну из типографий, с
которыми теперь постоянно работаю, нашел на форуме, но не в «тендере»,
а в «свободной теме»: она как раз самых низких цен никогда не
предлагала, но ее хозяин давал очень полезные советы по поводу того,
как избежать конфликта «РА-типография».