|
Дмитрий СТРЕЧИН
Raflatac
Генеральный
представитель |
ГАРТ: Дмитрий, как развивается
рынок самоклеящихся материалов в России?
Д. С.: Растет, но уже не такими темпами, как несколько лет назад. В
этом году ожидается «нормальный» прирост в 25%. Можно сказать, что
2005 г. был непростым. Произошло много событий, которые повлияли на
развитие рынка.
ГАРТ: Вы, видимо, имеете в виду в том числе и финский локаут?
Д. С.: Для Raflatac локаут проблемой не оказался, скорее он стал
проверкой на прочность. Мы не сорвали сроки поставок практически ни по
одному заказу. Именно потому, что Raflatac - международная компания и
в Европе имеет производства не только в Финляндии, но и во Франции,
Германии и Англии. Наши клиенты получали материалы бесперебойно.
Есть другая проблема, которая оказала существенно большее влияние на
рынок. В России растут сети супермаркетов, в них продается
существенная доля продуктов питания, напитков, бытовой химии и
косметики - основных потребителей самоклеящихся этикеток. Крупные сети
оказывают давление на производителей товаров с целью снижения
закупочных цен. А производители товаров давят в свою очередь на
производителей этикеток. Те приходят к нам и просят снизить цены на
материалы. Такой прессинг в этом году был очень серьезным.
Кроме того, компоненты самоклеящихся материалов, в отличие от бумаги,
очень существенно зависят от цен на нефть. Соответственно,
себестоимость самоклейки в 2005 г. существенно выросла.
Все это является сегодня основным фактором, сдерживающим развитие
рынка самоклеящихся этикеток. Объемы производства растут, но
ожидавшийся нами скачок потребления рулонных синтетических материалов
не произошел.
ГАРТ: Может быть, еще не время?
Д. С.: Да нет, пора бы уже. Пленки становятся все интереснее, новые
материалы, клеи и технологические возможности. Но те проекты, которые
должны были перейти с бумаги на пленку, и новые проекты, изначально на
пленку рассчитанные, вынуждены были печататься на бумаге. Просто
потому, что они не проходили по деньгам.
Правда, есть одно исключение - водочные этикетки. Для водок из
среднего и премиум сегментов этикетка изначально проектируется с
расчетом на использование самоклеящейся этикетки.
Кстати, в этом году мы провели в России традиционное мероприятие
Raflatac под названием Film Festival для всех потребителей рулонных
материалов. Основательно готовились к нему. Интересно то, что проходил
Film Festival во время выставки «ПолиграфИнтер», и мы с большим
удивлением поняли, что специалисты региональных производителей
самоклеящихся этикеток на выставки практически не приезжают.
ГАРТ: Но это не совсем профильная для узкорулонных типографий выставка...
Д. С.: Тем не менее, раньше они ее посещали. А теперь - нет.
ГАРТ: Ситуация с выставками во всем мире изменяется. Интересно, что на
фоне некоторых зарубежных выставок, на которых особого аншлага не было,
LabelExpo в Брюсселе оказалась вполне успешной.
Д. С.: Да, это так. А российские организаторы выставки «Этикетка», уже
согласившись с тем, что она должна проходить один раз в два года, все
равно в будущем году ее опять проводят. Зачем это делать, если
прошедшая в 2005 г. оказалась, мягко говоря, средней? Уже понятно, что
в России отрасль производства этикетки пока не самая большая, чтобы
собирать ежегодные выставки.
ГАРТ: Вы упомянули региональные узкорулонные типографии. А как
распределяется потребление рулонных самоклеящихся материалов по
регионам? Московские производители этикеток до сих пор потребляют
большую часть таких материалов?
Д. С.: Совершенно точно - нет. Такая ситуация складывалась несколько
лет назад, но сегодня есть и другие крупнейшие центры потребления,
например, СПб.
ГАРТ: Пять лет назад колчество типографий с узкорулонными машинами
оценивалось в 80–100, а сколько их сегодня?
Д. С.: По нашим данным, узкорулоннных типографий, которые занимаются
печатью на самоклеящихся материалах, сегодня около двухсот. Они все
разные: есть те, которые специализируются только на самоклейке, есть и
производители гибкой упаковки, которые несколько раз в году печатают
этикетку.
Можно сказать, что в каждом российском городе-миллионнике есть минимум
одна типография, занимающаяся самоклеящейся этикеткой. А скоро такие
типографии появятся, я думаю, и в городах с населением в несколько
сотен тысяч человек.
ГАРТ: Но печатают они в основном бумажные этикетки?
Д. С.: Вы правы, я могу сказать, что основной объем самоклеящихся
пленок перерабатывают сегодня 30 узкорулонных типографий.
ГАРТ: А не пять, как это было несколько лет назад?
Д. С.: В любом сегменте можно выделить и пятерых, и даже троих
абсолютных лидеров, но общее потребление пленки выросло, и доля
лидеров уже не является преобладающей.
ГАРТ: Дмитрий, какова все-таки оценка сегодняшнего рынка самоклеящихся
материалов? Он достиг 200 млн м2?
Д. С.: Надо дождаться конца года, сравнить данные Raflatac и данные
конкурентов. По нашим оценкам, с учетом и рулонных, и листовых
самоклеящихся материалов - достиг.
ГАРТ: Кстати, а как дела с листовыми материалами?
Д. С.: Все нормально. По нашим наблюдениям их продажи соответствуют
объемам печати рекламной продукции. В год выборов может получиться
существенный всплеск их потребления.
ГАРТ: Пока конкурент у Raflatac на российском рынке только один или их
уже много? Чувствуются ли производители из стран Юго-Восточной Азии?
Д. С.: Основной конкурент - один. Что касается азиатских
производителей, то время от времени мы сталкиваемся с их материалами,
но они практически не отличаются по цене. Сделать самоклейку
европейского качества можно только из высококачественных исходных
материалов. А они стоят денег, и азиатским производителям приходится
их импортировать.
ГАРТ: Сколько в России уже установок для разрезки рулонных материалов?
Д. С.: У нашего партнера - компании «Александр Браун» - три
оборудованных по европейским стандартам терминала: в Москве, СПб и
Новосибирске. У основного конкурента столько же. Есть еще несколько
компаний, у которых по одному слиттеру.
Наш опыт говорит о том, что для успешных поставок рулонных материалов
необходимо иметь отлаженную систему продаж. Нужна четкая система
дистрибуции, высокий уровень сервиса и наличие ассортимента материалов
на складе. Без выполнения этих условий ничего не получится.
Я считаю, что в представительстве Raflatac, в котором работают сегодня
шесть сотрудников, создана соответствующая система продаж,
обеспечивающая технологическую и маркетинговую поддержку наших
партнеров. По рулоннным самоклеящимся материалам это «Александр Браун».
По листовым - «Александр Браун», «Комус» и «Регент» (в алфавитном
порядке).