НОМЕР 12 ДЕКАБРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Татьяна Александровна
МОСИНА

«Александр Браун»
Генеральный директор

ГАРТ: Татьяна, стандартный вопрос: как идут дела в этом году?

Т. М.: Для нас год оказался успешным. Есть рост продаж на 20–25%.

ГАРТ: Значит, локаут вас не коснулся?

Т. М.: Локаут сильно ударил по поставщикам именно финской мелованной бумаги и картона. В нашей компании картон - направление, которое только начинает развиваться.

Произведенные в Финляндии бумаги занимают не самую значительную долю, но, тем не менее, события, связанные с локаутом, нас тоже коснулись. Правда, не в мае, а в августе, когда увеличились сроки производства бумаги в Германии в связи с изменившейся ситуацией. Оптовики, которые работали только с финскими фабриками, пострадали, видимо, сильнее.

ГАРТ: А какие бумаги вы поставляете?

Т. М.: Мы поставляем листовые мелованные бумаги SnowArt (UPM-Kymmene) и EuroArt (M-Real). В 2004 г. начали поставки чистоцеллюлозных картонов производства компании M-Real.

ГАРТ: SnowArt - собственная торговая марка компании «Александр Браун». Как идут продажи этой бумаги?

Т. М.: Она составляет основной объем наших продаж. Четыре года назад мы приняли решение о введении собственного брэнда, которое нашло поддержку у UPM-Kymmene. Объем серого импорта в те времена был достаточно большой, и это мешало результативному раскручиванию и продвижению бумаги. SnowArt - по сути дела совместный проект с концерном UPM. Очень успешный и с нашей точки зрения, и по мнению производителя бумаги.

ГАРТ: А как Вы оцениваете рост общего объема российского рынка листовых мелованных бумаг?

Т. М.: Он тоже вырос приблизительно на 25%. Несмотря на локаут и произошедшее в начале 2005 г. повышение цен на бумагу.

ГАРТ: Интересно, цены на мелованную бумагу в 2006 г. тоже повысятся?

Т. М.: Видимо, да. В Европе уже все производители бумажной продукции объявили о повышении цен. Насколько я понимаю, они просто ждут, кто первый объявит о повышении в России. После этого все остальные тоже повысят. Не с 1 января, конечно, но в начале года это, видимо, произойдет.

ГАРТ: Как-то процесс идет односторонний. Цены год от года все повышаются и повышаются.

Т. М.: В этом году, насколько я знаю, дела у финских производителей бумаги идут не очень хорошо. Еще и локаут случился. Деваться некуда, вынуждены будут повышать цены.

ГАРТ: Ходит много слухов о том, что в России построят наконец-то ЦБК, на котором будет производиться мелованная бумага.

Т. М.: Я сомневаюсь. Пока российский объем потребления не так велик.

ГАРТ: Но «остатки» можно будет экспортировать в Европу.

Т. М.: Может быть, но тогда это должно быть современное конкурентоспособное производство, и качество бумаги должно быть европейским. В создание его придется вложить большие деньги, а окупаемости ждать долго.

ГАРТ: Но что интересно, создавать его планируют самые разные компании и объединения, но только не финские производители бумаги. Для них сегодня самый актуальный рынок, видимо, Китай, где они такие ЦБК уже построили.

Т. М.: Да, финским производителям, видимо, удобно загружать мощности своих финских фабрик. А вот Китай - отдельная тема. Я недавно побывала там, посещала ряд новых фабрик. У меня было неоднозначное отношение к китайской бумаге, но когда я все это увидела - поняла, что скоро Китай займет весьма значимые позиции на рынке бумаг. Там огромные мощности по производству. После этого прошла конференция Адама Смита в Вене, и там был целый день, посвященный Китаю. Конечно, в этой стране очень большой внутренний рынок бумаги, и он растет высокими темпами. Но у китайцев весьма амбициозные планы по экспорту бумаг. Единственная проблема, которая у них пока существует - отсутствие сырья для изготовления целлюлозы. Приходится ее импортировать.

ГАРТ: Вроде бы где-то в нашей тайге планируется построить производство целлюлозы для Китая. Это, видимо, решит все проблемы.

Т. М.: Возможно.

ГАРТ: Но на российском рынке доля китайской мелованной бумаги пока минимальна. Вы полагаете, что скоро все изменится?

Т. М.: Со временем такая ситуация обязательно окажет влияние и на российский рынок. Особенно перспективными китайские бумаги станут для зауральского региона. Мы сегодня наблюдаем достаточно успешное наступление на наш рынок корейских бумаг и картонов. Всего за 3–4 года они захватили существенную его долю благодаря более низкой по сравнению с европейскими бумагами цене.

ГАРТ: Татьяна, еще один традиционный вопрос: «Александр Браун» входит в «Содружество бумажных оптовиков» (СБО). Это дает какой-нибудь эффект?

Т. М.: В начале, когда СБО было только создано, оно обеспечило руководителям бумажных оптовиков - членов СБО - возможность нормально общаться и решать возникающие проблемы. И уже это стало хорошим эффектом. Такое общение позволяет решать многие проблемы. А ведь оптовики - основные конкуренты на рынке.

С каждым годом членство в СБО приносит все больше пользы. Растет доверие между оптовиками, у Содружества появляются новые функции. Мы обмениваемся информацией о клиентах-неплательщиках. И по крайней мере нашей компании благодаря этому удалось в ряде случаев избежать неприятностей. Тот факт, что этот механизм заработал, положительно влияет и на рынок. Неблагонадежные клиенты теперь знают о нем и не пытаются «ходить по кругу».

ГАРТ: Таких «неблагонадежных» все еще много?

Т. М.: Их все меньше и меньше. Прошло время высокой доходности бизнеса, настало время оттачивания сервиса и мастерства. Одна из самых важных и необходимых сегодня функций - служба по возврату денег, и такие службы созданы, видимо, у всех оптовиков. Ведь все мы предоставляем клиентам отсрочки.

В этом году мы почувствовали, что клиенты стали более дисциплинированными, стараются работать строго в рамках договоров. Они понимают, что это становится правилом работы на рынке.

ГАРТ: Члены СБО еще и обмениваются информацией об объеме собственных продаж?

Т. М.: Да. И это еще одна очень важная функция содружества. Необходимо иметь объективную информацию об объеме рынка, на котором работаешь.

ГАРТ: Еще один бизнес компании «Александр Браун» - продажи рулонных самоклеящихся материалов.

Т. М.: Да. Это направление вносит значимый вклад в объем наших продаж. Мы открыли первый терминал, на котором производится резка рулонных материалов, более пяти лет назад (а если быть совсем точной, то в апреле 2000 г.)

Главный успех этого года - открытие третьего терминала. Он находится в СПб. Тем самым мы вышли на рынок Северо-Западного региона, в котором есть очень крупные производители самоклеящихся этикеток.

ГАРТ: Как развивается этот рынок?

Т. М.: Когда мы начинали, объемы наших продаж росли очень высокими темпами. Тогда рынок вырастал на 70–80% в год. В этом году рост составит около 25%. Ситуацию можно назвать стабильной, и мы предполагаем такой же рост и в последующие годы. Правда, конкуренция между производителями самоклеящихся этикеток очень высокая, а международные концерны борются за снижение себестоимости и хотят покупать этикетки по минимальным ценам. В результате продажи рулонной самоклейки на сегодня - бизнес не сверхприбыльный, но стабильный и перспективный.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства