|
Татьяна Александровна
МОСИНА
«Александр Браун»
Генеральный директор |
ГАРТ: Татьяна, стандартный вопрос: как идут дела в
этом году?
Т. М.: Для нас год оказался успешным. Есть рост продаж на 20–25%.
ГАРТ: Значит, локаут вас не коснулся?
Т. М.: Локаут сильно ударил по поставщикам именно финской мелованной
бумаги и картона. В нашей компании картон - направление, которое
только начинает развиваться.
Произведенные в Финляндии бумаги занимают не самую значительную долю,
но, тем не менее, события, связанные с локаутом, нас тоже коснулись.
Правда, не в мае, а в августе, когда увеличились сроки производства
бумаги в Германии в связи с изменившейся ситуацией. Оптовики, которые
работали только с финскими фабриками, пострадали, видимо, сильнее.
ГАРТ: А какие бумаги вы поставляете?
Т. М.: Мы поставляем листовые мелованные бумаги SnowArt (UPM-Kymmene)
и EuroArt (M-Real). В 2004 г. начали поставки чистоцеллюлозных
картонов производства компании M-Real.
ГАРТ: SnowArt - собственная торговая марка компании «Александр Браун».
Как идут продажи этой бумаги?
Т. М.: Она составляет основной объем наших продаж. Четыре года назад
мы приняли решение о введении собственного брэнда, которое нашло
поддержку у UPM-Kymmene. Объем серого импорта в те времена был
достаточно большой, и это мешало результативному раскручиванию и
продвижению бумаги. SnowArt - по сути дела совместный проект с
концерном UPM. Очень успешный и с нашей точки зрения, и по мнению
производителя бумаги.
ГАРТ: А как Вы оцениваете рост общего объема российского рынка
листовых мелованных бумаг?
Т. М.: Он тоже вырос приблизительно на 25%. Несмотря на локаут и
произошедшее в начале 2005 г. повышение цен на бумагу.
ГАРТ: Интересно, цены на мелованную бумагу в 2006 г. тоже повысятся?
Т. М.: Видимо, да. В Европе уже все производители бумажной продукции
объявили о повышении цен. Насколько я понимаю, они просто ждут, кто
первый объявит о повышении в России. После этого все остальные тоже
повысят. Не с 1 января, конечно, но в начале года это, видимо,
произойдет.
ГАРТ: Как-то процесс идет односторонний. Цены год от года все
повышаются и повышаются.
Т. М.: В этом году, насколько я знаю, дела у финских производителей
бумаги идут не очень хорошо. Еще и локаут случился. Деваться некуда,
вынуждены будут повышать цены.
ГАРТ: Ходит много слухов о том, что в России построят наконец-то ЦБК,
на котором будет производиться мелованная бумага.
Т. М.: Я сомневаюсь. Пока российский объем потребления не так велик.
ГАРТ: Но «остатки» можно будет экспортировать в Европу.
Т. М.: Может быть, но тогда это должно быть современное
конкурентоспособное производство, и качество бумаги должно быть
европейским. В создание его придется вложить большие деньги, а
окупаемости ждать долго.
ГАРТ: Но что интересно, создавать его планируют самые разные компании
и объединения, но только не финские производители бумаги. Для них
сегодня самый актуальный рынок, видимо, Китай, где они такие ЦБК уже
построили.
Т. М.: Да, финским производителям, видимо, удобно загружать мощности
своих финских фабрик. А вот Китай - отдельная тема. Я недавно побывала
там, посещала ряд новых фабрик. У меня было неоднозначное отношение к
китайской бумаге, но когда я все это увидела - поняла, что скоро Китай
займет весьма значимые позиции на рынке бумаг. Там огромные мощности
по производству. После этого прошла конференция Адама Смита в Вене, и
там был целый день, посвященный Китаю. Конечно, в этой стране очень
большой внутренний рынок бумаги, и он растет высокими темпами. Но у
китайцев весьма амбициозные планы по экспорту бумаг. Единственная
проблема, которая у них пока существует - отсутствие сырья для
изготовления целлюлозы. Приходится ее импортировать.
ГАРТ: Вроде бы где-то в нашей тайге планируется построить производство
целлюлозы для Китая. Это, видимо, решит все проблемы.
Т. М.: Возможно.
ГАРТ: Но на российском рынке доля китайской мелованной бумаги пока
минимальна. Вы полагаете, что скоро все изменится?
Т. М.: Со временем такая ситуация обязательно окажет влияние и на
российский рынок. Особенно перспективными китайские бумаги станут для
зауральского региона. Мы сегодня наблюдаем достаточно успешное
наступление на наш рынок корейских бумаг и картонов. Всего за 3–4 года
они захватили существенную его долю благодаря более низкой по
сравнению с европейскими бумагами цене.
ГАРТ: Татьяна, еще один традиционный вопрос: «Александр Браун» входит
в «Содружество бумажных оптовиков» (СБО). Это дает какой-нибудь
эффект?
Т. М.: В начале, когда СБО было только создано, оно обеспечило
руководителям бумажных оптовиков - членов СБО - возможность нормально
общаться и решать возникающие проблемы. И уже это стало хорошим
эффектом. Такое общение позволяет решать многие проблемы. А ведь
оптовики - основные конкуренты на рынке.
С каждым годом членство в СБО приносит все больше пользы. Растет
доверие между оптовиками, у Содружества появляются новые функции. Мы
обмениваемся информацией о клиентах-неплательщиках. И по крайней мере
нашей компании благодаря этому удалось в ряде случаев избежать
неприятностей. Тот факт, что этот механизм заработал, положительно
влияет и на рынок. Неблагонадежные клиенты теперь знают о нем и не
пытаются «ходить по кругу».
ГАРТ: Таких «неблагонадежных» все еще много?
Т. М.: Их все меньше и меньше. Прошло время высокой доходности
бизнеса, настало время оттачивания сервиса и мастерства. Одна из самых
важных и необходимых сегодня функций - служба по возврату денег, и
такие службы созданы, видимо, у всех оптовиков. Ведь все мы
предоставляем клиентам отсрочки.
В этом году мы почувствовали, что клиенты стали более
дисциплинированными, стараются работать строго в рамках договоров. Они
понимают, что это становится правилом работы на рынке.
ГАРТ: Члены СБО еще и обмениваются информацией об объеме собственных
продаж?
Т. М.: Да. И это еще одна очень важная функция содружества. Необходимо
иметь объективную информацию об объеме рынка, на котором работаешь.
ГАРТ: Еще один бизнес компании «Александр Браун» - продажи рулонных
самоклеящихся материалов.
Т. М.: Да. Это направление вносит значимый вклад в объем наших продаж.
Мы открыли первый терминал, на котором производится резка рулонных
материалов, более пяти лет назад (а если быть совсем точной, то в
апреле 2000 г.)
Главный успех этого года - открытие третьего терминала. Он находится в
СПб. Тем самым мы вышли на рынок Северо-Западного региона, в котором
есть очень крупные производители самоклеящихся этикеток.
ГАРТ: Как развивается этот рынок?
Т. М.: Когда мы начинали, объемы наших продаж росли очень высокими
темпами. Тогда рынок вырастал на 70–80% в год. В этом году рост
составит около 25%. Ситуацию можно назвать стабильной, и мы
предполагаем такой же рост и в последующие годы. Правда, конкуренция
между производителями самоклеящихся этикеток очень высокая, а
международные концерны борются за снижение себестоимости и хотят
покупать этикетки по минимальным ценам. В результате продажи рулонной
самоклейки на сегодня - бизнес не сверхприбыльный, но стабильный и
перспективный.