НОМЕР 11 НОЯБРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА
Группа «ПромСвязьКапитал»
Вице-президент

ГАРТ: Марина, Вы снова в полиграфии?

М. П.: Я не в полиграфии. Я менеджер, занимаюсь управлением активами, и не только полиграфическими. Если говорить о медиа-активах, то у «ПромСвязьКапитал» в управлении находятся издательства «Аргументы и факты», «Газета Труд» и типография «Медиа-пресса». Моя работа - маркетинг и разработка стратегии, организация бизнес-проектов, внедрение западных стандартов управления предприятиями.

ГАРТ: «ПромСвязьКапитал» стал активно скупать акции миноритарных акционеров медийных активов для того, чтобы увеличить свою долю до подавляющей. С чем это связано?

М. П.: Раньше «ПромСвязьБанк», будучи старшим акционером, не участвовал в непосредственном управлении предприятиями.

В некоторых случаях возникал конфликт между инвесторами и менеджментом компаний. А среди менеджмента СМИ вообще распространено мнение, что инвестор просто должен давать деньги, а все остальные вопросы будут решаться без его участия. Возникали проблемы эффективности управления, для их решения и была создана управляющая компания - «ПромСвязьКапитал». Теперь все будет иначе.

Приобретение пакетов акций миноритарных акционеров - обычное финансово-административное решение. Необходимо повысить эффективность управления и обеспечить координацию деятельности, сделать все активы финансово прозрачными.

ГАРТ: Ходят слухи, что «ПромСвязьКапитал» предполагает продать свою долю в «АиФ». Накануне выборов это, видимо, некоторый стратегический ресурс, который должен быть под полным контролем государства?

М. П.: «АиФ» - очень хороший актив, и мы его продавать не собираемся. Так что слухи не соответствуют действительности. Что касается политики, то для нас попытки в нее «играть» - существенный риск вместо получения гарантированной прибыли.

ГАРТ: То есть создается новый медиа-холдинг?

М. П.: Я бы не называла наши медиа-активы медиа-холдингом, потому что физического объединения компаний не будет. Пока принято решение о выделении подразделений по дистрибуции прессы «АиФ» и «Труд» и объединении их в отдельную структуру. Предусмотрены инвестиции на развитие этого направления. Мы хотим увеличивать свое присутствие на издательском рынке, правда, пока конкретные решения еще не приняты.

Что касается полиграфии, то потенциал крупнейшей российской типографии «Медиа-пресса» очень велик. И есть конкретные планы по развитию предприятия.

ГАРТ: Инвестиции продолжатся?

М. П.: Да, но первоочередная управленческая задача - разделить газетное и журнальное производства. Они разные по идеологии, используют разное оборудование, разное управление и контроль бизнес-процессов.

До конца года в газетное производство будут инвестированы запланированные еще предыдущим руководством средства. Будет демонтирована рулонная газетная машина Colorman и установлен третий Uniset. На Colorman мы, кстати, ищем покупателя - нормальная машина, жалко сдавать ее в металлолом. Готовы рассмотреть варианты участия в бизнесе региональной газетной типографии.

Инвестиции в Uniset естественные и продуманные. Они необходимы, у нас на 30% возрастет производительность, что необходимо и для ежедневных, и для еженедельных газет. В прайм-тайм мы сможем одновременно печатать пять газет в цвете. Надеюсь, что к концу второго квартала 2006 г. новый Uniset будет установлен. Конкретная дата зависит от поставщиков оборудования, но к началу подписной кампании на 2007 г. машина будет работать.

ГАРТ: Объем печати цветных ежедневных газет растет?

М. П.: Растет, это цепная реакция. Но увеличение мощностей связано с потребностями не только ежедневных, но и еженедельных газет. Если для ежедневной прессы прайм-тайм - с 23:00 до 03:00, то для еженедельной - вторник. Все хотят выйти первыми с телевизионной программой. Как их развести и как продавать остальное время?

ГАРТ: Видимо, простой придется оплачивать тем, кто печатается в прайм-тайм?

М. П.: Нет, они его оплатить не смогут, нужно искать другие заказы. Это возможно, но непросто. Кстати, «Медиа-пресса» сегодня не может печатать весь тираж «АиФ», хотя, казалось бы, это было логично. Нет возможности, не ущемляя интересы существующих заказчиков, вставить его в план. И если «АиФ» перейдет на четырехкрасочную печать (а экономическая основа для этого решения сейчас просчитывается), придется договариваться с другими газетными типографиями.

Вообще, есть еще одна проблема, решение для которой надо искать - децентрализованная печать. Издателям было бы намного удобнее работать с типографией «Медиа-пресса», если бы она обеспечивала производство не только на своей базе, но имела бы еще и связи с региональными газетными типографиями. Мы прилагаем усилия для решения этой проблемы. В советские времена она не стояла, но теперь, когда издателям нужны полноцветные газеты, а в региональных типографиях устанавливаются машины самого разного формата и длины рубки, решить ее непросто.

Но и для «Труда», и для «АиФ» децентрализованная печать необходима.

ГАРТ: Тогда надо создавать еще одну сеть газетных типографий по всей России...

М. П.: Это все-таки крайняя мера, но такое решение не исключается.

ГАРТ: Какие еще изменения произойдут в газетном производстве?

М. П.: «Медиа-пресса» должна стать клиенто-ориентированной компанией. В этом году была установлена система управления производством Diso. Ее возможности использовались только в ограниченном объеме, теперь мы планируем дать возможность иметь к ней доступ не только нашим менеджерам, но и заказчикам. Газетное производство существенно отличается от всех других. Здесь главное - оперативность, и клиенту очень важно знать, на каком этапе производства находится его заказ. Устанавливаем еще одну систему СТР, полностью заменяем компьютеры. Хотим изменить систему принятия заказов. Назначить персональных менеджеров для каждого клиента. Открытость, гибкая ценовая политика и скорость реагирования! А возможность удаленного доступа к нашей системе управления для контроля заказчиком прохождения заказа станет еще одним плюсом.

ГАРТ: А что с журнальным производством?

М. П.: В журнальном производстве у нас три рулонные 16-страничные машины с газовыми сушками. Плюс цех листовой печати, где работают четыре машины, среди которых десятикрасочный Roland 710 и шестикрасочный Roland 706 с секцией УФ-лакирования.

ГАРТ: Мощности для листовой печати явно превышают потребности трех рулонных машин. Может быть, расчет был на печать малотиражных журналов листовым офсетом?

М. П.: Вы не знаете самого главного. Это доставшееся нам в наследство оборудование еще и не очень хочет работать. Десятикрасочная машина не может работать с мелованной бумагой, а шестикрасочная не может лакировать в линию. И на той, и на другой приходится печатать продукцию в два прогона, хотя она должна печататься в один.

ГАРТ: Но это, видимо, проблемы конкретных машин. Таких конфигураций по всему миру установлено достаточно много. И они работают.

М. П.: В том-то и дело, что те работают, а эти - нет. Я давно уже хотела предложить нашему полиграфическому сообществу обсудить тему ошибок, допущенных производителями оборудования. Нормальный производитель автомобилей, например, если что-то «напортачил» отзывает партию, и клиенты получают взамен новые машины. Вот бы так было в полиграфии. Мы ждем экспертов MAN Roland, которые дадут свое заключение.

Но мощности в любом случае избыточные. Можно, конечно, организовать производство высококачественных книг, но для этого необходимо еще и послепечатное оборудование, в которое придется инвестировать существенные средства. Да и потребности в таких книгах сегодня не так велики, чтобы загрузить это производство.

Надеюсь, что специалисты MAN Roland предложат решения проблем. Как один из вариантов - шестикрасочную машину можно полностью переоборудовать под печать УФ-красками. С запуском нашего производства глубокой печати эта машина окажется востребованной для печати обложек.

ГАРТ: Проект глубокой печати, видимо, основной потенциал «Медиа-прессы». Но ходят самые разные слухи, что «это все» не будет работать, есть большие проблемы...

М. П.: Да, слухов много, но никаких «больших» проблем нет. Задержка ввода в эксплуатацию производства - серьезная проблема для основного акционера предприятия. Это просто замороженные на полтора года деньги. Получилось так потому, что сначала приобрели оборудование, привезли его в Москву и только после этого начали готовить инфраструктуру разрешения и согласования. А их требуется очень много. Монтаж уже выполнен, практически все инженерные коммуникации есть. Возникла проблема с газом. Он здесь был, но потребовалось по каким-то причинам (видимо, из-за ошибок в первоначальных расчетах) перенести газораспределительную станцию. Но в январе газ уже будет.

Проблемы ввода в строй типографии глубокой печати и стали главной причиной принятия решения о смене руководства предприятия. Сегодня план работ по запуску производства глубокой печати расписан буквально по дням, и он ежедневно контролируется. Подрядчики, которые занимаются установкой оборудования, обещают запустить его в марте. Я полагаю, что коммерческие тиражи мы начнем печатать не позже августа.

ГАРТ: Как Вы считаете, нужно было «Медиа-прессе» приобретать неновое оборудование для глубокой печати?

М. П.: Сейчас уже поздно обсуждать это решение. Хотя, может быть, два года назад надо было решиться на приобретение нового оборудования и размещение его на другой территории. Но факт, что оно уже здесь и проведен очень большой объем работ по подготовке помещений и монтажу. Сегодня нет технических проблем для запуска машин. Мы уверены, что они будут введены в эксплуатацию и обеспечат качество глубокой печати, соответствующее европейскому.

ГАРТ: Марина, а будут ли востребованы в России услуги глубокой печати? Ведь журналов, которые печатаются сейчас за границей способом глубокой печати, не так много. А есть еще и проблема длины рубки, что ограничивает число потенциальных клиентов.

М. П.: Заказчики, конечно, есть. И основным потенциальным для типографии глубокой печати является издательский дом «Бурда».

ГАРТ: Есть еще ИД «Семь дней»...

М. П.: Это один из самых интересных для нас потенциальных заказчиков, если «Газпром-медиа» не будет создавать собственную типографию в России. Мы предполагаем расширение нашего журнального производства. Но выбор конкретных машин и форматов очень сильно зависит от того, купит «Семь дней» себе типографию или нет. По моей информации, скорее всего, купит. Тогда само издание станет печататься офсетом, а не глубокой печатью, как это делается сейчас.

ГАРТ: Но все издательства, и крупные, и не очень, захотят получить хорошие цены на глубокую печать. А цена очень сильно зависит от стоимости бумаги.

М. П.: Да, стоимость легкомелованной бумаги - проблема из-за таможенных пошлин. Но если говорить о газетном производстве, то проблема уже не в цене бумаги, а в ее наличии. Сейчас, например, нормальной газетной бумаги для печати полноцветной продукции в России просто нет. Установлено много новых газетных машин, а на них можно печатать фактически только на бумаге одного российского ЦБК, да и то - только с двух его бумагоделательных машин. Сейчас бумаги нет, на будущий год ЦБК уменьшает нам квоты по отгрузке бумаги и поднимает цену. Вот так.

ГАРТ: Вся бумага уходит на экспорт?

М. П.: Да. Растет ее потребление в Европе. Там немного выше цена, поэтому наши ЦБК стараются продать все, что можно, за границу. На российский рынок поступает не более 30% от общего производства нормальной газетной бумаги. Мы уже встречались с конкурентами, обсуждали вопросы закупки этой бумаги за рубежом. Но здесь возникает проблема с таможенными пошлинами, которые уже давно надо отменить.

ГАРТ: Разговоры об отмене пошлин идут уже минимум лет пять. Не будут они их отменять.

М. П.: Когда-то это должно же случиться. Почему не сейчас? Все, мы уже «приехали». Раньше, когда шел разговор только о мелованной бумаге для печати глянцевых журналов, это было одно. Теперь разговор идет о газетах. Они не могут развиваться, увеличивать объемы и тиражи, потому что мы не можем гарантировать им производство. Пора бы уже Министерству культуры заняться этим вопросом и обеспечить отмену пошлин. А то может получиться так, что мы будем покупать за границей бумагу отечественного производства и еще платить таможенную пошлину при импорте.

ГАРТ: Все-таки есть ощущение, что пошлины не отменят. Есть таможня, планы по собираемости денег в бюджет...

М. П.: По крайней мере, глупо собирать пошлины и не давать развиваться внутреннему производству. Нормальная работающая типография платит в бюджет существенно больше налогов, чем сумма таможенных платежей за импортируемую ею бумагу.

Может быть, это тянется так долго потому, что кто-то лоббировал введение таможенной пошлины на готовую печатную продукцию, пытаясь тем самым облегчить жизнь локальным производителям. Но это не выход. Нет смысла добиваться цели путем установки заградительных барьеров.

Еще одной причиной того, что пошлины на бумагу до сих пор не отменены, могло стать то, что шла плановая компания по доведению до банкротства государственных типографий накануне их приватизации. Теперь все уже практически закончилось, и противники отмены пошлин станут сторонниками. Я думаю, к середине 2006 г. что-то изменится.

ГАРТ: Марина, а у «Медиа-прессы» большой оборот?

М. П.: Среднегодовой составляет около 60 млн долл. Это рентабельное и стабильное предприятие.

ГАРТ: Но оборот меньше, чем у «Алмаз-Пресс»?

М. П.: На первый взгляд, меньше. Но здесь используется много давальческой бумаги, поэтому прямое сравнение не совсем корректно. Кроме того, ввод в строй глубокой печати должен дать очень существенное увеличение оборота.

ГАРТ: А прибыльность газетной печати сегодня выше или ниже, чем в журнальной?

М. П.: Приблизительно одинаковая. Операционная рентабельность составляет 14–17%. Она сравнима со стоимостью кредитов. И меня удивляют планы по созданию с нуля новых газетных или журнальных типографий. Из каких средств они будут расплачиваться за оборудование?

ГАРТ: Марина, этот номер посвящен кадрам. Какая ситуация в «Медиа-прессе»?

М. П.: Я была приятно удивлена очень высокой квалификацией персонала. Школа есть школа. Людей сохранили, они работают здесь многие годы. А газетное производство предъявляет более жесткие требования к людям, главная задача - сделать все вовремя. Я предполагаю лишь «немного добавить культуры» в работе с заказчиками. Здесь нет нужды менять команду, необходимо было точечно взять нескольких людей и все.

ГАРТ: Людей уже всех набрали?

М. П.: Из серьезных осталась одна вакансия - коммерческий директор. Это человек, который и будет заниматься организацией системы продаж и работы с клиентами.

ГАРТ: Вы сами попали в полиграфию из рекламного бизнеса?

М. П.: Да, я работала копирайтером, потом коммерческим директором коммерсантовского дизайн-бюро «Кит-арт», потом - полиграфия...

ГАРТ: Где-то по дороге Вы, видимо, получили MBA?

М. П.: Нет, но теперь собираюсь. Сумбур вместо музыки бывает даже талантливым, но лишь некоторое время. Необходимо структурировать свои сегодняшние знания и опыт.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">
























































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства