|
Ольга
ДРАГАЧЕВА
Компания «Домино»
Генеральный директор |
ГАРТ: Ольга, надо напомнить
нашим читателям, что еще не так давно Ваша фамилия была Сагитова.
О. Д.: Да, я просто провела своеобразный «ребрендинг».
ГАРТ: Этот номер посвящен кадрам. Вы ведь входите в правление
Московского полиграфического союза (МПС) и занимаетесь там этими
вопросами?
О. Д.: В МПС комитет, который занимается подготовкой кадров,
возглавляет Андрей Зарецкий. Я возглавляю комитет по экономике и
управлению полиграфическими предприятиями, но участвую еще и в решении
проблем подготовки кадров. Начать о кадрах надо, наверное, со встречи
представителей МПС и МГУПа. Приятно, что такое серьезное учебное
заведение обратилось за советом к нашей пока еще молодой общественной
организации. Но говорит это только о том, что с подготовкой
полиграфических кадров в Университете печати все по-прежнему плохо. К
сожалению.
ГАРТ: Вы, кажется, получали во МГУПе второе образование?
О. Д.: Да, получала. И честно ответила на вопрос: «Почему вы не
присылаете к нам своих специалистов для получения второго образования?»
Именно потому, что я сама здесь училась и знаю все изнутри. В тот
момент я начала заниматься вопросами развития собственной типографии.
Появилась возможность использовать лизинговые схемы, и я хотела
сделать исследование по этой тематике, но мне сказали, что тема
диплома должна быть посвящена книжному производству на основе «рыбинских»
машин, которые уже ушли в историю, их больше не делают... У меня нет
личной обиды, но так нельзя работать.
Впрочем, второе образование дало мне очень много. Как и любое другое
образование. Кроме того, я взяла на работу двоих своих сокурсников.
Когда поступала, думала, что ничего не смыслю в полиграфических
технологиях. Закончила - поняла, что что-то знала, причем знала
неплохо. Но теперь я могу разговаривать на одном языке с
полиграфистами старой закалки. Если это дает какие-то преимущества.
Для этого, конечно, совершенно необязательно два года провести в
институте. А я еще старалась посещать все занятия.
Честно сказала ректору, что пока не буду рекомендовать полиграфическим
предприятиям присылать своих сотрудников для получения второго
образования, да еще и платить за это деньги. Какой типографии это
нужно? Сначала вам читают лекции, а потом «проводят мимо оборудования»
для ознакомления и заставляют изучать программные продукты, которые
уже давно никто не использует... На материаловедении до сих пор
изучают только четыре вида бумаг. Студентам преподают три разных курса
химии, но затем рассказывают всего про один вид краски.
ГАРТ: То есть все совсем безнадежно?
О. Д.: Сейчас, видимо, исправить что-то очень сложно. Стандарты и
учебные планы не менялись много лет, а полиграфические технологии ушли
далеко вперед и развиваются очень высокими темпами. МПС и МГУП нашли
общие точки соприкосновения: обсудили тематику научных работ, которые
будут вестись в университете, пришли к тому, что необходима стажировка
преподавателей университета на полиграфических предприятиях.
Договорились, что в будущем году будем встречаться ежеквартально. Есть
задачи, которые можно решать совместно. Нам обещали представить
методические планы по подготовке специалистов. Посмотрим.
Правление МПС долго обсуждало проблему кадров в полиграфии,
рассматривали самые разные решения вплоть до создания нового вуза, но
ни МПС, ни, видимо, никто другой новый МГУП создать не смогут. Можно
до бесконечности обсуждать глобальные варианты и цели, но необходимо
начинать с реальных шагов.
ГАРТ: И что сегодня реально?
О. Д.: В рамках МПС ведутся работы в двух направлениях: по обучению
будущих специалистов и повышению квалификации нынешних. Я эти вопросы
курирую. Мы сотрудничаем с Институтом бизнеса и права (Москва), там
теперь готовят менеджеров для полиграфии. Есть специальный поток на
факультете рекламы, с углубленным изучением полиграфических технологий.
Там открыта специальная кафедра.
ГАРТ: А кто будет обучать студентов?
О. Д.: Оказалось, что в полиграфии есть достаточно много людей с
педагогическим образованием, которые теперь стали отличными практиками
в полиграфии. Они и стали преподавателями кафедры. Там не будут
преподавать сотрудники МГУПа. Не потому, что мы имеем какие-то
принципиальные проблемы. Хочется просто, чтобы студенты получали
знания, соответствующие современному уровню развития полиграфической
отрасли, техники и технологий.
ГАРТ: Кто будет платить заработную плату преподавателям?
О. Д.: Институт бизнеса и права. И инициатива шла от него. Выпускаться
каждый год будет два десятка специалистов, но это только начало.
Кроме того, на базе этого же высшего учебного заведения будут созданы
курсы, похожие на известный всем MBA. Топ-менеджеры типографий смогут
получить на них второе высшее образование в сфере экономики и
управления предприятием. Эти курсы к полиграфии практически никакого
отношения иметь не будут. Но наши коллеги из правления МПС высказали
мнение, что такие курсы необходимы, некоторые из них даже собираются
их закончить.
В Институте бизнеса и права есть преподаватели по всем дисциплинам,
проводится аттестация, поддерживаются все государственные стандарты.
Обучение, естественно, платное, как и практически все наше российское
образование. Для удобства занятия будут проходить по субботам.
ГАРТ: Но такие услуги по обучению предлагают, видимо, многие
московские вузы. В чем полиграфическая направленность этого обучения?
О. Д.: Я не уверена, что многие вузы смогут организовать обучение
такого уровня. Мы учли многие тонкости, ведь учиться будут
руководители и владельцы типографий - взрослые люди, и им не нужен
монолог лектора. У них есть свое понимание того, как нужно вести
бизнес с точки зрения экономики. Именно поэтому обучение будет
проходить в форме лекционно-семинарских занятий. Каждый обучаемый
сможет рассказать о своем понимании экономики полиграфического
производства и получить квалифицированную консультацию.
ГАРТ: Какие дисциплины в плане?
О. Д.: Обычные для экономических специальностей: макро- и
микроэкономика, управление предприятием, финансовый анализ и
планирование и пр. Будет краткий курс бухгалтерского учета.
ГАРТ: Интересно, бухгалтерия наша или американская?
О. Д.: Американская, но адаптированная к нашей российской ситуации. Не
стоит нагружать владельца бизнеса двумя «системами». По себе знаю, что
в процессе развития компании (а в полиграфии я уже 15 лет), когда мы
столкнулись с необходимостью покупать оборудование в лизинг, у нас
возникла проблема. Заниматься детальным составлением бизнес-планов,
что требует определенных знаний, мне было совсем не интересно.
Пришлось нанимать штатного финансового директора. И, как я знаю из
опыта общения с другими типографиями, многие шли таким путем. Но
финансы - не полиграфические технологии. Область, которую с коллегами,
даже очень дружественными, не очень-то обсудишь. Это некоторая
закрытая тема.
На первый взгляд, квалифицированный финансовый директор может
оказаться серьезной обузой для малой или средней типографии - все-таки
зарплата очень высокая, а участие его необходимо только на
определенных этапах развития. Но у нас все сложилось удачно. Я в
результате продолжительного общения с ним почерпнула для себя очень
многое. Обучение, о котором шла речь выше, как раз и предназначено для
людей, которые занимаются финансами, но соответствующего образования
не имеют.
ГАРТ: Ольга, а как дела в Вашей типографии?
О. Д.: Если коротко, то все нормально. Сегодня в «Домино» обычный
сезонный бум. Когда становится понятно, что ты уже чего-то достиг, а
двигаться дальше в этом направлении скучно - нормальный человек
начинает придумывать себе что-то новое. У меня есть несколько других
проектов. Не всегда связанных с полиграфией. Например, написала и
напечатала книгу, это хроника жизни женщины в полиграфическом бизнесе.
Защитила кандидатскую диссертацию в Дипломатической академии МИД
России...
ГАРТ: То есть типографию развивать не планируете?
О. Д.: Не хочу! Может быть, в будущем году куплю систему СТР. Но нет
смысла развивать производство при условии того, что в нашей стране на
этом наживаются, в первую очередь, кредитные организации. Когда ставки
по кредитам станут разумными, тогда и будет иметь смысл развитие. А
пока, приобретая оборудование, мы работаем не на себя, а на «дядю».
Зачем этим заниматься? Известно, что миллионов в полиграфии не
заработаешь, три машины у тебя или пять - на заработок владельца
типографии это существенного влияния не оказывает. А становиться
монстром я не хочу, лучше спать спокойно. Меня сейчас больше
интересуют творческие вещи.
ГАРТ: Кстати, книга весьма откровенная. Не в смысле эротики, а в
смысле рассказа об изнанке полиграфического и рекламного бизнеса.
Пережитых за 15 лет событий хватило бы на целую жизнь здорового и
стрессоустойчивого мужчины.
О. Д.: Возможно, Вы правы, но прожила эти 15 лет я.