СТУДЕНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ...
Кадры, кадры... Кто сейчас отказался бы от
нормальных специалистов с разумными запросами. Все достаточно нелестно
отзываются о МГУПе, говорят, что там готовят теоретиков, учат
полиграфии 80-х гг. прошлого века. Но хоть учат. Кстати, некоторые
студенты и выпускники МГУП, с которыми я общался, имели очень неплохую
подготовку.
Я не полиграфист, и не берусь судить о том, чему и как должны учить
студентов МГУП. Вот столкнулся с проблемой из другой области. «Сдал» в
этом году младшего ребенка учиться прикладной математике в свой
любимый МАИ, который сам заканчивал больше 20 лет назад. Сдал, правда,
на другой факультет. И когда стала приближаться первая сессия, решил
проверить, чему его научили. Меня поразил тот факт, что в рамках курса
программирования его учат только теоретическим вещам, а все задания
для лабораторных работ начинаются со слов «Напишите программу на языке
Pascal...» Самому этому языку программирования их не учат.
Оказалось, что первокурсники предположительно изучали его в школе. Мой
- не изучал... Пришлось неделю вечерами рассказывать ему, что это за
язык такой и что такое программирование. Сделали все лабораторные,
хотя и в несколько итераций. Я понимаю, что подготовить лабораторную
работу с индивидуальным вариантами для каждого из 20 студентов
непросто, но откровенные ошибки, которые не позволяют решить
определенный вариант, просто удивляют. Правда, преподаватель, когда
ребенок объясняет ему, что этот вариант решить нельзя, дает другой
вариант, который уже решается...
А литература? Все полки книжных магазинов вроде бы забиты самыми
разными книгами, но они именно для «чайников», «идиотов» и еще кого-то
там. Наши «мастера письма» гонят тысячи знаков, совершенно не
задумываясь о правильном изложении материала и читателе. А потом
бедные менеджеры и бухгалтеры пытаются постичь по этой «литературе»
основы компьютерной грамоты. Мне их искренне жаль. Я заехал в пару
крупных книжных магазинов и не обнаружил нормальных переводов
классиков программирования. Пришлось ехать на дачу, искать в архиве
книги, по которым сам изучал все это 25 лет назад.
Мы ставим знак равенства между качеством обучения и квалификацией
выпускника. Но тем самым пытаемся дистанцироваться от процесса. Вот
там есть институт или, тем более, академия - пусть они нам кадры
подготовят, а мы их на работу возьмем, если они будут хорошо
подготовлены. Да не получится так! Вуз дает лишь базовое образование,
где-то с углублением в полиграфию, где-то в программирование. Хорошее
или плохое - зависит от конкретного института.
Мне кажется, что пока мы сами не станем участвовать в процессе, ничего
не получится. Даже хорошим студентам надо помогать - только тогда из
них получатся нормальные специалисты. Как может помочь студенту
конкретная типография или издательство? Взять его на практику, платить
небольшие деньги, но самое главное - дать ему руководителя, который не
просто будет «руководить», но еще и объяснять «почему», то есть тоже
учить. Иначе мы еще лет 20 будем решать проблему кадров.
Андрей Романов,
главный редактор