|
Александр
СОПИН
«Лобачевский и Ко»
Генеральный директор |
ГАРТ: Александр, ваша компания -
одна из немногих, кто занимается производством оборудования в России.
Это машины для переплета металлической пружиной. Расскажите, как идут
дела на нашем рынке в этом году?
А. С.: Мы в этом году продали существенно больше машин, чем в прошлом.
Очень хорошо идут региональные продажи. Однако пока рост идет за счет
недовостребованной техники. И недалек тот день, когда наступит
насыщение рынка и продажи по этому виду оборудования начнут снижаться.
Надо готовиться к переменам. И готовиться заранее. Но если ты готов к
этому, то бояться нечего.
ГАРТ: Но быть производителем оборудования в России сегодня выгодно?
А. С.: Да, конечно. У нас рост продаж составляет 30–40% в год. Это
очень высокие темпы для производственной компании. А любой период
роста финансовых потоков сменяется необходимостью изменения
производственной, организационной и управленческой структур. И
наоборот. Правильные перемены в структуре управления должны
способствовать продажам. Поэтому год от года мы концентрируем усилия
попеременно то на службе сервиса и продаж, то на собственно
производстве.
В прошлом году основное внимание мы уделили качеству производимого
оборудования. В этом году столкнулись с проблемой числа сервисных
специалистов. Наших машин по всей России установлено уже очень много,
а какой бы надежной техника ни была - все равно возникают проблемы.
Причем, далеко не всегда из-за поломок. Например, из-за качества
потребляемой нашими клиентами пружины.
ГАРТ: Но это стандартная ситуация. Производители оборудования для
скрепления показывают пальцем на производителей пружин, а те - на
производителей оборудования.
А. С.: Я сам был не так давно на установке нашего полуавтомата. У
клиента было в наличии три катушки пружины разных производителей
одного анонсированного размера. Из трех только одна катушка не вызвала
никаких проблем в настройке автомата. И вовсе не из-за технических
неполадок, а потому, что у двух из трех производителей пружина была
изготовлена с существенными отклонениями от стандарта. Если взглянуть
на эту проблему пошире, то страна как бы заново обучается стандартам
производства. В нашем конкретном случае мы невольно способствуем росту
продаж тех производителей пружины, кто внимательно относится к
соблюдению стандартов.
ГАРТ: Как Вы оцениваете перспективы рынка?
А. С.: У меня ощущение такое, что мода на оборудование для
производства календарей пока не прошла. Мы наблюдаем это по росту
продаж и смещению их акцента на все более производительные машины. Мы
ведь начали с производства относительно простых машин. И только после
этого занялись полуавтоматическими.
Достаточно много продали полуавтоматических машин ЛБ-700. В будущем
году мы начинаем поставки полуформатных полуавтоматов ЛБ-520 (формат
уменьшен с 700 до 520 мм) для сборки календарной продукции в ценовом
диапазоне 15–15,5 тыс. долл. Смею заверить будущих покупателей, что
пятая (уже пятая!) модификация будет отменной, поскольку это первая
разработанная нами машина, которая будет отвечать всем европейским
стандартам, а стоить - вполовину меньше.
Я полагаю, что на сегодняшний день «Лобачевский и Ко» имеет солидную
долю рынка оборудования для скрепления продукции металлической
пружиной. Но, повторюсь, этот рынок, возможно, близок к насыщению,
поэтому мы приняли решение заняться производством оборудования в
других секторах послепечатного оборудования.
ГАРТ: Придумали что-нибудь новое?
А. С.: Мы много времени уделяем изучению рынка послепечатного
оборудования, долго думали и решили остановиться на производстве
ламинаторов. Это не просто идея, она уже воплощена в «железе». Наш
односторонний ламинатор в конфигурации с ручным самонакладом для
формата листа 70х100 см будет стоить около 6 тыс. долл. Его главные
отличительные особенности - пневматический натиск вала с автономным
компрессором, высокая скорость ламинирования и высокая точность (до 1
градуса) поддержания температуры каландра. Дополнительно устройство
может быть укомплектовано секциями автоматического самонаклада и
разделения листов. В полной конфигурации машина будет стоить около
13–15 тыс. долл. Для наших условий цена, полагаю, вполне приемлемая.
ГАРТ: Но ламинатор, даже большого формата - устройство не самое
сложное, а китайские ламинаторы аналогичного формата стоят несколько
дешевле.
А. С.: Цены приблизительно одного уровня, хотя, Вы правы, китайские
несколько дешевле. Но их машины нельзя дооснастить устройствами
самонаклада и автоматического разделения листов. А это большой плюс в
нашу сторону. Потом, температурный контроль каландра на китайских
машинах не выдерживает критики, наша машина существенно превосходит их
по этому параметру. Да и автоматическая регулировка натиска позволяет
избегать многих проблем при ламинировании (например, скручивания
материала после ламинирования). Все это позволяет обеспечить высокое
качество продукции, отсутствие проблем при ламинировании и
долговечность оборудования - это существенные плюсы. И потом, мы
всегда доступны. А попробуйте починить китайскую технику, если
возникнут существенные проблемы.
Если поставить себе задачу, то любую машину можно произвести ниже
установленной ценовой планки. Будь то автомобиль или ламинатор. Китай
продемонстрировал всему миру, что цены практически на любые товары
можно снижать. Вопрос в том, имеет ли смысл такие машины
эксплуатировать? Тут выбор за покупателем. Он голосует рублем. Но на
рынке всегда есть представление о цене той или иной машины. Мы
внимательно изучали рынок и уверены, что в этом ценовом диапазоне наш
ламинатор вполне конкурентоспособен, если иметь в виду те самые
технологические преимущества, которые в нем заложены.
ГАРТ: То есть нужно делать не самое дорогое, но и не дешевое
оборудование, соответствующее по возможностям машинам европейских
производителей?
А. С.: Да. Для большого числа российских типографий главным вопросом
является цена машин. И они покупают те, что подешевле. Я считаю, что
послепечатное оборудование должно быть реалистичным - по стоимости и
качеству, иначе оно не будет продаваться. Цена машины должна быть
разумной.
Мы производим не самые дорогие устройства, они немного дороже, чем
китайские, но и более совершенные. «Лобачевский и Ко» - небольшая
компания, но у нас есть реальный семилетний опыт производства и продаж
оборудования для российского рынка, мы владеем технологией разработки
и внедрения в производство новых машин и умеем выбирать правильные
ниши. Не лезем в те, где идет жесткая конкуренция с китайскими
производителями, стараемся соревноваться в конструктивных решениях с
европейцами.
ГАРТ: Но оборудование европейских производителей продолжает
продаваться. Ваши машины для скрепления пружиной ведь не захватили
пока 100% рынка?
А. С.: Наших машин на российском рынке продается раз в 10 больше, чем
машин крупнейшего европейского производителя. Это факт. А через три–пять
лет даже самая современная машина окажется устаревшей. Это, конечно,
не компьютер, но сегодня технологии развиваются очень высокими темпами.
Ну и какой тогда смысл приобретать российской типографии существенно
более дорогую европейскую машину, если она все равно устареет, не
успев окупиться? Для владельца типографии ведь самое главное - успеть
окупить машину и получить прибыль. Наша цена позволяет это сделать за
один–два сезона. Импортные машины имеют существенно больший срок
окупаемости.
ГАРТ: Кроме ламинаторов есть другие идеи по производству оборудования?
А. С.: Есть. Мы сейчас трудимся над целой серией машин для
минитипографий. Пока готова к производству только одна - машина для
нарезки визиток по заданному формату. Думаю, она будет по достоинству
оценена владельцами минитипографий.
ГАРТ: Интересно, а «Лобачевский и Ко» - инжиниринговая или
производственная компания? Вы сами занимаетесь производством машин или
заказываете отдельные детали, а потом собираете?
А. С.: Нас, скорее, надо считать производственной компанией. Мы
планомерно развиваем собственное производство, приобретаем современные
металлообрабатывающие центры. Я не могу сказать, что у нас есть
какие-то супер-know-how, которые необходимы компании, которая
занимается инжинирингом. Мы просто умеем решать задачу производства
определенной машины по разумной цене. Вот и все.