НОМЕР 10 ОКТЯБРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ

Издательство «Курсив»
Генеральный директор

ГАРТ: Александр, этот номер ГАРТ посвящен послепечатному оборудованию. Как Вы полагаете, есть что-нибудь интересное сегодня в этой области?

А. А.: Сегодня типографии убеждаются в необходимости серьезного послепечатного оборудования. Если раньше, лет пять–семь назад, было важно купить более-менее приличную печатную машину, а остальное оборудование - как получится, то сейчас все изменилось. Тогда в дополнение к приличной печатной машине покупался почти офисный комплект «подборка+шитье скобами», а сейчас все уже поняли, что это не выход. Даже простую брошюру приемлемого качества на таком комплекте не изготовишь. Она будет «вздутая», да и далеко не со всеми бумагами такие комплексы могут работать. В общем, вместо экономии средств получается «покупка проблем». А в наше время типографии мириться с проблемами уже не хотят, вернее, не хотят их клиенты.

Есть еще один любопытный факт: в последние годы у заказчиков все чаще появляется желание «сделать что-нибудь эдакое». Прилично печатать сейчас уже научились. Теперь выбирают типографию, которая может не только хорошо напечатать, но и сброшюровать, склеить, переплести. Клиенты начинают использовать сложные обложки, вкладки, вклейки, приклейки и т. д. Плюс вырос интерес к тиснению, вырубке, выборочному лакированию и т. д. Редкий рекламный проспект обходится без этого. Любопытно, что сейчас даже появилось понятие хороший/плохой переплет или брошюровка. Клиенты стали в этом вопросе разбираться.

Кстати, на заседании жюри конкурса «Мэтр полиграфии» (Александр входил в состав жюри - Прим. ред.) в номинациях «Журналы с КБС» и «Журналы на скобе» основным критерием выбора было качество переплета или брошюровки. Практически все представленные на конкурс журналы были отпечатаны очень прилично, а вот качество переплета пока еще очень разное. И победителями оказались типографии, у которых есть серьезное брошюровочно-переплетное оборудование. Ведь чудес не бывает.

ГАРТ: Интересно, а какое оборудование можно считать серьезным?

А. А.: Брошюровочно-переплетное оборудование можно условно разделить на две большие группы: потетрадная обработка и полистная (или более привычно - «тетрадная» и «листовая» технологии). Более профессиональной и дающей лучшие результаты в настоящее время считают тетрадную технологию. Что касается конкретных марок, то это, конечно, в первую очередь гиганты данного рынка - Mueller Martini и Sigloch+Kolbus. Оборудование этих производителей известно в нашей стране еще с советских времен и завоевало репутацию едва ли не «культового».

Впрочем, на мой взгляд, у этих компаний на российском рынке есть определенные проблемы. Причин этому две, и первая из них - продолжение их достоинств.

Во-первых, оборудование этих производителей очень надежно и долговечно. Даже 10–15-летняя машина работает практически как новая. Вот и получается, что даже ведущие российские типографии приобретают неновое оборудование из Европы - благо его там много, и можно выбирать. Кроме того, довольно много машин у нас работает еще с советских времен, и они время от времени переходят из рук в руки.

Во-вторых, у этих ведущих производителей в нашей стране нет заметных маркетинговых компаний. Они ни популяризируют свое новое оборудование, хотя есть о чем рассказать, ни пропагандируют свои комплексы среди средних типографий, которые, впрочем, уже сами «созрели» для покупки серьезного брошюровочно-переплетного оборудования. А тут важно понимать, что многие средние типографии образованы сравнительно недавно (лет 5–10 назад), да еще и в большинстве случаев не полиграфистами, так что о «культовом советском оборудовании» они ничего не знают.

Впрочем, этими игроками рынок не ограничивается, и вполне успешно в нашей стране устанавливается оборудование и других производителей.

ГАРТ: Кого вы имеете в виду?

А. А.: Во-первых, в последнее время полистная технология обработки блоков достигла вполне профессионального уровня, и приличную часть мало- и среднетиражных заказов можно изготавливать на старших моделях оборудования для полистной обработки, а значит, выбор у типографий заметно расширяется. Во-вторых, на рынке есть и другие производители брошюровочно-переплетного оборудования с тетрадной схемой обработки, хотя и не такие известные. Впрочем, у них есть в России активные дилеры, которые предлагают типографиям это оборудование. В-третьих, в нашей стране очень большую роль играет политика продающей компании. И очень часто компания, продавшая печатную машину, устанавливает и брошюровочно-переплетное оборудование, причем то, которое имеет право продавать. И здесь, что называется, «как повезет». Некоторые, например, Heidelberg, имеют полный комплект брошюровочно-переплетного оборудования собственного производства, другие же предлагают довольно ограниченный набор. Вот и получается, что типография, покупая печатную машину у определенного поставщика, приобретает у него же и послепечатное оборудование - по принципу «берем, что есть». Впрочем, в последнее время эта тенденция постепенно сходит на нет.

Если все же называть какие-либо конкретные марки, то хотелось бы в первую очередь отметить японскую компанию Horizon - лидера в технологии полистной обработке блоков. Ее оборудование позволяет изготавливать издания на очень высоком уровне качества. Впрочем, в последнее время Horizon выпустил оборудование и для потетрадной обработки, причем, на мой взгляд, очень конкурентоспособное. Можно также отметить Duplo, Osaka (у последней есть несколько очень любопытных установок) и ряд китайских производителей.

ГАРТ: Вот, кстати, по поводу китайского брошюровочно-переплетного оборудования. Есть у него перспективы?

А. А.: Без сомнения. У нас в стране к брошюровочно-переплетному оборудованию пока еще относятся как к вспомогательному. Выбирают печатную машину или устройство СТР долго и с пристрастием, а ВШРА, например, намного проще - главное цена. Ситуация, конечно, постепенно меняется, но, тем не менее, такой подход пока остается.

В конце концов, послепечатное оборудование вполне механическое, а с механикой китайцы справляются уже неплохо. Более того, я несколько раз был в Китае и видел заводы, на которых это оборудование производится - все вполне прилично. А если учесть, что конструкторы и технологи специально приглашены из Европы, в том числе и с заводов ведущих полиграфических производителей, то можно смело сказать, что качество и возможности этих устройств вполне достойные. А при наличии активного маркетинга и более низких цен перспективы у такого оборудования, на мой взгляд, весьма радужные. Скорее всего, самые передовые российские типографии покупать такое оборудование не станут (хотя бы в силу своих амбиций), но в регионах спрос будет.

ГАРТ: А что же будут покупать ведущие типографии?

А. А.: Сложный вопрос. Если ситуация на рынке не изменится, то, по-видимому, пока так и будут покупать неновое оборудование ведущих производителей. Но, с другой стороны, все меняется. Появляются новые сильные игроки (тот же Horizon, например), которые могут изменить ситуацию на рынке. Но, скорее всего, главным фактором в будущем станет переход на автоматизированное управление производством. Я имею в виду тот самый пресловутый формат JDF, о котором столько говорили на drupa 2004. Когда наши типографии начнут его внедрять, а ведущим типографиям это придется делать, причем довольно скоро, вот тогда вспомнят о компаниях, которые производят JDF-совместимое оборудование. А это опять же ведущие игроки, которые уже сейчас много сил потратили, чтобы обеспечить эту совместимость. Хотя не исключено, что к тому времени и другие «подтянутся».

Сейчас у нас совместимость с JDF никого особенно не беспокоит. Главная причина в том, что стоит это немалых денег. И здесь ситуация будет развиваться примерно так же, как с печатными машинами. Сначала покупали только простейшие машины с ручной настройкой и без дополнительных секций, сейчас наоборот - пользуются популярностью многосекционные высокоавтоматизированные печатные машины с автоматическим контролем и цифровой настройкой цвета. С брошюровочно-переплетным оборудованием ситуация похожая: пока покупают простейшие машины с ручным управлением, причем неновые. Типографии не понимают, зачем им приобретать более «продвинутое» оборудование. Требуемое качество обеспечивает и 20-летний ВШРА известного производителя, а вот обеспечивает ли он необходимую производительность, эффективность и экономичность производства - пока никто не задумывается.

ГАРТ: А что можно сказать об отделочном оборудовании для цифровой печати?

А. А.: Это отдельная тема. С одной стороны, по уровню отделки цифровые типографии ни в чем не должны уступать традиционным, с другой - при единичных тиражах (а именно такие, как правило, и печатают на цифре) приобретать серьезное брошюровочно-переплетное оборудование не имеет никакого смысла. Так оно никогда не окупится.

Соответственно, выходов не так много. Что-то можно делать самим, например, навивку календарей на простом ручном оборудовании или тиснение на простейшей тигельной машине, а что-то придется делать с помощью субподрядчиков.

На рынке полиграфических услуг уже достаточно много предложений от компаний, которые профессионально занимаются и предоставляют услуги в области брошюровки, переплета и отделки печатной продукции. Так что, скорее всего, для цифровых типографий единственный выход - именно работа с подрядчиками. Хотя и здесь есть свои подводные камни, например, гарантия качества, ведь пятьдесят листов на приладку никто не даст, иначе тираж станет «золотым».














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства