|
Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ
Издательство «Курсив»
Генеральный директор |
ГАРТ: Александр, этот номер ГАРТ посвящен
послепечатному оборудованию. Как Вы полагаете, есть что-нибудь
интересное сегодня в этой области?
А. А.: Сегодня типографии убеждаются в необходимости серьезного
послепечатного оборудования. Если раньше, лет пять–семь назад, было
важно купить более-менее приличную печатную машину, а остальное
оборудование - как получится, то сейчас все изменилось. Тогда в
дополнение к приличной печатной машине покупался почти офисный
комплект «подборка+шитье скобами», а сейчас все уже поняли, что это не
выход. Даже простую брошюру приемлемого качества на таком комплекте не
изготовишь. Она будет «вздутая», да и далеко не со всеми бумагами
такие комплексы могут работать. В общем, вместо экономии средств
получается «покупка проблем». А в наше время типографии мириться с
проблемами уже не хотят, вернее, не хотят их клиенты.
Есть еще один любопытный факт: в последние годы у заказчиков все чаще
появляется желание «сделать что-нибудь эдакое». Прилично печатать
сейчас уже научились. Теперь выбирают типографию, которая может не
только хорошо напечатать, но и сброшюровать, склеить, переплести.
Клиенты начинают использовать сложные обложки, вкладки, вклейки,
приклейки и т. д. Плюс вырос интерес к тиснению, вырубке, выборочному
лакированию и т. д. Редкий рекламный проспект обходится без этого.
Любопытно, что сейчас даже появилось понятие хороший/плохой переплет
или брошюровка. Клиенты стали в этом вопросе разбираться.
Кстати, на заседании жюри конкурса «Мэтр полиграфии» (Александр входил
в состав жюри - Прим. ред.) в номинациях «Журналы с КБС» и «Журналы на
скобе» основным критерием выбора было качество переплета или
брошюровки. Практически все представленные на конкурс журналы были
отпечатаны очень прилично, а вот качество переплета пока еще очень
разное. И победителями оказались типографии, у которых есть серьезное
брошюровочно-переплетное оборудование. Ведь чудес не бывает.
ГАРТ: Интересно, а какое оборудование можно считать серьезным?
А. А.: Брошюровочно-переплетное оборудование можно условно разделить
на две большие группы: потетрадная обработка и полистная (или более
привычно - «тетрадная» и «листовая» технологии). Более
профессиональной и дающей лучшие результаты в настоящее время считают
тетрадную технологию. Что касается конкретных марок, то это, конечно,
в первую очередь гиганты данного рынка - Mueller Martini и
Sigloch+Kolbus. Оборудование этих производителей известно в нашей
стране еще с советских времен и завоевало репутацию едва ли не
«культового».
Впрочем, на мой взгляд, у этих компаний на российском рынке есть
определенные проблемы. Причин этому две, и первая из них - продолжение
их достоинств.
Во-первых, оборудование этих производителей очень надежно и
долговечно. Даже 10–15-летняя машина работает практически как новая.
Вот и получается, что даже ведущие российские типографии приобретают
неновое оборудование из Европы - благо его там много, и можно
выбирать. Кроме того, довольно много машин у нас работает еще с
советских времен, и они время от времени переходят из рук в руки.
Во-вторых, у этих ведущих производителей в нашей стране нет заметных
маркетинговых компаний. Они ни популяризируют свое новое оборудование,
хотя есть о чем рассказать, ни пропагандируют свои комплексы среди
средних типографий, которые, впрочем, уже сами «созрели» для покупки
серьезного брошюровочно-переплетного оборудования. А тут важно
понимать, что многие средние типографии образованы сравнительно
недавно (лет 5–10 назад), да еще и в большинстве случаев не
полиграфистами, так что о «культовом советском оборудовании» они
ничего не знают.
Впрочем, этими игроками рынок не ограничивается, и вполне успешно в
нашей стране устанавливается оборудование и других производителей.
ГАРТ: Кого вы имеете в виду?
А. А.: Во-первых, в последнее время полистная технология обработки
блоков достигла вполне профессионального уровня, и приличную часть
мало- и среднетиражных заказов можно изготавливать на старших моделях
оборудования для полистной обработки, а значит, выбор у типографий
заметно расширяется. Во-вторых, на рынке есть и другие производители
брошюровочно-переплетного оборудования с тетрадной схемой обработки,
хотя и не такие известные. Впрочем, у них есть в России активные
дилеры, которые предлагают типографиям это оборудование. В-третьих, в
нашей стране очень большую роль играет политика продающей компании. И
очень часто компания, продавшая печатную машину, устанавливает и
брошюровочно-переплетное оборудование, причем то, которое имеет право
продавать. И здесь, что называется, «как повезет». Некоторые,
например, Heidelberg, имеют полный комплект брошюровочно-переплетного
оборудования собственного производства, другие же предлагают довольно
ограниченный набор. Вот и получается, что типография, покупая печатную
машину у определенного поставщика, приобретает у него же и
послепечатное оборудование - по принципу «берем, что есть». Впрочем, в
последнее время эта тенденция постепенно сходит на нет.
Если все же называть какие-либо конкретные марки, то хотелось бы в
первую очередь отметить японскую компанию Horizon - лидера в
технологии полистной обработке блоков. Ее оборудование позволяет
изготавливать издания на очень высоком уровне качества. Впрочем, в
последнее время Horizon выпустил оборудование и для потетрадной
обработки, причем, на мой взгляд, очень конкурентоспособное. Можно
также отметить Duplo, Osaka (у последней есть несколько очень
любопытных установок) и ряд китайских производителей.
ГАРТ: Вот, кстати, по поводу китайского брошюровочно-переплетного
оборудования. Есть у него перспективы?
А. А.: Без сомнения. У нас в стране к брошюровочно-переплетному
оборудованию пока еще относятся как к вспомогательному. Выбирают
печатную машину или устройство СТР долго и с пристрастием, а ВШРА,
например, намного проще - главное цена. Ситуация, конечно, постепенно
меняется, но, тем не менее, такой подход пока остается.
В конце концов, послепечатное оборудование вполне механическое, а с
механикой китайцы справляются уже неплохо. Более того, я несколько раз
был в Китае и видел заводы, на которых это оборудование производится -
все вполне прилично. А если учесть, что конструкторы и технологи
специально приглашены из Европы, в том числе и с заводов ведущих
полиграфических производителей, то можно смело сказать, что качество и
возможности этих устройств вполне достойные. А при наличии активного
маркетинга и более низких цен перспективы у такого оборудования, на
мой взгляд, весьма радужные. Скорее всего, самые передовые российские
типографии покупать такое оборудование не станут (хотя бы в силу своих
амбиций), но в регионах спрос будет.
ГАРТ: А что же будут покупать ведущие типографии?
А. А.: Сложный вопрос. Если ситуация на рынке не изменится, то,
по-видимому, пока так и будут покупать неновое оборудование ведущих
производителей. Но, с другой стороны, все меняется. Появляются новые
сильные игроки (тот же Horizon, например), которые могут изменить
ситуацию на рынке. Но, скорее всего, главным фактором в будущем станет
переход на автоматизированное управление производством. Я имею в виду
тот самый пресловутый формат JDF, о котором столько говорили на drupa
2004. Когда наши типографии начнут его внедрять, а ведущим типографиям
это придется делать, причем довольно скоро, вот тогда вспомнят о
компаниях, которые производят JDF-совместимое оборудование. А это
опять же ведущие игроки, которые уже сейчас много сил потратили, чтобы
обеспечить эту совместимость. Хотя не исключено, что к тому времени и
другие «подтянутся».
Сейчас у нас совместимость с JDF никого особенно не беспокоит. Главная
причина в том, что стоит это немалых денег. И здесь ситуация будет
развиваться примерно так же, как с печатными машинами. Сначала
покупали только простейшие машины с ручной настройкой и без
дополнительных секций, сейчас наоборот - пользуются популярностью
многосекционные высокоавтоматизированные печатные машины с
автоматическим контролем и цифровой настройкой цвета. С
брошюровочно-переплетным оборудованием ситуация похожая: пока покупают
простейшие машины с ручным управлением, причем неновые. Типографии не
понимают, зачем им приобретать более «продвинутое» оборудование.
Требуемое качество обеспечивает и 20-летний ВШРА известного
производителя, а вот обеспечивает ли он необходимую
производительность, эффективность и экономичность производства - пока
никто не задумывается.
ГАРТ: А что можно сказать об отделочном оборудовании для цифровой
печати?
А. А.: Это отдельная тема. С одной стороны, по уровню отделки цифровые
типографии ни в чем не должны уступать традиционным, с другой - при
единичных тиражах (а именно такие, как правило, и печатают на цифре)
приобретать серьезное брошюровочно-переплетное оборудование не имеет
никакого смысла. Так оно никогда не окупится.
Соответственно, выходов не так много. Что-то можно делать самим,
например, навивку календарей на простом ручном оборудовании или
тиснение на простейшей тигельной машине, а что-то придется делать с
помощью субподрядчиков.
На рынке полиграфических услуг уже достаточно много предложений от
компаний, которые профессионально занимаются и предоставляют услуги в
области брошюровки, переплета и отделки печатной продукции. Так что,
скорее всего, для цифровых типографий единственный выход - именно
работа с подрядчиками. Хотя и здесь есть свои подводные камни,
например, гарантия качества, ведь пятьдесят листов на приладку никто
не даст, иначе тираж станет «золотым».