|
Сергей
Иванович ЗЕМЛЯНЫХ
Типография
«Вива-Стар»
Генеральный директор |
|
Владимир
Иванович ЗЕМЛЯНЫХ
Типография
«Вива-Стар»
Технический директор |
ГАРТ: Сергей, «Вива-Стар» ведь достаточно молодая
типография?
С. З.: Да, мы начинали в августе 2001 г. с двух малоформатных печатных
машин: Ryobi 522HX и Ромайора. Потом приобрели полуформатную
четырехкрасочную Ryobi 754. Год назад у нас была установлена
пятикрасочная полуформатная Ryobi 755L с секцией лакирования. А
недавно поменяли 522HX на новую, более автоматизированную модель. На
сегодняшний день производственные и офисные площади занимают около 1,5
тыс. м2. С репроцентром и цифровой типографией у нас около ста
сотрудников. При условии того, что работаем мы в четыре смены.
ГАРТ: Не жалеете, что занялись полиграфией?
С. З.: Нисколько. Но не буду говорить, что мы «окупили машины за год».
Сегодня это невозможно, по крайней мере в нашей типографии. Но
финансовые результаты вполне нормальные. И нас, и лизинговую компанию,
с которой мы работаем, все устраивает. Мы вовремя платим зарплаты и
рассчитываемся за оборудование. Активы компании растут.
ГАРТ: «Вива-Стар» - специализированная журнальная или все-таки
рекламно-коммерческая типография?
С. З.: Журналов и каталогов мы делаем много - у нас есть для этого все
необходимое послепечатное оборудование, но и самую разную
рекламно-коммерческую продукцию тоже много печатаем. Две полуформатные
машины - все-таки недостаточно для специализированной журнальной
типографии. Мы - не «Пушкинская площадь», хотя наименований журналов
много, но тиражи, в основном - 3–5 тыс. экз.
ГАРТ: Но журналы - более выгодные заказы, чем рекламно-коммерческая
продукция?
С. З.: Я бы так не сказал. Сегодня, видимо, уже нет какой-то выгодной
или невыгодной ниши на рынке. Цены везде очень низкие. Но на любом
рынке могут быть и прибыльные, и убыточные компании. Наше преимущество
в том, что мы умеем делать журналы быстро и эффективно. Нельзя
сказать, что также эффективно, как это делается в японских
типографиях, но наши печатники могут сделать более 50 приладок за
12-часовую смену. Это, конечно, рекордные результаты, но в среднем
получается около 30 приладок за смену. А есть типографии, которые
делают только пять.
ГАРТ: В среднем 30 приладок в смену на полуформатной машине это,
видимо, рекорд для России?
В. З.: Возможно, в России это и рекорд, но в Японии нормой является
40–50 приладок.
С. З.: Мы ориентированы на эффективное поточное производство.
Стараемся избегать заказов на папки, например, со сложными плашками и
дополнительной отделкой. Берем их летом, чтобы печатники
потренировались. А в сезон устанавливаем на такие работы серьезные
наценки. Не наше это дело. Клиенты, кстати, не готовы платить за
эксклюзивное качество. А приладка на такой работе может занять
достаточно много времени. И если посчитать все затраты, то даже очень
выгодный на первый взгляд заказ может оказаться убыточным.
ГАРТ: Что, Ryobi - такие хорошие машины?
С. З.: Есть три составляющих эффективного производства: хорошие
машины, хорошие специалисты и грамотно организованное производство. Я
считаю, что у нас все три компонента в наличии.
В. З.: Что касается печатных машин Ryobi, то наша первая полуформатная
машина по техническим причинам за три года простаивала максимум
два–три часа, а на счетчике уже более 100 млн отт. Но мы, конечно,
поддерживаем технику в нормальном состоянии, два раза в месяц
останавливаем на 12 часов для выполнения всех необходимых
профилактических работ.
ГАРТ: Помимо печати важна еще и допечатнная подготовка. У вас
достаточно редкая система СТР для традиционных пластин - UV-Setter. Ее
производительность и функциональные возможности вас устраивают?
В. З.: Установлена она была в начале этого года. С технической точки
зрения были, конечно, некоторые проблемы. Кроме того, на первом этапе
были перебои с поставками пластин. Они тоже достаточно редкие на нашем
рынке - негативные Lastra Axel. Пластины имеют очень высокую
чувствительность, и на них UV-Setter работает с хорошей
производительностью. Но теперь все нормально, и во время пиковой
загрузки мы делаем на ней в сутки до 400 форм.
ГАРТ: А как с использованием CIP3 и штифтовой приводки?
В. З.: Мы используем возможности CIP3. Для штифтовой приводки есть
автомат для пробивки отверстий, который работает в режиме offline. Он
ориентируется по крестам на готовой форме. Мы приобрели его еще до
покупки СТР (два года назад), и это позволило сократить время на
приладку не менее чем на 30%. Совмещение по крестам происходит
автоматически. Печатнику для этого ничего делать не надо.
ГАРТ: А отдел допечатной подготовки у вас большой?
В. З.: Восемь человек. На их плечи ложится достаточно много работы:
подготовка и проверка файлов, выполнение спуска полос. Ведь количество
заказов у нас очень большое.
ГАРТ: Как все-таки получается такая высокая загрузка?
С. З.: Я считаю, что у нас сравнительно небольшая типография,
загрузить которую проблем не составляет. В Москве очень много
заказчиков, которым требуется высококачественная продукция по хорошим
ценам. Мы практически не рекламируем свои услуги. Работают менеджеры,
работает руководство, приходят заказчики по рекомендациям других
клиентов.
ГАРТ: Как дела в этом году?
С. З.: Для нас это первый год, когда мы ничего не покупали из крупного
оборудования - просто стабильно работали. Результаты хорошие, но я бы
не сказал, что на рынке есть бум заказов. Лето, правда, было непохожее
на предыдущие, практически не было спада.
ГАРТ: Но конкуренция растет, а цены падают...
С. З.: Я считаю, что мы еще не дожили до высокой конкуренции. Все
знают, какая концентрация полиграфических предприятий в развитых
странах. В Японии, например, при таком же населении как и у нас - 20
тыс. типографий. А в Москве несколько сотен, и все говорят о высокой
конкуренции.
ГАРТ: Но и рынок печатной продукции в Японии существенно больше.
С. З.: И у нас рынок развивается, денег становится все больше, значит,
и потребности в печатной продукции растут. Сегодня, правда, повышаются
цены на все: на топливо, полиграфическое оборудование, расходные
материалы и бумагу. Только цены на печатную продукцию снижаются. На
рынке появляются новые типографии, растут мощности уже существующих.
Кто-то начинает демпинговать, чтобы обеспечить себе загрузку. В этих
условиях выживут только те типографии, которые имеют сравнимые с
западными производительность и эффективность. Кстати, в Японии
типографии работают с рентабельностью 5%, и это на самом деле так.
ГАРТ: Полагаете, нашим тоже скоро придется так работать?
С. З.: Может быть не совсем так, но, я считаю, что прибыльность
российского полиграфического бизнеса сама по себе не вырастет.
Мы посещаем много зарубежных типографий в Европе, и в Турции. И очень
многие из тех, в которых мы побывали, печатают что-нибудь для России.
А это значит, что есть хорошие резервы. На мой взгляд, сегодня мы
находимся на середине пути. У нас большие планы по развитию
производства в нескольких направлениях.
ГАРТ: И что же это за направления?
С. З.: Первое - цифровая печать. Когда фотовыводные устройства стали
нам не нужны, мы создали репроцентр рядом с м. «Электрозаводская».
Теперь мы поставили туда же две цифровые печатные машины фирмы Oce:
цветную и черно-белую. Через месяц салон уже начнет работать. Я
считаю, что персонализированная продукция и печать по запросу имеют
хорошие перспективы.
Вторым направлением нашего развития является приобретение печатной
машины полного формата. Надеюсь, в будущем году мы этот проект
осуществим. Основная проблема в том, что мы не можем найти подходящее
помещение.
ГАРТ: Но на Электрозаводской улице помещений, которые можно
арендовать, вроде бы очень много?
С. З.: В том-то и дело, что мы не хотим арендовать помещение. Хотим
приобрести в собственность. Это важно. Представьте себе, арендуем мы
его, а потом сменится собственник и нас «попросят» или существенно
увеличат стоимость аренды. Нормальных договоров аренды сегодня никто
заключать не хочет, да и что такое в нашей стране договор? Что нам
останется делать? Перевозить машину? Это окажется очень недешево, при
этом еще и производство остановится на несколько недель.
Все-таки это большой инвестиционный проект, в котором не неделя, а
день может иметь очень большое значение. Хочется уменьшить возможные
риски и не становиться заложниками арендодателя.
ГАРТ: А местоположение имеет значение для такой типографии, как ваша?
Она ведь находится сравнительно далеко от метро?
С. З.: Для нас это значения не имеет. У нас заказчики в основном
серьезные, на метро не ездят. Мы ведь визитками уже давно не
занимаемся.
Сейчас будем увеличивать мощности для производства журнальной
продукции. Печатную машину будем покупать обычную четырехкрасочную,
больше под «внутренности» журналов не нужно.
ГАРТ: Понадобится еще и послепечатное оборудование?
В. З.: Да. Но мы, на самом деле и так его уже обновляем. К концу года
будет установлена автоматизированная линия для бесшвейного скрепления
фирмы Horizon.
ГАРТ: У вас просто «японское царство». Но все-таки для полного формата
необходимо, видимо, более серьезное оборудование?
В. З.: Да, сейчас мы используем линии, работающие с листами, для
большой машины нужно будет переходить на подборку тетрадок. И у
Horizon есть необходимое оборудование.
ГАРТ: Интересно, а за сколько лет вы рассчитываете окупить новую
машину?
С. З.: За четыре года.
ГАРТ: Но это практически удвоение имеющихся у вас производственных
мощностей. Нужно будет найти в два раза больше заказов.
С. З.: Я не думаю, что это большая проблема. Если бы мы начинали с
нуля, то тогда, конечно, было бы намного сложнее. Каждая следующая
машина загружается быстрее, чем предыдущая. Мы реально можем увеличить
загрузку в два раза.
ГАРТ: Машину уже выбрали?
С. З.: Пока нет. Мы, можно сказать, выбираем не машину, а поставщика,
который предложит наиболее выгодные условия лизинга или кредитования.
В таком проекте это очень важно. Даже если кто-то предложит машину на
20% дешевле, но всю сумму надо выплатить завтра - нас такой вариант не
устроит. Мы стараемся развиваться по логичной схеме, как нормальная
западная типография, приобретая оборудование в лизинг.