|
Алексей
СЕРОВ
«Гейдельберг СНГ»
Заместитель генерального директора по развитию |
ГАРТ: Алексей, как Вы оцениваете
сегодняшнюю ситуацию на рынке печатных машин?
А. С.: Можно сказать, что мы наблюдаем уникальные процессы. Идут
слияния, а есть поставщики, которые совсем уходят с рынка.
Что касается «Гейдельберг СНГ», то в нашей компании сегодня идет
реорганизация. Раньше российское представительство подчинялось
австрийскому отделению «Heidelberg - Восточная Европа», а теперь мы
будем работать напрямую со штаб-квартирой концерна в Германии. Видимо,
все вопросы будут решаться быстрее.
ГАРТ: Что насчет новых установок печатных машин Heidelberg?
А. С.: В ближайшее время мы объявим о них. Есть успехи во всех
секторах. В этом году мы поставили достаточно много полуформатных
машин. Что касается машин полного формата, то, по нашим планам, их
должно быть установлено больше, чем в прошлом году. Ситуация неплохая.
Вскоре в СПб будет установлена первая машина Speedmaster XL 105-6L.
Вместе с ней продан и автоматический пресс для высечки - Diana 114
Pro.
Тем не менее, российский рынок машин полного формата сегодня ограничен
10–15 единицами в год. Он существенно сократился по сравнению с 2002
г., на который пришелся пик поставок таких машин Heidelberg.
Сейчас только те клиенты, кто ориентируется на создание современного
производства, рассматривают возможность приобретения нового
оборудования. А есть заказчики, которым нужны восстановленные машины.
Надо сказать, что, по результатам прошлого финансового года, у нас,
например, доля продаж неновых машин впервые превысила продажи новых.
Есть много факторов, которые влияют на распределение долей новых/неновых.
В первую очередь - курс евро к доллару. Кроме того, складывающаяся в
России экономическая ситуация, которая в последние два года не очень
способствует развитию производственных мощностей. Даже в секторе
упаковки, который после кризиса 1998 г. развивался очень высокими
темпами, сегодня наблюдается рост, но развитие, мне кажется, идет в
пользу не листового офсета, а других способов печати. У нас, например,
большие успехи на рынке узкорулонных этикеточных машин.
ГАРТ: Какое оборудование «Гейдельберг СНГ» будет демонстрировать в
этом году на выставке?
А. С.: На «ПолиграфИнтере» будет представлено оборудование для разных
секторов производства полиграфической продукции. Для упаковки мы
покажем четырехкрасочную машину полного формата с секцией лакирования
Speedmaster SM 102-4L, систему СТР Suprasetter и машину для высечки
Varimatrix. Для коммерческих типографий предложим различные
конфигурации полу- и малоформатных машин Speedmaster и Printmaster.
Еще один участок будет представлять решения для послепечатной
обработки продукции. Отдельно покажем систему управления рабочими
потоками - Prinect. Будет и узкорулонная машина для печати этикеток.
ГАРТ: Интересно, компания «Гейдельберг СНГ» не участвовала в
прошлогодней выставке. Как Вы оцениваете значение выставки на
сегодняшний день?
А. С.: Сегодня нам она не очень интересна. Если уж организаторы
выставки продвигают ее как серьезное событие на восточноевропейском
рынке, то они должны предпринимать какие-то усилия, чтобы выставка на
самом деле стала событием, а они этого не делают.
Перевод выставки из «Сокольников» в «Крокус» не добавил ей
эффективности. В «Сокольниках» все было неплохо. «Крокус», мне кажется,
пока не готов к тому, чтобы обеспечить потребности поставщиков
полиграфического оборудования. Есть много технических нюансов, ведь
установить в выставочном павильоне машину полного формата - это не
закатить в него автомобиль последней модели.
В этом году «ПолиграфИнтер» будет представительнее, чем в прошлом,
если говорить об оборудовании, но поставщики бумаги решили в выставке
не участвовать. Что будет через два года, сегодня никто не возьмется
предположить.
ГАРТ: Все это происходит, видимо, на фоне снижения потенциала
российского рынка оборудования и расходных материалов?
А. С.: Я бы так не сказал. Обороты типографий растут. Прибыльность
производства печатной продукции сокращается, но мне кажется, что на
рынке наблюдается некоторое «расслоение» типографий. У крупных дела
идут хорошо. За счет того, что растут объемы и повышается
эффективность производства, растет и прибыль. Средние тоже чувствуют
себя неплохо, а вот небольшим типографиям приходится напрягаться.
ГАРТ: «Небольшие» московские типографии с двумя–тремя машинами не
жалуются.
А. С.: Да, Москва - большой рынок, но пару лет назад здесь было тоже
не так хорошо с заказами. Мне кажется, эта волна докатилась сегодня до
регионов. Типографий много, заказов мало...
Скорее всего, наш рынок будет развиваться так же, как и все остальные.
Будут установки «длинных» восьми- десятисекционных машин. Это мировая
тенденция, необходимо повышать эффективность производства. Раньше
типографии достаточно было просто иметь печатную машину
соответствующего формата, чтобы успешно конкурировать на рынке, а
сегодня, по крайней мере в Москве, нужны уже современные машины с
набором различных опций.
Интерес к «сложным» листовым офсетным машинам с несколькими сушками в
России пока еще не самый высокий, даже если сравнивать с Украиной. Я
уже не говорю, например, про Польшу. Кстати, несмотря на это мы будем
демонстрировать на выставке разные образцы продукции и рассказывать о
вариантах эффективной печати сложной продукции в линию.
Очень многие полиграфические предприятия заинтересованы сегодня в
оптимизации производства. Это, конечно, не только новые машины. В
нашей «ПринтМедиа Академии», например, такая услуга, как «Аудит уровня
подготовки печатников», сегодня весьма востребована.
ГАРТ: А что с рулонными газетными и журнальными проектами?
А. С.: Они есть, и будут новые установки. На рынке производства
журнальной продукции у нас очень хорошие наработки, крупнейшие
российские типографии используют печатные машины Heidelberg.
Мы надеемся, что с приватизацией государственных типографий пойдет
волна обновления оборудования, в том числе и для рулонной печати.
ГАРТ: Но «государственным» типографиям «Гейдельберг СНГ» продавал не
так много оборудования.
А. С.: Да, исторически так сложилось, что нашими основными
покупателями были коммерческие типографии. Но в 2004 г. у нас было 70
клиентов, которые впервые приобрели печатную машину Heidelberg, в этом
году к ним прибавится не менее 80. Среди них есть и бывшие
государственные типографии. Так что все меняется.
ГАРТ: А системы СТР продаются?
А. С.: Продаются, причем ситуация стала существенно лучше. Мы теперь
можем предложить нормальные сроки поставки термальных систем СТР
Suprasetter. Кроме того, поставляем и фиолетовые системы Heidelberg
Prosetter. В России сегодня практически все крупнейшие типографии
системы СТР уже купили, но через некоторое время начнется вторая волна
приобретений, и мы можем предложить клиентам самый современный продукт.