НУ, НАВОЗИЛИ
Если взглянуть на диаграмму
справа, то просто диву даешься. Зачем поставщики завезли столько
офсетных пластин в Россию? Может быть, и есть один–два, которые просто
выбирают свои квоты в надежде найти новых клиентов потом, но что-то
рост неправдоподобно большой. Такой же, как был в прошлом году по
мелованной бумаге. Хотя некоторые типографии соглашаются с тем, что он
возможен.
Бывают, конечно, и объективные причины. Одна из них - выход на рынок
новых поставщиков или вывод новых брендов. Это естественно влечет за
собой рост импорта. В этом году, особенно к лету активизировались,
например, поставщики пластин китайского производства. Так
активизировались, что их доля импорта за первое полугодие составила
почти 4%. Это, видимо, первый звонок для остальных игроков.
Очень странным оказался месяц июнь. На него пришлось более четверти
полугодового импорта. Возможно, все готовятся к сезону, но как-то уж
очень организованно и несколько рановато. Есть, правда, еще одно
объяснение такого существенного роста импорта пластин - увеличение
сроков их производства. Об этом говорят практически все поставщики.
Все-таки мы пока - страна с очень большой долей потребления
традиционных пластин, а их сегодня производить не настолько выгодно,
как пластины для СТР. История с тем, что Kodak, видимо, переводит
производство всех традиционных пластин для европейского рынка в
Болгарию - лишнее тому подтверждение.
Конечно, объем импорта товара не всегда точно коррелирует с объемом
его продаж. Сроки хранения у пластин не двое суток, так что поставщики,
видимо, смело завозят товары на склады. С одной стороны, импорт
отражает потенциал поставщиков, в чем мы согласны с одним из
интервьюируемых этого номера, но, с другой, это еще и оценка
поставщиками потенциала рынка. Не могли же они все ошибиться и завезти
слишком много? По крайней мере, мы так надеемся.
Ну, а все мнения о том, что импорт становится все более «белым» и
пластины, которые импортировались раньше как металлолом, теперь
оформляются правильно, нам кажутся совершенно необоснованными.
Интересно то, что еще в прошлом году некоторые поставщики
импортировали материалы сами, а теперь пользуются услугами таможенных
брокеров. Вот так идет большая борьба за наш не самый большой рынок.
KONIKA MINOLTA
А на мировом рынке производства офсетных пластин образовался новый
игрок. Американское отделение Konica Minolta решило приобрести не
самого крупного американского же производителя пластин - компанию
American Litho.
Видимо, со снижением объемов продаж на рынке бытовой фотопленки и
аналоговых камер, не самыми большими успехами на рынке офисной техники
компания решила рассмотреть другие альтернативы развития своего
бизнеса. Начать, конечно, можно с «малого», и «малым» оказался
небольшой американский производитель пластин, год назад открывший
новое производство. Правда, мощность этого завода всего 3–8 млн м2
пластин в год. Оборот, соответственно, 15 млн. долл.
ДОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОФСЕТНЫХ
ПЛАСТИН В ОБЪЕМЕ ИМПОРТА В РОССИЮ
Январь-июнь 2005 г. Общий объем
импорта 5 млн м2
ОБЩИЙ РОСТ ИМПОРТА ОФСЕТНЫХ
ПЛАСТИН ПО СРАВНЕНИЮ С 2004 г.
Есть, видимо, два варианта. С
одной стороны, в сегодняшней ситуации, когда есть три крупнейших
игрока на рынке пластин, небольшим производителям, типа American
Litho, которые пока делают только традиционные пластины, очень тяжело,
и они хотели бы найти нормального инвестора для развития производства
и выхода на новые рынки. С другой стороны, после слияния фирм Konica и
Minolta для объединенной компании настали тяжелые времена. Правда,
начав с «малого» и ориентируясь на конкурентов AGFA, FujiFilm и Kodak,
она может направить в этот бизнес существенные инвестиции. Лучше
поздно, чем никогда. Правда, в обещанный срок до 30.08.05 мы не
получили подтверждения о том, что сделка совершилась. Может быть,
American Litho и не купят.
Но факт, что оборот Konica Minolta составляет около 10 млрд долл. А
четвертый по объему мировой производитель пластин - фирма Lastra - был
приобретен компанией AGFA меньше, чем за 200 млн долл. Осталось
немного компаний, которые можно было бы приобрести, и все они
существенно меньше.
КТО СЛЕДУЮЩИЙ?
Возможно, это случайное совпадение, но буквально через четыре дня
после предыдущего объявления, появилось следующее. Есть еще одно
американское производство - Citiplate. Оно делает и традиционные, и
СТР-пластины. Обещает сделать их не требующими обработки. Причем все,
включая фиолетовые. То есть для производства форм не нужен будет
процессор.
С традиционными и термальными, с этим проблем, может быть, и не
возникнет. Насчет фиолетовых есть сомнения. Это знают все крупнейшие
производители. Вопрос, знают ли об этом в Konica Minolta?