|
Наталья
СУХОВА
«ЯМ Интернешнл»
Начальник отдела расходных материалов
|
ГАРТ: Наталья, у нас
традиционный номер про расходные материалы, скажите, как идут дела в
этом году?
Н. С.: Интересно, а что говорят другие поставщики?
ГАРТ: У всех все по-разному, от «все стабильно» до «15% роста».
Некоторые, кстати, решили вообще ничего не говорить.
Н. С.: Все правильно, на самом деле просто нечего сказать. Мы, конечно,
можем похвалиться тем, что продажи ножей Fassco в этом году удалось
увеличить в 3,5 раза. Как всегда, выбирали лучший продукт и не
ошиблись. Ножи изготавливаются в Германии, это и во многом определяет
их качество. Сейчас многие европейские производители перенесли свое
производство в Китай, что значительно снижает затраты, но вот их
качество пока сильно уступает.
А так, нового ничего на рынке не происходит. Если говорить о нашем
основном бизнесе - продаже пластин, то он растет, но темпы роста не
такие, как в прошлом году.
ГАРТ: Растет за счет увеличения продаж пластин для СТР?
Н. С.: Да. На рынке наблюдается стабилизация. Если говорить о
традиционных пластинах, то у нас есть небольшой рост объемов продаж.
Он составляет 15%, что меньше, чем в прошлом году. Например, книжные
типографии практически не наращивают объемы закупок пластин. А вот
потребление пластин журнальными типографиями растет высокими темпами.
Средние и малые коммерческие типографии находятся посередине. Если бы
меня в прошлом году спросили о том, каким будет рост по традиционным
пластинам в этом году, я оценила бы его в 25%. Сегодня можно с
уверенностью сказать, что такого не будет.
Что касается пластин для СТР, то наши объемы растут за счет клиентов,
которые приобретают в «ЯМ Интернешнл» системы СТР FujiFilm, а еще год
назад мы наращивали обороты за счет владельцев СТР Creo и AGFA.
ГАРТ: Успехи вашей компании по продаже систем СТР в этом году известны,
но прогнозы других о том, что в 2005 г. в России будет установлено не
менее 100 систем не оправдываются?
Н. С.: Наша компания уже установила в этом году 14 систем. Продажи
фиолетовых фотополимерных систем СТР уверенно растут по всему миру.
FujiFilm несколько месяцев назад объявила о поставке тысячной такой
системы. На российском рынке, скорее всего, какого-то общего прорыва в
поставках систем СТР в этом году не будет, но новые установки есть, и
не только у нас, так что объем потребления пластин для CTP, видимо,
существенно вырастет.
ГАРТ: В начале этого года все поставщики материалов сошлись в том, что
объем потребления пластин для СТР в 2004 г. был около 1 млн м2. Потом
появилась информация о том, что производители пластин экспортировали в
страны СНГ 2 млн м2. Как Вы считаете, где правда?
Н. С.: По нашим оценкам, в прошлом году типографии потребили даже не
миллион, а 800–900 тыс. м2. Что касается 2 млн м2 в прошлом году, то
такое количество пластин продать было просто некому. Как вариант,
можно предположить, что слишком много пластин оказалось на складах
поставщиков в расчете на что-то.
ГАРТ: А до какого объема вырастет потребление СТР-пластин, по Вашим
оценкам, в этом году? Будет 2 млн м2?
Н. С.: Я думаю - нет. Он составит скорее всего не более 1,5 млн. Наш
опыт говорит о том, что типография, которая приобрела систему СТР,
выходит на нормальное потребление пластин только через три–четыре
месяца. И, чтобы в этом году существенно вырос объем потребления
пластин для СТР, системы должны были быть установлены в начале и
середине лета. А этого не произошло.
ГАРТ: Но появляются, например, новые газетные типографии, которые
должны, предположительно, потреблять достаточно много пластин.
Н. С.: Число газетных типографий растет, но, насколько мне известно,
количество газет увеличивается не такими высокими темпами. Издатели
просто переходят из одной типографии в другую, потом либо возвращаются
обратно, либо нет... Мы много общаемся с крупнейшими газетными
типографиями, и эта информация от них.
ГАРТ: Сколько у вас на сегодня клиентов, которые покупают пластины для
СТР?
Н. С.: Больше 50. Их потребление - от 300 до 7–8 тыс. м2 в месяц.
ГАРТ: «ЯМ Интернешнл» остается крупнейшим продавцом на российском
рынке?
Н. С.: Видимо, да. Если исходить из предполагаемых 900 тыс. м2 в
прошлом году, наша доля составила более 45%. Структура продаж пластин
меняется. В нашем объеме фиолетовые фотополимерные и термальные
пластины имеют сегодня равные доли.
ГАРТ: На российском рынке у «ЯМ Интернешнл» особая позиция. Вы -
эксклюзивный дилер FujiFilm, а у двух других крупнейших производителей
пластин десятки дилеров.
Н. С.: Здесь вопрос не только эксклюзива, но еще и качества. Кроме
этого, необходима хорошая система продаж, которая у нас создана.
ГАРТ: Некоторые поставщики жалуются на то, что производители офсетных
пластин увеличивают сроки производства и даже планируют повышать цены
на СТР-пластины.
Н. С.: У FujiFilm сроки производства сокращаются. К запуску готовится
третья линия по производству пластин в Голландии. К середине
следующего года сроки производства могут сократиться до трех–четырех
недель. Никакой информации о повышении цен мы не имеем.
ГАРТ: Как развивается рынок фиолетовых фотополимерных пластин? Там
ведь должны уже активно играть поставщики AGFA/Lastra и, может быть,
Kodak?
Н. С.: Фиолетовые пластины AGFA активно поставляются в газетные
типографии. Фиолетовых фотополимерных пластин Kodak пока на российском
рынке нет, хотя отдельные типографии говорят, что им должны привезти
их на тестирование. Кто-то обещал показать эти пластины на «ПолиграфИнтере».
Это хорошо для продвижения наших систем СТР, ведь еще год назад
реально такие пластины поставляли только мы.
ГАРТ: Что с другими расходными материалами? Как жизнь на рынке
листовых красок?
Н. С.: Мы поставляем голландские краски VanSon. Можно сказать, что
объем наших продаж в этом сегменте стабилен. Просто это для нас не
является основным бизнесом.
ГАРТ: А продажи химии?
Н. С.: Это хороший бизнес, и у нас за год объем продаж химии вырос
практически в два раза. В основном за счет крупных производств,
оснащенных рулонными машинами. Химия Fuji Hunt, которую мы поставляем,
рекомендована в инструкциях по печатным машинам первой строкой всеми
ведущими производителями рулонных машин.
Есть планы заняться поставкой лаков. У Fuji Hunt в прошлом году
появилась в ассортименте линейка лаков для всех способов печати.
Сначала собираемся детально разобраться в этом вопросе, протестировать
свои материалы и материалы конкурентов. Для того, чтобы правильно
представить рынку наши продукты и научиться их грамотно применять.
Ищем хороших специалистов-технологов для усиления нашей
технологической группы.
ГАРТ: А сколько на сегодняшний день сотрудников в отделе расходных
материалов?
Н. С.: Если считать со складом, то 25 человек. Из них технологическая
группа - три высококвалифицированных специалиста, и мы планируем взять
еще трех.
У любой типографии возникает очень много технологических вопросов.
Порой они дилетантские, реже возникают очень непростые. И каждый
необходимо решать. Любым технологическим вопросам мы уделяем массу
времени, и принципиальная позиция компании - не жалеть ресурсов на
усиление технологической поддержки наших клиентов.
ГАРТ: Есть еще офсетные полотна?
Н. С.: Мы продаем японские полотна фирмы Meiji, но предпочитаем
заказывать их уже с планками. Получается немного дороже, зато качество
гарантировано. Приходилось пару раз обращаться к коллегам-конкурентам,
которые сами клеят планки здесь. Качество у них оказалось не самым
лучшим.
Вообще, бизнес с полотнами усложняется тем, что никто не знает объем
российского рынка. Мы прикидывали сами. Получилось где-то 60–65 тыс.
м2 в год. А есть некоторые поставщики, которые говорят об объеме в 200
и даже больше тыс. м2. Цифры нереальные.
Почему бы ГАРТу не заняться этим вопросом? Вообще, мы за то, чтобы
кто-то независимый подсчитал реальные объемы российского рынка
расходных материалов. Всем поставщикам это необходимо. Я полагаю, ГАРТ
наилучшим образом подходит для этого. Не знаю, как другие, но «ЯМ
Интернешнл» свои объемы продаж вам бы предоставил.
ГАРТ: Хорошо, мы попробуем посоветоваться с «другими» :-)