|
Михаил
БЫЧКОВ
«Гейдельберг СНГ»
Руководитель отдела дилерских продаж |
ГАРТ: Михаил, как идут продажи
материалов?
М. Б.: У нас все стабильно хорошо, в этом году ожидаем прирост объема
продаж на 15–20%.
ГАРТ: А в каком соотношении объем делится между «Гейдельберг СНГ» и
его дилерами?
М. Б.: По результатам прошлого финансового года, около 65% материалов
продано дилерами. Система продаж компании «Гейдельберг СНГ» была
изменена два года назад, менеджеры по продажам расходных материалов
работают с определенными категориями клиентов. Можно сказать, что
структура нашей компании ориентирована на потребности и задачи
клиентов.
ГАРТ: Интересно, а какая доля оборота по расходным материалам
приходится на покупателей печатных машин Heidelberg?
М. Б.: Вы знаете, точно такой же вопрос нам недавно задал головной
офис. Не буду называть цифру, она не показательна.
ГАРТ: А в каких направлениях идет развитие?
М. Б.: Основные направления развития продаж расходных материалов в
нашей компании - это оптимизация и повышение эффективности нашей
ассортиментной и ценовой политики. Мы, например, стали поставлять
бразильские офсетные пластины фирмы IBF - и традиционные, и термальные.
Достигнутый результат превысил первоначальные ожидания - прогноз на
год был выполнен за четыре месяца!
ГАРТ: Что, такие недорогие пластины?
М. Б.: Нет. Мы их продаем по рыночным ценам. Я считаю, что попытки
вывода новых продуктов на рынок за счет низкой цены - дорога в «никуда».
В торговле расходными материалами самое важное - поддерживать на
складе полный ассортимент, особенно если говорить о продажах в
российских регионах. Отсутствие материалов на складе в нужный момент
не может быть компенсировано никакими прочими конкурентными
преимуществами. Кстати, и наши немецкие коллеги считают, что у
успешного поставщика расходных материалов должно быть все, всегда и «на
любой вкус».
ГАРТ: Возвращаясь к бразильским пластинам. Видимо, непросто работать с
таким далеким производителем?
М. Б.: Другие региональные представительства Heidelberg в Европе давно
и успешно работают с IBF. Вопрос логистики - это в основном вопрос
финансовых возможностей. Не каждый поставщик может позволить себе «заморозить»
значительную сумму денег.
ГАРТ: Если говорить о рынке офсетных пластин, то их импорт в первом
полугодии 2005 г. существенно вырос. Видимо, поставщики делают запасы?
М. Б.: При анализе рынка мы склонны оперировать цифрами реальных
продаж, а не таможенных данных, которые, на мой взгляд, говорят скорее
о потенциальных возможностях поставщиков материалов.
ГАРТ: Вы поставляете пластины различных производителей?
М. Б.: Да, у нас в ассортименте Kodak, AGFA, Lastra и IBF.
ГАРТ: В Kodak идет серьезная перестройка, которая коснулась и
российского рынка.
М. Б.: Пока о результатах этой перестройки на российском рынке судить
рано. Что касается изменений, то самые интересные происходят сейчас на
рынке красок. Причем, я полагаю, они могут привести к кардинальному
изменению системы продаж всего рынка расходных материалов. Типографий
в России не так много, а для работы с дилерами в регионах будет
достаточно и небольшого представительства, и многоуровневая система
дистрибуции может оказаться неэффективной.
ГАРТ: Возможно, но нужно ли это представительству? Ведь ему придется
иметь свою таможенную службу, менеджеров по продажам, которые будут
работать с дилерами и крупными потребителями материалов. А это десятки
сотрудников.
М. Б.: Я полагаю, что указанные функции логистики большинство
поставщиков расходных материалов возлагает на специалистов, которые не
входят в состав их компаний. А по опыту нашей компании, можно работать
эффективно, не раздувая штат менеджеров по продажам даже до 10 человек.
Что касается производителей, которые теперь входят в группу XSYS, то
при грамотном подходе руководства XSYS ситуация на российском рынке
печатных красок может существенно измениться в пользу этих компаний.
ГАРТ: В результате всех объединений и размежеваний «Гейдельберг СНГ»
оказался эксклюзивным поставщиком красок марки К+Е?
М. Б.: Да, и продажи красок являются для компании одним из
приоритетных направлений. Их доля в обороте составляет 25%.
ГАРТ: Основной спрос приходится на краски для листового офсета?
М. Б.: Пока - да. При этом есть несколько крупных журнальных проектов,
за которые мы боремся. И если победим, то объемы продаж красок для
рулонной офсетной печати у нас будут сопоставимы с листовыми.
ГАРТ: УФ-краски продаются?
М. Б.: В нашем объеме продаж их долю пока нельзя назвать значительной.
Это очень интересный, быстроразвивающийся рынок. УФ-краски K+E уже
заслужили отличную репутацию, несмотря на то, что они находятся в
дорогом ценовом сегменте. По результатам переговоров с производителем,
на «ПолиграфИнтере» мы предложим клиентам новые интересные условия.
ГАРТ: Вообще много планов на эту выставку?
М. Б.: Есть планы по продвижению продукции новых производителей, чтобы
у российских типографий была альтернатива. Представим новый каталог
расходных материалов, будем проводить ежедневные технологические
семинары.
ГАРТ: С точки зрения технологической поддержки, у «Гейдельберг СНГ»,
видимо, очень большие возможности?
М. Б.: Да. Тем не менее, мы продолжаем осуществлять инвестиции в
повышение уровня квалификации и продавцов, и технологов.
Технологическую поддержку мы будем усиливать - появляются новые
продукты и развиваются существующие технологии.
«Гейдельберг СНГ» проводит обучение специалистов из компаний-дилеров.
Для них квалифицированные специалисты-технологи - капитал, который не
сразу окупается, но инвестиции в него делать необходимо.
ГАРТ: Какова доля ваших продаж в регионах?
М. Б.: На Москву и СПб приходится приблизительно половина объема, и мы
планируем усиливать свои позиции в регионах. Заключили контракт с
дилером в Красноярске, еще один дилер, по всей видимости, появится в
Поволжье.
ГАРТ: А сколько их всего на сегодняшний день?
М. Б.: Пока 15. У нас есть определенные требования к партнерам,
договор предусматривает испытательный срок. По опыту состоявшихся
дилеров нашей компании, за несколько лет совместной работы они не
только добились финансового успеха, но и способны осуществлять
инвестиции в свой бизнес, развивать дополнительный сервис. Сейчас в
СПб и Ростове-на-Дону наши партнеры устанавливают большие станции для
смешивания листовых офсетных красок.
ГАРТ: Большие станции? С 200-литровыми бочками?
М. Б.: Ваше удивление понятно, но устанавливаемые станции способны
обеспечивать и большую производительность, и высокое качество при
любой структуре заказов.
Кроме того, установка такой станции позволяет получить дополнительных
клиентов не только в сегменте смесевых красок. Очень показателен
пример с оборудованием для заточки ножей. Как только наши дилеры стали
устанавливать у себя такое оборудование, у них увеличился рост продаж
расходных материалов, не имеющих отношения к резальным машинам. Для
нас это большой успех.
ГАРТ: Интересно, а как идут дела на рынке офсетных полотен?
М. Б.: У нас - неплохо: их доля в объеме поставок составляет 12%. В
прошлом финансовом году продано около 19 тыс. м2. Объем делится между
продукцией Day International, чья доля - около четверти, и полотнами
фирмы Phoenix.
ГАРТ: Как дела на рынке химии?
М. Б.: «Гейдельберг СНГ» предлагает химию Varn и Boettcher. Объемы
продаж второй существенно больше.
ГАРТ: Она дешевле или лучше?
М. Б.: Химии Boettcher продается больше, видимо, потому, что мы
поставляем еще и валики. Логично покупать и валики, и химию одного
производителя. Что касается того, лучше или хуже, - ни Varn, ни
Boettcher не производят первичных компонентов для химии, а занимаются
только смешиванием. Как и рестораны, которые покупают продукты у одних
и тех же поставщиков. Только результат существенно зависит от
шеф-повара.