|
Андрей
АРТЕМОВ
Представительство Day International
Генеральный
директор |
ГАРТ: Андрей, сколько лет
работает российское представительство Day International?
А. А.: Больше десяти. Основной бизнес для нас - продажа офсетных
полотен Day. Кроме того, мы поставляем химию и другие материалы, а
также краски для листового офсета.
ГАРТ: Day - крупнейший производитель офсетных полотен?
А. А.: Да. Это абсолютный лидер. В США ему принадлежит 40% рынка. В
европейских странах доли разные, но существенные. Компании в этом году
исполнилось 100 лет, а первое офсетное полотно было создано еще в 1946
г.
ГАРТ: Интересно, а много во всем мире производителей
высококачественных офсетных полотен?
А. А.: Их больше десятка - американские, немецкие, японские...
Конкуренция достаточно высокая.
ГАРТ: На российском рынке сегодня, видимо, тоже. Десять лет назад было
проще?
А. А.: Конкурентов было, конечно, существенно меньше. На рынке
присутствовали полотна Vulcan еще одной американской фирмы, ну и
Уфимский завод, который в 70-х приобрел у Day International - тогда
еще наша компания называлась Dayco - лицензию на производство офсетных
полотен.
Но постепенно подтянулись и другие поставщики, так что сегодня
конкуренция высокая, а цены - низкие. Суперприбыльным этот бизнес не
назовешь.
ГАРТ: У вас производство здесь? Режете полотна, приклеиваете планки?
А. А.: Да. У нас полный «джентельменский набор» необходимого
оборудования. Есть даже установка, разработанная специалистами Day
совместно с одним из немецких производителей печатных машин. С ее
помощью мы проверяем качество приклеивания планок к полотну. Следим за
конкурентами, что у них хорошо получается, а что - не очень. Сейчас
лето, но производство у нас загружено на две недели вперед.
ГАРТ: Клиенты в основном большие и очень большие?
А. А.: Мы работаем со многими крупными типографиями.
ГАРТ: С полотнами для рулонных машин есть какие-то трудности?
А. А.: Их изготовление сложнее, чем резины для листовой печати, и
многие поставщики декларируют, что они могут делать такие полотна. Но
в некоторых случаях это только слова. Например, Day - единственная
компания, которая производит бесшовные офсетные полотна - Sleeves -
для рулонных машин Sunday. Это эксклюзивное соглашение между
Heidelberg и Day.
ГАРТ: То есть «Алмаз-Пресс» и «Пушкинская площадь» вынуждены работать
с вами?
А. А.: Да, но «вынуждены», мне кажется, не совсем правильно
характеризует наши взаимоотношения. Они просто работают на наших
полотнах, и, по их отзывам, все не так плохо. Сошлюсь на Сергея
Власова, исполнительного директора «Алмаз-Пресс»: тиражестойкость
полотен Sleeves огромная - около 20 млн оттисков. Поэтому влияние цены
полотен на себестоимость продукции просто ничтожна.
ГАРТ: Доля Day International на российском рынке офсетных полотен
весьма существенна?
А. А.: По нашим оценкам - да. Мы сами и наши дилеры продали в прошлом
году около 25 тыс. м2 офсетных полотен. Поставщики оценивают емкость
российского рынка по-разному. Наша оценка исходит из того, что когда в
70-х гг. в России строилось упомянутое выше производство офсетных
полотен, его планируемые мощности были около 80 тыс. м2 в год. С тех
пор рынок резины сначала очень сильно уменьшился в связи с распадом
СССР, потом, конечно, вырос, но на сколько - никто не знает. По нашим
оценкам, сегодня он составляет 55–60 тыс. м2 в год. У других
поставщиков есть представление, что рынок больше.
ГАРТ: Никто не может ответить на простой вопрос, что такое качество
офсетного полотна и в чем оно измеряется.
А. А.: Вопрос не такой простой. Для каждого предприятия критерии свои.
У одних - краскопередача, у других - промежутки между смывками, у
третьих - возможность переходить с формата на формат. Очень важна
тиражеустойчивость полотна. Могу привести пример: типография «Гознака»
проводит испытание наших полотен «Дей Графика 3610».
Тиражеустойчивость полотен, которые они используют сегодня - 1,6 млн
оттисков, а наши отработали уже 2,5 млн и печатают дальше. Но, тем не
менее, есть типографии, для которых решающим является только один
параметр - цена. Так выбирать проще всего, но, по-моему, это
неправильно.
Например, если говорить о химии, то переход с концентрата увлажнения
фирмы «Х» на концентрат Jornal Fount фирмы Varn позволяет в «Новой
типографии» в СПб экономить 1 тыс. тетрадей при каждом запуске машины.
У Day International есть специальные офсетные полотна, которые надо
реже смывать. Не нужно лишний раз останавливать машину. Это
существенно большая экономия денег, чем закупка недорогих материалов.
ГАРТ: А чем отличаются по экономике смывки?
А. А.: Точно тем же. При использовании более дорогой, но существенно
более эффективной смывки для резины печатник выбирает соответствующую
программу, и комплект резин на листовой машине смывается за 20 секунд.
А при использовании дешевой химии - за 40 с, и при этом расход смывки
будет больше.
ГАРТ: То есть типографии, имеющие современные печатные машины, пока
еще не научились оценивать экономическую эффективность недешевых
материалов?
А. А.: Да, чаще всего именно так. Но даже если нет экономической
эффективности, более дорогие расходные материалы всегда имеют
преимущества над дешевыми. Есть, например, воднодисперсионные лаки.
ГАРТ, кстати, об этом рынке никогда не писал. Сам рынок общими
усилиями поставщиков убит, но лаки все разные. Хорошие - устойчивы к
истиранию, имеют больший глянец, не имеют запаха...
ГАРТ: Но большинство из экономических и неэкономических преимуществ
реализуются только на современных офсетных печатных машинах?
А. А.: Да, мы даже и не пытаемся продавать наши материалы владельцам
Планет и Доминатов. Возможно, это ошибка, но такова сегодняшняя
ситуация.
ГАРТ: Как идут дела на рынке листовых красок?
А. А.: Если говорить о красках, то мы поставляем их не так много - это
листовые краски фирмы Epple из премиум-сегмента. Вообще, этот рынок
находится в плачевном состоянии.
ГАРТ: Происходят всевозможные расширения, слияния и поглощения между
производителями красок. В этой ситуации небольшим компаниям, таким,
как Epple, работать, видимо, не очень легко?
А. А.: Я считаю, что в сегменте дорогих листовых красок у Epple лучшие
в мире продукты. Ближайший конкурент по качеству - это Huber. Несмотря
на то, что Epple - компания небольшая, благодаря ее опыту и знаниям у
нее построен очень прибыльный бизнес. Я это точно знаю. Кроме
традиционных офсетных есть актуальные сегодня УФ- и гибридные краски.
Epple - один из самых активных игроков на новом высокодоходном рынке,
который в скором времени начнет развиваться очень высокими темпами и в
России.
ГАРТ: Что касается химии. Вы продаете материалы конкурентов, а сами
химией Varn не занимаетесь?
А. А.: Мы наблюдаем за тем, как идут продажи химии Varn, стараемся
оказывать помощь официальным дилерам. История, конечно, получилась
интересная. Когда мы начинали, решили, что надо поставлять не только
полотна, но и смывки для них. Выбрали поставщика - немецкую компанию
DS, которая находится буквально на соседней улице с Day в Германии.
Тогда Varn был конкурентом. Прошло несколько лет, фирма DS была
приобретена компанией Fuji Hunt, а четыре года назад Day International
приобрел компанию Varn. И мы оказались в таком странном положении.
ГАРТ: Ну так, может, надо продавать Varn?
А. А.: Убедили. Так и сделаем. Останется DS и появится Varn. О DS хочу
сказать особо. Мы десять лет раскручивали это имя на российском рынке.
Правда, после того, как она вошла в Fuji Hunt, начались некоторые
неприятные процессы. Мы из эксклюзивного дилера сначала превратились в
неэксклюзивного, а сегодня количество и официальных, и «серых» дилеров
этой фирмы просто зашкаливает. Тем не менее, для нас химия является
очень интересным сектором рынка, и уходить с него мы не собираемся.
ГАРТ: Как развивается российский рынок в этом году, что говорят
типографии?
А. А.: Мне кажется, что в сегментах, где мы работаем, идет нормальное
развитие. Типографии говорят, конечно, о сезонном спаде, но наши
объемы продаж в этом году немного выросли. По офсетным полотнам - на
10%, по химии - на 5%. В красках у нас как бы второй старт, и
результаты могут превзойти все ожидания. Мы достаточно много
материалов продаем через дилеров, у них тоже растут объемы. Так что в
целом все нормально.