|
Евгений
Евгеньевич СЛИНЯКОВ
«Промис»
(Нижний Новгород)
Генеральный директор |
ГАРТ: Евгений Евгеньевич, на чем
специализируется ваше предприятие?
Е. С.: Основная наша специализация - производство высококачественной
картонной упаковки для фармацевтической, косметической и парфюмерной
продукции.
ГАРТ: Почему именно для этой продукции?
Е. С.: Так сложилось исторически. Одним из акционеров ОАО «Промис»
является «Нижфарм» - компания, входящая в пятерку крупнейших
российских производителей лекарственных препаратов. Она является
лидером по внедрению современных технологий, имеет сертификат ISO 9001
и предъявляет соответствующие требования к своим поставщикам. В том
числе и серьезные требования к упаковке, которые год от года все более
ужесточаются. С другими заказчиками фармацевтической упаковки нам
работать немного легче, но они тоже постепенно подтягиваются к уровню
требований «Нижфарма». А мы уже знаем, что они попросят в следующем
году.
Из-за того, что раскрои фармацевтических упаковок имеют малые размеры,
а тиражи обычно не самые большие, оптимальным форматом печатной машины,
на наш взгляд, является 52х74, а для выпуска большой упаковки
полуформатные печатные машины - не лучший вариант.
ГАРТ: Фармупаковка сильно отличается от «обычной»?
Е. С.: Определенная специфика в производстве упаковки для медицинских
препаратов есть. Этот бизнес требует особой точности, особого
отношения. Крупные фармпредприятия используют автоматические линии.
Например, в кондитерской промышленности большая часть продуктов
фасуется вручную.
Ведущие фармпредприятия такие, как «Нижфарм», «Уфа-Вита» («Фармстандарт»),
«Отечественные лекарства» используют для фасовки современные
высокоскоростные линии, отсюда и требования к упаковке. Если на
скоростном автомате упаковка не пошла, скажем, не успела раскрыться,
то фармпредприятия несут дополнительные издержки, которые часто
перекладывают на нас. Например, при подготовке оригинала-макета
упаковки никто не заметил ошибку, а партия препаратов была упакована и
отправлена в аптеки, если при проверке эта ошибка обнаружится - вся
партия будет возвращена. Нам придется не только перепечатывать
упаковку, но и оплачивать все дополнительные расходы по
транспортировке и переупаковке.
Фармацевтическая упаковка лишь на первый взгляд несложная. Она не
только должна соответствовать макету, но и иметь правильную геометрию,
биговку на необходимую глубину, должна быть хорошо склеена, чтобы
раскрывалась легко, «без щелчка». Основная трудность, на наш взгляд, в
послепечатных операциях: высечка и склейка.
ГАРТ: Интересно, а какое у вас послепечатной оборудование?
Е. С.: У нас машины разных производителей: есть немецкие и китайские
вырубные прессы, а также немецкая и швейцарская линия для склейки.
Например, швейцарская линия работает очень хорошо, но решение проблем
с поставкой запасных частей занимает два месяца. Планируем приобрести
еще машины (но только не этой швейцарской фирмы), покупаем сейчас
пресс для высечки с автоматическим удалением облоя.
ГАРТ: Печатные машины у вас, видимо, КБА?
Е. С.: У нас на сегодня три листовые полуформатные машины этой фирмы:
четырехкрасочная Rapida 74-4, пятикрасочная Rapida 74-5+L с секцией
лакирования и двухкрасочная Rapida SRO. КБА - очень гибкая компания,
именно поэтому мы ее и выбрали. Для сравнения: мы отправляем в КБА
номер запасной части по каталогу, а через два–три дня она уже у нас. В
ближайшие годы, если уровень сервиса будет тот же, то КБА останется
для нас главным поставщиком печатного оборудования.
ГАРТ: Интересно, а в Нижнем у вас есть другие заказчики, кроме «Нижфарма»?
Е. С.: Есть. Мы печатаем некоторые виды упаковки для таких брэндов,
как Gallina Blanca и Wella. У этих компаний работают производства в
нашей области. Хотя Gallina Blanca и Wella заказывают большую часть
упаковки в СПб и Москве, мы получаем регулярные заказы, так как
выполняем их оперативно.
Тем не менее, в общем объеме производства доля фармупаковки у нас
составляет 85%. Нашими услугами пользуются крупнейшие российские
производители препаратов, но доля «Нижфарма» в объеме производства «Промис»
остается очень большой и составляет порядка 40%.
ГАРТ: Конкурентов много?
Е. С.: Если говорить о специалистах на очень узком рынке
фармацевтической упаковки, то не очень. Мы стараемся встречаться,
общаться и согласовывать действия с нашими коллегами.
ГАРТ: Но теоретически такую простую упаковку может сделать любое
крупное предприятие, которое занимается производством упаковки из
картона. Они не ввязываются в это, потому что объемы невелики?
Е. С.: Теоретически - они могут это сделать. Но для них объемы этого
рынка не так интересны, как, например, пищевая упаковка. Им нужны
десятки тонн картона. На этом рынке таких объемов нет, а требования
очень высокие. Со следующего года они еще больше ужесточатся. Мы к
этому готовимся - заказали необходимые дополнительные недешевые опции
к оборудованию для склейки. Такие опции обычному упаковщику, который
привык заниматься рядовой продукцией, обходятся дорого, а окупятся не
скоро. Поэтому немногие типографии будут готовы к новым требованиям
фармпроизводителей.
С точки зрения прибыльности - тоже особых преимуществ нет. Приходится
за те же деньги изготавливать упаковку с дополнительными требованиями.
ГАРТ: Но кто-то из крупных производителей упаковки все-таки работает
на этом рынке?
Е. С.: Да, некоторые работают. Причем они на несколько лет с него ушли,
но некоторое время назад стали «присматриваться обратно». Видимо, в «большой»
упаковке не все так хорошо. Мы, конечно, по их меркам, предприятие
небольшое, но успешно конкурируем за счет узкой специализации.
ГАРТ: А производственные площади у вас большие?
Е. С.: Здесь у нас производство занимает 1,5 тыс. м2. Этого
катастрофически не хватает, и я несколько лет занимался поиском
подходящего помещения. Сейчас в Нижнем очень большая проблема с
производственными и складскими помещениями.
ГАРТ: Но говорят, что здесь много зданий, которые можно приобрести за
не очень большие деньги?
Е. С.: Так было три года назад. Сегодня приобрести помещения в Нижнем
Новгороде очень сложно. Если кто-то говорит, что это просто, то он,
видимо, этим вопросом серьезно не занимался. В городе вроде бы много
помещений, но так просто взять и купить промышленное здание
практически невозможно. Нам повезло, мы нашли подходящее здание и не
так далеко от этого.
Можно, конечно, купить недорогую площадку за городом и построить там
современное одноуровневое здание для типографии. Но там не будет
коммуникаций: ни электричества, ни воды, ни газа. Когда все
подсчитаешь, становится ясно, что получится не так дешево, как кажется
на первый взгляд. Причем на все потребуются согласования, а на это
надо много времени.
В итоге мы нашли здание, реконструкция которого займет около года, и
это окажется быстрее и дешевле, чем строить новый корпус в чистом поле.
Производство будет занимать 4 тыс. м2. Плюс еще склад и офисная часть.
ГАРТ: Площади очень большие. Планируете развиваться дальше?
Е. С.: Да, у нас сейчас новая задача - производство пластиковой
упаковки для тех же фармпредприятий. Можно делать пластиковые баночки,
корэксы. Простор большой, тары, которая необходима для производства
лекарств, очень много. Конкуренция в этом сегменте достаточно высокая,
но производители препаратов хотят работать с проверенными компаниями.
ГАРТ: А рынок картонной упаковки вам все еще интересен?
Е. С.: Да, я считаю, что российским производителям упаковки необходимо
создавать свою собственную ассоциацию. Общаться, договариваться об
общей ценовой политике. Времена высоких прибылей прошли, сегодня надо
все очень точно считать. У нас, например, по результатам прошлого года
рентабельность продаж составила 12%. Она снизилась по сравнению с 2003
г. Мы не смогли повысить цены на свою продукцию, как планировали на
10–12%, а инфляция составляет более 10% в год поэтому рентабельность
продаж падает год от года. Была бы ассоциация - можно было
договориться между собой и держать адекватные рыночные цены.
ГАРТ: Интересно, а как вы считаете себестоимость производства? У всех
типографий разные подходы.
Е. С.: У нас есть собственная «доморощенная» система на базе 1С. С
переездом в новое здание перейдем на новую версию системы, внедрением
которой сейчас занимается «Апрель-Софт». 1С планируем установить на
каждом рабочем месте, у каждой машины - компьютеры, чтобы исполнитель
сам вводил необходимую информацию по работе с заказом. Я считаю, что
сегодня оптимизация и повышение эффективности производства - главный
резерв для увеличения прибыльности типографии, работающей в сегменте
упаковки, этикетки или рекламной продукции.