|
Михаил
Геннадьевич НИКИТИН
ФГУИПП «Нижполиграф» (Нижний Новгород)
Директор |
ГАРТ: Михаил Геннадьевич, «Нижполиграфу» уже более
80 лет, это одно из крупнейших предприятий отрасли. Что вы выпускаете
сегодня ?
М. Н.: Исторически «Нижполиграф» выпускал и газеты, и книги. В
доперестроечные времена печатали идеологические газеты и сочинения
классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов партии. Мы и теперь
активно работаем и на газетном, и на книжном рынках.
ГАРТ: Интересно, а кто у вас размещает заказы на книги?
М. Н.: Практически все крупнейшие российские книжные издательства,
большинство из Москвы. Максимум, которого достигала типография во
время книжного бума в начале 90-х гг.- около 900 тыс. книг в месяц.
Тогда тиражи были громадные.
Потом начался спад. Изменились цены на услуги и существенно
сократились тиражи. Последнее - мировая тенденция. Мы на сегодняшний
день предлагаем оперативное производство высококачественных книг
любыми тиражами (от 3 тыс. экз.) Беремся даже за тиражи в 1 тыс. экз.
Правда, недавно привезли из Москвы заказ на книгу - 250 тыс. экз. Это
очень редкий и выгодный для нас заказ.
ГАРТ: Объем книжного производства сократился по сравнению с 90-ми?
М. Н.: Нет, наоборот. В 2003 г. мы поставили себе целью выпускать 1
млн книг в месяц и в 2004 г. этой цели достигли. На 2005 г. у нас план
- 1,2 млн книг в переплете в месяц. И мы его выполняем. Кроме того,
выпускаем много брошюр.
ГАРТ: Какое у вас оборудование для производства книг?
М. Н.: У нас шесть рулонных офсетных машин и все необходимое
отделочное оборудование, включая две линии по производству книг.
Мощности вполне приличные.
ГАРТ: Но этому оборудованию уже много лет?
М. Н.: Да, немало, но линии для производства книг мы модифицируем.
Приобрели новую трехстороннюю резальную машину для одной из линий,
дополнили ее также устройством для формирования книжных блоков.
Заказчикам необходимо качество, и мы делаем все для его повышения.
ГАРТ: А цветных книг много?
М. Н.: Нет, не очень. Заказы на такие книги обычно разовые. Мы их
печатаем на листовых машинах, которых у нас тоже было шесть. В прошлом
году приобрели пятикрасочный полуформатный Roland 205 для печати
обложек. Рыбинская фирма «Формат» сделала нам капитальный ремонт одной
из наших «Планет». Мне очень понравился результат.
ГАРТ: А газетный бизнес еще жив?
М. Н.: Да, причем мы работаем не только с нижегородскими заказчиками.
Печатаем газеты для Владимира и Чебоксар, а также все центральные
газеты, кроме «Комсомольской правды». Издаем и печатаем свою
собственную газету «Студия-НН». Но в Нижнем есть несколько конкурентов
- не все так просто.
ГАРТ: Есть еще районные газеты?
М. Н.: Мы ими не занимаемся. Зато печатаем несколько собственных газет
крупных промышленных предприятий Нижегородской области.
ГАРТ: А газеты на чем печатаете?
М. Н.: У нас работает ПОГ-168, он обеспечивает печать газет с
красочностью 4+2. Для полноцветных газет мы сейчас покупаем рулонную
машину индийского производства. Она будет установлена в ноябре. Тогда
попробуем «дотянуться» и до Москвы.
ГАРТ: Систему СТР уже приобрели?
М. Н.: Как раз подписали контракт. Решили купить недорогую,
капстановую. Зато она закрывает все имеющиеся у нас форматы пластин,
включая ПОГ-168.
ГАРТ: Михаил Геннадьевич, производственные площади «Нижполиграфа» - 51
тыс. м2 в самом центре Нижнего Новгорода. Идет приватизация таких
предприятий. Может прийти инвестор, который решит закрыть
полиграфическое производство и переоборудовать все под торговый и
офисный центр?
М. Н.: Я не думаю, что так случится. Кто же тогда будет печатать здесь
центральные газеты? Кроме нас с этой задачей никто не справится. Даже
если кто-то очень захочет, потребуется несколько лет для того, чтобы
создать альтернативное производство или перевезти наше оборудование в
другое место. Кроме того, у нас на сегодня работают более 700 человек.
Их что, выгнать на улицу?
ГАРТ: Интересно, а сколько сегодня стоит аренда в центре Нижнего?
М. Н.: 20 долл. за м2 в месяц.
ГАРТ: Фактически столько же, сколько не в самых крутых районах
Москвы...
М. Н.: А чем мы хуже? Нижний Новгород - город достаточно дорогой, если
сравнивать с тем же Ульяновском, например.
ГАРТ: Если бы появился нормальный инвестор с деньгами, то чтобы Вы в
первую очередь сделали?
М. Н.: Вероятно, перевел бы все-таки производство на окраину Нижнего.
Я был в одной немецкой типографии, которая по всем правилам
размещается на окраине города: новые помещения, все на одном уровне.
Спросил у руководителя: как удалось так все организовать? Оказалось,
что еще некоторое время назад ситуация у них была аналогичная нашей.
Но они продали здания и земельный участок в центре города и этих денег
хватило на то, чтобы приобрести новый участок, построить здания и
купить новое оборудование для типографии. Это, конечно, идеальный
случай, но, я надеюсь, что у нас тоже так получится.
Кстати, из-за того, что предприятие находится в центре города, у нас
есть проблема с кадрами. Некоторые сотрудники тратят на дорогу в одну
сторону час и больше. По московским меркам это немного, а по нашим -
очень долго.
ГАРТ: А в номенклатуре заказов ничего менять не стали бы?
М. Н.: Я бы продолжил заниматься производством и газет, и книг. Это
достаточно сбалансированный бизнес. Когда «проседает» одно,
«поднимается» другое направление.
ГАРТ: Ситуация меняется, и прибыльность полиграфического бизнеса
становится не такой высокой, как раньше?
М. Н.: Полиграфия - бизнес выгодный, надо просто нормально работать.
Она всегда необходима и властям, и коммерческим предприятиям. Однако и
здесь бывают колебания. Это ведь не добыча газа или нефти. Можно,
конечно, сдать все в аренду и на это жить, но это бизнес временный, с
высокой конъюнктурой.
ГАРТ: Скажите, Михаил, тяжело руководить крупным полиграфическим
предприятием? Сколько часов в сутки приходится работать?
М. Н.: Простой эту работу не назовешь. Я пришел в «Нижполиграф» в 1986
г. механиком офсетного цеха, стал старшим механиком, потом главным.
После этого был назначен главным инженером. С марта 2000 г. -
директор. Знаний, приобретенных в Полиграфическом институте, конечно,
не хватало. Получил второе образование - закончил Высшую школу
экономики.
Работать приходится с 8 утра и, бывает, до упора, но я рад, что
работаю с таким замечательным коллективом, что в трудном обновлении
есть частица и моего труда, что мы вместе можем смело смотреть в
завтрашний день.