НОМЕР 6 ИЮНЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Алексей
Геннадьевич ФИЛАТОВ
«Санкт-Петербургская Образцовая типография» (СПб)
Генеральный директор
Егор Викторович АБАЛАКИН
«Санкт-Петербургская Образцовая типография» (СПб)
Директор
по маркетингу

ГАРТ: Алексей, мы давно с Вами не разговаривали. Последнее интервью было два года назад. Как жизнь на рынке производства картонной упаковки?

А. Ф.: Нельзя сказать, что на этом рынке все очень хорошо. По нашему мнению, рынок достиг зрелости. Резких изменений на нем уже не происходит, можно сказать, что он более или менее стабилен. Появляются новые потребители упаковки, как отечественные, так и западные. Но большого роста рынка нет.

ГАРТ: По нашим оценкам, импорт готовой картонной упаковки снижается, а доли разных стран перераспределяются.

А. Ф.: Может быть, он и снижается, но конкурировать с зарубежными производителями приходится много. Мы их чувствуем.

ГАРТ: Основные конкуренты с Украины?

Е. А.: В том числе, правда, по нашей информации, в последние месяцы они немного сдали свои позиции. Но есть производства упаковки и в других странах, в Словакии, например. И они делают много продукции для России.

ГАРТ: Кроме того, крупнейшие производители упаковки открывают свои производства в России...

А. Ф.: Есть те, кто открывает собственные производства, а есть и просто представительства крупнейших игроков, которые обслуживают мультинациональные брэнды по всему миру. Представительства заказывают упаковку в том числе и у нас - это неплохо. Некоторые из них планируют создавать здесь собственные типографии, другие - нет.

ГАРТ: Цены на упаковку на сегодняшнем рынке уже совсем низкие или это все еще высокодоходный бизнес?

Е. А.: Если говорить о рядовой упаковке, то прибыльность ее производства совсем низкая. И цены продолжают снижаться.

ГАРТ: Еще и новые типографии появляются и демпингуют?

А. Ф.: Я не могу сказать, что появляются новые производители упаковки, которые демпингуют, и от этого всем остальным становится плохо. Цены и так уже такие, что демпинговать можно только в минус. Сверхприбылей уже давно нет. Зрелость рынка заключается еще и в том, что заказчики стали куда более профессиональными, все всех знают.

Рынок, конечно, начинает переходить в стадию неценовой конкуренции, но это не означает, что цены на рынке растут. Клиентам очень важен сервис, оказываемый производителем упаковки.

ГАРТ: И что в него входит?

Е. А.: Сервисы, которые требуются заказчикам упаковки, самые разные, но локальный производитель для подавляющего большинства удобнее. Выше оперативность, нет необходимости заказывать упаковку на несколько месяцев вперед. Не нужно связываться с таможней и платить, кстати, пошлину и НДС при ввозе товара. Можно познакомиться с производством, пообщаться с дизайнерами и конструкторами, с технологическими специалистами. Заказчикам сегодня это необходимо.

ГАРТ: Наши коллеги привезли с китайской выставки картонную коробку, сделанную с использованием самых модных «наворотов». Кроме простых конгревного тиснения и тиснения фольгой в ней используется еще ламинирование голографической пленкой. И там магазины завалены недорогими товарами в такой упаковке. А есть ли в России заказчики на подобную продукцию или всем нужно, чтобы просто было «за 10 копеек»?

Е. А.: Есть, и их становится все больше. Если раньше всех заказчиков интересовала только цена, то сейчас рынок разделился. Есть продукты, для которых необходима простая утилитарная упаковка, а есть продукты из категории «премиум». Идет уже не только ценовая конкуренция, а конкуренция дизайнов и технологий. У нас есть все необходимое оборудование для того, чтобы делать эксклюзивную упаковку, включая упомянутое ламинирование различными пленками. Мы демонстрировали на «РосУпаке» каталог образцов такой продукции. Освоили и печать на лентикулярных пластиках. Их тоже модно сегодня использовать в дорогой упаковке.

ГАРТ: Считаете, что рост в сегменте «премиум» будет выше, чем в сегменте недорогой упаковки?

А. Ф.: Рост, конечно, выше. Правда, это совсем не означает, что в данном сегменте все легко, отсутствует конкуренция между типографиями и крутится очень много денег.

ГАРТ: Но все-таки из двух десятков крупных производителей упаковки в России лишь немногие типографии обладают набором оборудования, как у вас, чтобы конкурировать в сегменте «премиум»?

Е. А.: Да, их пока не так много.

ГАРТ: И какова у вас на сегодня доля рядовой упаковки?

Е. А.: 70–75%.

ГАРТ: Ключевым заказчиком на картонную упаковку для вашей типографии является фирма Henkel. Ее доля в объеме производства «Питерской Образцовой» составляет, видимо, 25–30%.

А. Ф.: Нет, конечно, она сегодня намного меньше. Это для нас ключевой клиент, но не единственный.

ГАРТ: Но коробки для стиральных порошков - одна из основных специализаций типографии?

А. Ф.: Мы просто давно ими занимаемся. Умеем делать уникальные для российского рынка вещи - изготавливаем пачки по технологии inlet-outlet, делаем коробки с пластиковыми ручками, коробки bag-in-box, есть и другие технологические know-how. Причем, все это делается не «на коленке», а в промышленных масштабах.

ГАРТ: Но потребители все больше покупают порошки в недорогой гибкой полимерной упаковке?

Е. А.: Такая тенденция в России есть. Но она, надеюсь, временная. В Скандинавии, например, все возвращаются на картон.

ГАРТ: А сухой этикеткой вы уже давно не занимаетесь?

А. Ф.: Некоторое время назад, когда оказалось, что картонная упаковка - бизнес существенно больший и более прибыльный, мы ушли с рынка этикетки. Правда, сегодня мы на него вновь посматриваем. Печатаем, например, вплавляемые этикетки и сухие этикетки из прозрачной пленки.

ГАРТ: Это все благодаря листовой офсетной УФ-печати?

Е. А.: Да. Просто появились новые материалы, которые позволяют печатать такую продукцию.

ГАРТ: Для прозрачных этикеток обычно используется самоклеящиеся пленки. Вы считаете, что есть рынок и для тех, которые будут наноситься на традиционных линиях, использующих клей?

Е. А.: Аппликаторы самоклеящихся этикеток есть пока далеко не у всех производителей напитков. И мы можем предложить продукт, который может использоваться в традиционных кассетных этикетировочных автоматах.

ГАРТ: Но аппликаторы для самоклейки проще и дешевле. Многие производители напитков переходят на них. Вы считаете, что сухая этикетка все еще будет использоваться в России?

Е. А.: Конечно, будет. Далеко не все производители переходят на самоклейку - новое оборудование, существенно более высокая цена самоклеящейся этикетки... Зачем, если есть нормальная линия для сухой этикетки?

ГАРТ: Получается, что печатать такие этикетки может практически любой владелец офсетной УФ-машины?

А. Ф.: Теоретически - да, но УФ-машин в России пока не так много. Конечно, их число может в ближайшее время существенно увеличиться, но новому владельцу такой машины потребуется достаточно много времени для того, чтобы освоить технологию. Так что пока конкуренции практически нет.

ГАРТ: В вашей типографии УФ-печать используется, видимо, не менее четырех лет?

А. Ф.: Мы привезли первую в России листовую офсетную УФ-машину еще в 2000 г. Это шестикрасочный Heidelberg Speedmaster SM102S с УФ-сушками. Недавно поменяли в ней сушки на более современные.

ГАРТ: Опыт работы у вас, конечно, очень большой по сравнению с типографиями, которые купили такие машины год или два назад.

Интересно, в связи с существенным ростом объема УФ-печати не планируете увеличивать производственные мощности?

А. Ф.: Это пока секрет, но мы его откроем. Будем менять нашу уникальную машину на еще более уникальную. Тоже шестикрасочный Speedmaster CD 102 с современной системой УФ-сушки Cool Cure, использующей жидкий азот. Эта технология позволит избежать нагревания и деформации материалов при отверждении красок. Будем устанавливать ее уже на новой территории, там теперь будет уже четыре полноформатные печатные машины.

ГАРТ: Вы имеете в виду упаковочное производстве в Старой Деревне?

А. Ф.: Да. У нас там продолжаются строительные работы. В ближайшее время будет сдан новый складской корпус площадью 3 тыс. м2 для хранения материалов и готовой продукции. Объемы производства растут, мы покупаем дополнительное оборудование. И печатное, и послепечатное. Так что расширение площади просто необходимо.

ГАРТ: Пора получать сертификат ISO 9000?

Е. А.: Да, пора. Работающие в России зарубежные потребители упаковки обычно интересуются наличием такого сертификата. Мы займемся его получением после того, как закончим строительство складского корпуса.

ГАРТ: Сколько же ваша типография перерабатывает картона в месяц?

А. Ф.: Сотни тонн.

ГАРТ: Кстати, а забастовка финских бумажников вас коснулась?

Е. А.: Да, коснулась, но мы перешли на другие картоны. Кстати, потребление финских картонов у нас было не таким большим. Так что все нормально.

ГАРТ: Интересно, «Санкт-Петербургская Образцовая» начиналась как рекламно-коммерческая типография. И сейчас у вас есть второе (в смысле первое) производство, которое занимается печатью такой продукции. Вы не собираетесь с этим закончить и полностью переключиться на упаковку?

Е. А.: Нет, ни в коем случае. Мы предполагаем развивать наше производство рекламной продукции.

ГАРТ: Но загружать достаточно большие производственные мощности рекламной продукцией сегодня не просто?

Е. А.: Не просто. Но у нас объемы производства рекламной продукции растут. Мощности, конечно, большие по питерским меркам, но возможности по отделке рекламной продукции - уникальные, которые мало кто в городе может предложить.

ГАРТ: Да, даже в Москве таких рекламных типографий практически нет, за исключением «Линии График». Но в СПб есть много небольших предприятий, которые выполняют достаточно качественные заказы, делают их по кооперации и все получается. Неужели продолжать работать на этом рынке имеет большой смысл?

Е. А.: Конечно, питерский рекламный рынок существенно меньше московского, и здесь есть достаточно много типографий. Но у нас заказы есть, и наше главное преимущество в том, что мы все делаем сами, оказываем клиентам полный сервис. Предлагаем самые модные отделочные операции, а для рекламного рынка это очень важно. Делаем все оперативно и с самым высоким качеством.  














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">























































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства