|
Евгений Юрьевич
БУТМАН
Холдинг ECS
Президент |
ГАРТ: Евгений, в начале июля стало известно о
слиянии активов компании Apostrof Print и группы HGS. Эта новость
стала весьма неожиданной для нашего достаточно стабильного в последнее
время российского рынка полиграфического оборудования. Не могли бы Вы
прокомментировать ее более подробно?
Е. Б.: Сделка на самом деле для сегодняшнего рынка уникальная, в ее
результате на российском рынке появляется крупнейший поставщик
полиграфического оборудования. Мы разослали официальный пресс-релиз по
поводу объединения. В нем есть вся необходимая информация, но я могу
дать некоторые комментарии по интересующим Вас вопросам. Основная идея
в том, что Apostrof Print и группа HGS имеет теперь одинаковую
структуру акционеров, но управление объединенной компанией передается
нашей команде.
Представителем акционеров HGS в совете директоров объединенной
компании является Я. Г. Соскин. Доли акционеров я раскрывать не могу.
ГАРТ: В первую очередь интересен вопрос, зачем эта сделка была
необходима входящей в холдинг ECS компании Apostrof Print?
Е. Б.: Мы уже давно поняли, что нормальное развитие компании,
работающей на рынке полиграфического оборудования невозможно, если она
не имеет полной линейки оборудования, начиная с печатных машин для
малых типографий и заканчивая решениями для самых крупных
полиграфических производств. И не только по печатным машинам, но и по
отделочному оборудованию. Я считаю, что существенное развитие на
сегодняшнем рынке возможно только за счет консолидации усилий и
объединения активов компаний.
ГАРТ: Может быть, еще не время создавать на нашем рынке такого
крупного игрока?
Е. Б.: С нашей точки зрения, все получилось вполне своевременно. На
нашем рынке бурного развития сегодня не происходит. Так сложилось
исторически, что каждый поставщик имел свои продуктовые линейки
оборудования, у некоторых они были весьма неплохими, но исчерпывающего
набора оборудования не было ни у кого.
Сегодня, как и раньше, серьезных поставщиков на российском рынке
немного. Если взять листовые машины большого формата, то крупных
игроков - четверо. Добавим полуформатные машины - получится еще двое.
Это связано с одной простой причиной - число производителей
высококачественного оборудования невелико, и они предпочитают в каждой
стране работать с одним дилером или открыть представительство.
Для нас, например, найти серьезного поставщика листовых машин большого
формата было невозможно. Они все уже представлены в России. А время
расти пришло, поэтому и был выбран путь слияния.
Мы вели переговоры с несколькими компаниями и в результате
договорились с HGS.
Сейчас у объединенной компании прекрасная линейка оборудования
практически без взаимно конкурирующих продуктов. На российском рынке
снова будет один сильный поставщик систем СТР фирмы Screen, а печатные
машины Ryobi и MAN Roland отлично дополняют друг друга. «Дополняемость»
поставщиков обеих компаний хорошо иллюстрирует тот факт, что мы
никогда не пересекались между собой у клиентов.
ГАРТ: Да, клиенты у HGS и Apostrof Print были очень разными - крупные
бывшие государственные предприятия и небольшие и средние частные,
соответственно.
Е. Б.: Нельзя, кстати, забывать о том, что в холдинге ECS есть еще и
компания PrintHouse, которая является крупнейшим в России поставщиком
расходных материалов. Она давно и активно работает с крупнейшими
полиграфкомбинатами, и объединение также откроет для нее, я надеюсь,
новые перспективы. Хотя PrintHouse и не входит в данную сделку.
ГАРТ: Но от того, что Apostrof Print и PrintHouse работают уже
несколько лет в составе единого холдинга, особых преимуществ с точки
зрения общих клиентов не появилось?
Е. Б.: Все правильно. Они работают на разных рынках и, соответственно,
с разными заказчиками. Небольшие коммерческие типографии не настолько
сильно лояльны к одному поставщику расходных материалов по сравнению с
крупными полиграфкомбинатами, они ищут на рынке самые недорогие
материалы. Совместимость бизнеса PrintHouse с бизнесом HGS гораздо
выше.
ГАРТ: Какие изменения произойдут в объединяемых компаниях в связи со
сделкой?
Е. Б.: Физического слияния компаний не предполагается. На выставке «ПолиграфИнтер»
обе компании будут участвовать отдельными стендами. Подготовка к
выставке начинается за много месяцев до ее начала, и пытаться сейчас
что-то переигрывать было бы неправильно.
Сначала мы постараемся создать единый подход к решению управленческих
задач и организации бизнес-процессов. Есть вещи, связанные с
оптимизацией логистики, финансовых потоков, филиальных структур и
организацией сервисной поддержки. Конкуренция на рынке растет, а
типографии могут приобрести только то оборудование, которое им
необходимо.
ГАРТ: Наши оценки, кстати, говорят о том, что продажи в Россию новых
печатных машин сокращаются.
Е. Б.: Я могу судить о продажах Apostrof Print. Они растут. Мне
кажется, что объемы продаж рулонных офсетных машин и листовых машин
полного формата тоже сокращаться не будут. Если на рынке и есть
некоторый временный спад, то он связан с несколькими факторами.
15 лет назад в России за редким исключением были только крупные
полиграфкомбинаты, и объем рынка оборудования определялся их
закупками. Им было интересно печатать только определенные виды
заказов. Потом появились малые и средние частные типографии, которые
развивались в соответствии с другими правилами. Оборудование
приобреталось и теми, и другими, но число продаж в коммерческий
сегмент стабильно росло, а в госсектор - сокращалось. Хотя резкие
взлеты и спады бывали и там, и там. Получалась «сумма двух кривых», но
эта сумма - умеренный рост.
Сейчас идет структурная перестройка отрасли, и перспектива - хорошая.
Есть все условия для развития производства - финансовые институты,
растущее потребление печатной продукции и возможность переноса
большого объема печати из-за рубежа в Россию.
Так что производство печатной продукции и, соответственно, поставка
полиграфического оборудования и материалов остаются, на мой взгляд,
одними из самых перспективных бизнесов в России, несмотря на все
трудности и проблемы.
ГАРТ: Но прибыльность и того, и другого бизнеса сокращается?
Е. Б.: У нас прибыльность вполне приемлемая и достаточная для
развития, хотя, конечно, смотря что считать высокой. Есть бизнесы, где
она существенно выше, только они не всегда законные (смеется).
ГАРТ: Слияние процесс совсем непростой.
Е. Б.: Никто и не говорит, что он будет простым, но мы три года назад
уже занимались проблемой объединения части компании PrintHouse,
занимавшейся поставками оборудования, и фирмы «Апостроф» после ее
приобретения, получили хороший опыт. Правда, эти две компании были
существенно более похожими, чем Apostrof Print и группа HGS.
ГАРТ: Кстати, в Apostrof Print не так давно произошли серьезные
изменения?
Е. Б.: Мы еще в прошлом году выделили в отдельную компанию продажи
китайского, тайваньского и индийского оборудования. Она получила
название Oriental-Print.
ГАРТ: А в чем причина такого шага?
Е. Б.: Этот шаг напрашивался. Клиенты совершенно разные, различается и
маркетинг, и подходы к сервису, и многое другое. Практически нет таких
заказчиков, которые покупают сначала китайскую печатную машину, а
потом берут дорогую и очень качественную японскую Ryobi.
Oriental-Print помимо печатных машин предлагает большой выбор
послепечатного оборудования, индийские газетные машины Pressline и
самое разное оборудование для упаковки, в основном из Тайваня.
Компания же Apostrof Print работает с такими серьезными брэндами, как
Ryobi, Screen, Horizon, Schneider Senator и др. Это качественное
«западное» оборудование, другие клиенты, другой маркетинг. Таким
образом, нам удалось успешно решить проблему правильного
позиционирования на рынке.
ГАРТ: В Apostrof Print произошли и серьезные кадровые изменения?
Е. Б.: Серьезных изменений нет. В результате объединения PrintHouse и
«Апостроф» мы не потеряли ни одного ключевого специалиста. Но прошло
уже шесть лет, как люди работали в одной компании единым коллективом.
В компании подросла молодежь, начался постепенный процесс смены
поколений. Это совершенно нормально. Компания становится только
сильнее.
ГАРТ: Евгений, давайте отвлечемся от полиграфии. В составе холдинга
ведь еще и компания Apple IMC. Как идут дела у нее?
Е. Б.: У Apple на российском рынке дела идут очень хорошо. Обороты
«большого» Apple растут очень высокими темпами. Например, у
европейского Apple стоит задача увеличить объем продаж на 93%. В связи
с этим европейское руководство обратило внимание на небольшую в
мировых масштабах зону CEMEA, в которой средний рост никогда не
превышал 30%, да и то получался он за счет нас, Южной Африки и
арабских стран. Были страны, которые вообще не росли, были те, где
продажи даже падали. Произошла реорганизация в европейском Apple. В
нашей зоне было выделено четыре самые перспективные страны, которым
будет оказываться максимальная поддержка. Россия возглавила эту
четверку. Мы должны за два года увеличить объем продаж в четыре раза -
до 50 млн долл. в закупочных ценах.
Мы провели серьезную реорганизацию в Apple IMC, три месяца назад мне
даже пришлось стать генеральным директором этой компании. За прошедшее
время сделано очень много. Все продажи разделены на три направления:
профессиональное, образовательное и ритэйл. Для каждого направления мы
разработали и стали выполнять свою стратегию развития. Это дало свой
результат, и в этом году у нас планируется рост в 110%. Это было
сложно, но мы справились. А вот удвоить этот оборот в будущем году -
задача очень сложная.
ГАРТ: За счет чего получился такой большой рост в этом году?
Е. Б.: Мы очень интенсивно работаем в области цифрового видео и аудио.
В телевидении сегодня идут те процессы, которые происходили в
полиграфии 15 лет назад, когда появились настольные издательские
системы и стали постепенно вытеснять традиционные большие
цветоделители. Сначала, конечно, компьютеры были не самые мощные, но
постепенно они вытеснили «динозавров». Их цена, модульность, гибкость
и открытость победили.
Сейчас в телевидении происходит то же самое, и постепенно крупные
каналы приобретают наше оборудование на базе Apple. А свои телеканалы
есть в каждом крупном городе, поэтому перспективы очень хорошие.
У нас есть проект Apple-академия. В его рамках создаются компьютерные
классы, оснащенные оборудованием Apple, в вузах, готовящих творческих
работников. Начали с МГУП, работаем уже с ВГИК, Строгановкой. Идут
переговоры с МАРХИ и другими учебными заведениями. Это позволит каждый
год выпускать сотни специалистов, хорошо знакомых с нашей техникой.
ГАРТ: Интересно, а как продаются плейеры iPod?
Е. Б.: В прошлом году мы продали всего 1900 шт. В этом продадим 40
тыс. В 2006 г. предполагаем продать еще в четыре раза больше. Работаем
с «М–Видео», «Евросетью», «Техносилой», «Белым Ветром» и другими
крупнейшими сетями. Сотрудничаем с дистрибуторами компьютерных
аксессуаров, используем и традиционные каналы. Единственная проблема -
большой дефицит этих устройств. Даже при том, что у нас есть приоритет
в европейском Apple, все равно бывают проблемы с поставками.
Мы договорились с несколькими из сетей о том, что они будут также
представлять в своих торговых залах и компьютеры Apple.
ГАРТ: Как дела с новыми недорогими компьютерами Mac Mini?
Е. Б.: Та же самая проблема - дефицит. Как только они приезжают на наш
склад, то тут же заканчиваются. Apple отгружает их нам «по чуть-чуть».
Продали 1 тыс., а заказывали 4.
У нас очень хорошо продаются мониторы и ноутбуки Apple. Бизнес на
высоком подъеме, мы усиливаем свои позиции в странах СНГ и Балтии.
ГАРТ: То есть все очень хорошо?
Е. Б.: Да, по нашим планам в 2008 г. общий оборот компаний, входящих в
холдинг, должен достичь 200 млн долл.