|
Арнд-Фолькер
ЛИСТЕВНИК
ИД «Бурда»
Генеральный директор |
ГАРТ: Господин Листевник, мы уже
брали у Вас интервью три года назад. За прошедшее время ситуация на
российском журнальном рынке изменилась?
А. Л.: Да, изменилась. Но мы по-прежнему специализируемся на массовых
изданиях средней ценовой категории тиражами от нескольких сотен тысяч
экземпляров до миллиона и больше. Основная прибыль - от их
распространения. Издаем и глянцевые журналы, например, Playboy и Mini,
которые живут за счет рекламы.
За прошедшие три года на рынке появилось много новых проектов в
сегменте недорогих изданий и много дорогих глянцевых журналов. Я
считаю, что только единицы смогут выжить и стать прибыльными.
ГАРТ: По нашим оценкам, объем журнального рынка, если измерять его в
тоннах, вырос в 2004 г. по сравнению с 2002 г. почти в два раза.
А. Л.: Тоннаж и реальное число изданий - вещи совершенно разные. Есть
толстые журналы на плотной бумаге, с тиражами в несколько тысяч. И
сравнивать их с тиражами наших изданий в несколько сотен тысяч
бессмысленно.
Для издателей важнее другой показатель. По нашим же оценкам, за три
года количество журналов, представленных в «большом российском
журнальном киоске» увеличилось вдвое - с 800 до 1600.
ГАРТ: То есть мы постепенно приближаемся к Германии, где это число
составляет 3 тыс.?
А. Л.: Приближаемся, но разница-то пока большая. Достичь такой же
цифры не так просто. С точки зрения типографий, журналов очень много,
с точки зрения распространителей - тоже. Много журналов и мало
киосков. Такова сегодняшняя ситуация в России.
ГАРТ: Издательский рынок тоже меняется, в Россию приходят крупнейшие
европейские издатели. Самая нашумевшая новость - приобретение
Independent Media финской компанией Sanoma Magazines...
А. Л.: Да, приходят новые игроки. Это нормальное развитие рынка.
ГАРТ: Но теперь Independent Media становится основным конкурентом
вашего издательского дома?
А. Л.: Конкуренция имеет место на уровне отдельных продуктов, а не
издательских групп. Пока Sanoma Magazines не издает журналы в России,
которые находились бы в нашем сегменте. Если мы и конкурируем с Sanoma
Magazines, то лишь в некоторых восточно-европейских странах. Возможно,
через некоторое время будем конкурировать и в России, но пока еще об
этом говорить рано.
ГАРТ: Европейские менеджеры Sanoma Magazines планируют выводить на
рынок 10–12 новых изданий в год, причем это, скорее всего, будут
еженедельные женские издания. А именно на них и специализируется
ИД«Бурда».
А. Л.: Я не верю, что одно издательство может за год вывести на рынок
10 журналов. Открою один секрет. В России большой дефицит редакторов,
которые понимают, о чем идет разговор, а без них новый проект
запустить нельзя.
ГАРТ: Интересно, а у вас есть планы по развитию?
А. Л.: Мы думаем заняться изданием дорогих журналов в сегменте Hi-End.
ГАРТ: Система распространения изданий остается одной из главных
проблем в России?
А. Л.: Да, причем за прошедшие три года ситуация только ухудшилась. Мы
со своей стороны делаем все, что необходимо: уделяем очень много
внимания развитию своей системы логистики. Но это не помогает - влиять
на распространение в России практически невозможно.
ГАРТ: После запрета на продажу прессы в метро объем реализации ваших
изданий сильно упал?
А. Л.: Нет, не сильно, но потребовалось время, чтобы журналы появились
в торговых точках, где они раньше не продавались. В условиях
отлаженной системы распространения мы бы просто перераспределили тираж
по другим киоскам. В российских же условиях все происходит по-другому.
Особенно это отразилось на издателях ежемесячных журналов. На
исправление ситуации могло уйти до полугода.
ГАРТ: Как распределяются продажи ваших журналов между Москвой и
остальной Россией?
А. Л.: У нас в среднем 40% тиража приходится на Москву, Подмосковье и
СПб.
ГАРТ: Видимо, это очень хороший показатель. По глянцевым журналам
ситуация аналогичная?
А. Л.: Несколько иная, но в регионах тоже много продается. Мы
предлагаем свои издания распространителям «в пакете».
ГАРТ: Основной объем ваших журналов печатается за границей. С теми,
которые печатаются глубокой печатью - все понятно, но в России уже
достаточно большие мощности для производства журналов офсетной
печатью. Они пока еще не конкурентоспособны по цене?
А. Л.: Я бы сказал, что есть и объективные, и субъективные причины,
почему мы печатаем большинство наших изданий за границей. Самая
простая из них - стоимость производства журналов. В России пока еще
очень дорого. Я полагаю из-за того, что журнальные типографии в
последнее время приобретали очень много оборудования, причем нового.
Что делает их накладные расходы слишком высокими, в то время как
загрузка отдельных единиц оборудования очень низка. В результате они
устанавливают высокие цены на свои услуги. В европейских типографиях
есть оборудование и новое, и то, которое уже давно окупилось. Там цены
формируются с учетом одновременного использования нового и старого
оборудования. Под давлением рынка европейские типографии вынуждены
идти на снижение цен. Российский же рынок услуг по производству
журнальной продукции еще не сложился. Со временем все изменится, и
появится десяток журнальных типографий, которые будут конкурировать
между собой. Пока такого еще нет.
ГАРТ: А насколько велика разница в цене производства журналов в
европейской и российской типографиях?
А. Л.: На протяжении последних десяти лет цены в Европе постоянно
снижались. В России - нет. На сегодняшний день разница в цене
производства журнальной продукции составляет 20–25%. Тем не менее -
это большие деньги. Зачем размещать заказы здесь, если можно
сэкономить?
ГАРТ: Но кроме цены есть еще и другие факторы, например такие, как
сроки производства?
А. Л.: Есть три фактора: цена, качество и сервис. Сроки производства
для подавляющего большинства наших изданий - фактор несущественный.
Однако у нас есть несколько изданий, для которых это важно. В прошлом
году мы печатали их в России. И кроме цены нас не устроили ни сервис,
ни сроки.
Кроме того, мы распространяем многие наши издания не только в России,
но и в других странах, включая СНГ, Прибалтику, Турцию, Египет и пр.
Если печатать журналы в России, то при их экспорте нам все равно
придется заплатить НДС. Теоретически нам его должны вернуть, но на
практике это требует очень больших усилий.
ГАРТ: Да, НДС - у нас особенный налог.
А. Л.: В большинстве стран НДС для издателя проблемой не является, но
в России это именно проблема.
ГАРТ: Но какие-то свои журналы вы все-таки печатаете в России?
А. Л.: На сегодняшний день здесь печатаются телегид ТВ7 и приложение к
журналу «Автомир» - «Авторынок».
ГАРТ: Говорят, в ближайшее время в Москве должна открыться журнальная
типография, специализирующаяся на глубокой печати. Нужны ли здесь
такие производства или издателей вполне удовлетворяют возможности
зарубежных типографий?
А. Л.: Я слышал об этом. Конечно, здорово, если мы сможем получить
здесь нормальную цену на производство журналов. Но до сих пор к нам
никто с предложением подобных услуг не обращался.
ГАРТ: А как Вы думаете, локаут финских производителей бумаги вас
коснется или нет?
А. Л.: На сегодняшний момент о возможных сбоях в графике нас
проинформировала только одна типография - российская. От зарубежных
типографий никаких тревожных сообщений пока не поступало...
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ
«Бурда» - один из крупнейших издательских домов в России. В 1995
г. была создана дочерняя фирма немецкого концерна Hubert Burda
Media. Сегодня «Бурда» является лидером российского рынка
периодики по продажам журналов и охвату аудитории. Продажи рекламы
в 2004 г. достигли рекордного объема - 11518 полос. По информации
TNS Gallup Media, на 2004 г. почти 40% населения России и 64%
населения Москвы читали издания ИД «Бурда».
Сейчас издательский дом выпускает журналы: Burda, Cool, Cool Girl,
Oops!, MINI, Playboy, Verena, Chip, «Лиза», «Лиза. Мои любимые
животные», «Лиза. Кроссворды», «Лиза Гороскоп», «Отдохни!»,
«Круто», «Вот так!», «Мой прекрасный сад», «Добрые советы»,
«Лучшие рецепты», «Дом в саду», «Мой ребенок», «Мой уютный дом», «Anna.
Приятного аппетита!», «Burda. Приятного аппетита!», «Разгадай!»,
«Цветы в доме», «Даша», «Правдивые истории», «Сделай паузу!»,«Автокаталог»,
«АвтоМир».
В 2004 г. ИД «Бурда» импортировал в Россию из Чехии, Словакии,
Польши и Германии более 12 тыс. т журнальной продукции, 80%
которой отпечатано способом глубокой печати. |
|