НОМЕР 4 АПРЕЛЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Ярослав
МАРТЫНОВ (YAR)
Графическая
студия inDezzign
Директор

ГАРТ: Ярослав, для Вас дизайн - это бизнес или увлечение молодости, с которым сложно расстаться?

Я. М.: Для меня это бизнес, причем честный. Я имею в виду, что каждую работу приходиться делать так, чтобы тебе самому она нравилась.

Работаешь не на 100% ради денег, но и с позиции того, чтобы сделать хорошо. Для себя. Когда заказчик работу принимает, то ты получаешь гораздо большее удовлетворение, чем если бы сделал «вкусно», чтобы сразу взяли. Знаете, это так же приятно, как дарить подарки.

ГАРТ: Неужели можно каждую работу сделать так?

Я. М.: Я, по крайней мере, стараюсь. Есть, конечно, заказы, например, по адаптации упаковки. Их и дизайном особо не назовешь.

Они больше технические, ведь идея в упаковку уже заложена другим человеком. Но если говорить о полноценных творческих задачах, то у меня к ним именно такой подход - чтобы не было потом стыдно.

ГАРТ: Дизайнеру обычно даже та работа, которую он сделал хорошо, через некоторое время перестает нравиться. Хочется внести изменения. Нет?

Я. М.: Бывает. Я считаю, что у человека просто такая натура, он постоянно сам себе старается что-то доказать, сам себя обвиняет и сам себе ищет оправдания, почему он чего-то не доделал - времени не хватило или по какой-то другой причине.

ГАРТ: А что Вам нравится делать больше всего?

Я. М.: Мне очень нравится заниматься черно-белой графикой. Я хотел сделать на последней выставке некую черно-белую акцию. Я делал такие акции в Голландии и Швейцарии.

ГАРТ: А логотипы?

Я. М.: Да, ведь любой логотип несет в себе энергию, между его элементами существует определенная жизнь. Надо рассмотреть его с разных расстояний, отъехать от экрана монитора, распечатать, повесить на стенку и отойти.

ГАРТ: Видимо, так делают немногие, ведь если выйти на улицу, то можно увидеть столько «логотипов». Идешь и не знаешь, плакать или смеяться. А приезжаешь в другую страну и понимаешь мгновенно, что ты не в России.

Я. М.: Да, и если Вы понимаете, что это плохо, то у детей это уже на подкорке. Они-то не знают, что это сделано неправильно. На самом деле, это наша беда.

ГАРТ: Интересно, сколько нужно учиться, чтобы делать хорошие работы?

Я. М.: Всю жизнь. Мне, видимо, повезло, отец занимался монументальным искусством и живописью, я начинал все рисовать руками и лишь в конце 80-х сел за компьютер.

Можно привести аналогию: я в свое время играл в бэнде, исполнявшем американскую кантри-музыку. Настоящие банджо, губная гармошка... все очень красиво. И мы, и наши слушатели считали, что это кантри. Но мы были «не оттуда», не из Америки. А вот в графическом дизайне я сегодня «оттуда», из времени, когда все делалось руками.

Началось все в 1979 г., когда я пришел работать на «Московский машиностроительный завод». Работал там на самых разных должностях - слесарем-ремонтником, заточником, фрезеровщиком, токарем..., а на самом деле все это время был и художником-оформителем. Рисовал кистью лозунги длиной по 120 м. Нарисовать такой лозунг надо было быстро, и мы вдвоем за сутки его делали. Чтобы быстрее сохло, использовали нитрокраску, и к концу работы в помещении вообще было нечем дышать. При этом, если вдруг приезжала какая-то проверка, то нас одевали в робы и ставили обратно к станкам. Тогда компьютеров не было, все делали руками.

ГАРТ: А откуда появились необходимые навыки?

Я. М.: Они приходили постепенно. Поступил на вечернее отделение училища «Имени 1905 года». Прошел там очень хорошую школу графики. Проучился недолго в «Полиграфе», но мне показалось там несколько скучно. Как будто ты находишься в комнате с одним входом и одним выходом. А мне хотелось, как за праздничным столом, попробовать каждое из большого числа блюд. Были интересны разные технологии и материалы.

Приходилось вставать в 5:20 утра, ехать на завод, а в 16:30 я заканчивал работу и ехал на учебу. Если получалось, то возвращался после учебы домой, а на завтра все снова. Еще и армия грозила. Хорошо, что на работе удавалось иногда поспать первые часок–два. Я, кстати, абсолютно не жалею о годах работы на заводе, это была классная школа жизни, которую сегодня за деньги не пройдешь.

Познание человеческого мира - дело очень хорошее. Школа человеческих отношений суровая, но через несколько лет она мне очень пригодилась. И в дизайне тоже. Сделал работу, начинаешь ее анализировать и понимаешь, почему в голову пришло именно это конкретное решение. В любую работу вкладываешь свое понимание мира, свой опыт, без этого она будет «холодной».

ГАРТ: После училища все складывалось легко?

Я. М.: Я уже стал к тому времени членом Союза художников. Участвовал в выставках.

Потом была работа по оформлению одного из музеев. Собралась хорошая команда художников, которые понимали друг друга и кроме оформительских работ занимались еще и графикой.

В 1991 г. первый раз поехали в Данию на групповую выставку. Наши работы оказались востребованными, появились контакты. После этого было еще около 40 выставок по Европе и Америке.

Я, видимо, счастливый человек, мне не приходилось делать работы на потребу публике.

ГАРТ: Интересно, когда в Вашу жизнь вошел компьютер?

Я. М.: В середине 90-х меня пригласили поработать за Макинтошем. Я освоил PageMaker и FreeHand. Сделал первые работы, это были открытки. Дальше были другие проекты...

ГАРТ: Компьютером теперь владеете в совершенстве?

Я. М.: Да.

ГАРТ: Вы работали, в основном, как freelancer?

Я. М.: Не только. Поработал в «Метрорекламе», в фирмах, занимавшихся дизайном интерьеров. Приходилось разрабатывать дизайн для больших офисных зданий.

Потом опять freelancer. Потом креативный директор одного рекламного агентства - сделал несколько макетов журналов. Старался всегда делать красиво. До последнего времени был креативным директором брэндингового агентства.

ГАРТ: А брэндинг - это модное слово, или есть реальные заказчики на такие услуги?

Я. М.: Есть заказчики. Мы делали и адаптации, и оригинальные работы, одну из них, кстати, признали лучшим полиграфическим дизайном на прошлогодней выставке «Дизайн и Реклама». Но в России до сих пор многие клиенты думают, что «брэндинг» - это где им за 200 долл. сделают логотип и еще чего-нибудь..., а визитки или весь фирменный стиль просто так, в подарок.

ГАРТ: Теперь у Вас своя студия?

Я. М.: Да. Для начала это будет дизайн-студия, но она должна через некоторое время перерасти в агентство. Планы большие.

ГАРТ: На последней работе их нельзя было реализовать?

Я. М.: Как говорил Максим Горький, настоящий человек стремится туда, где трудно. Вот и мне захотелось сделать все с нуля. Так, как я считаю правильным. Это как с автомобилем. Иногда лучше переплатить и получить новую машину, чем ремонтировать старую.

ГАРТ: А что - надо было перевернуть все с ног на голову?

Я. М.: Нет, но кое-что надо было поменять. Я поясню: у меня есть мастерская. Мне комфортно в ней работать, я спокоен и уверен в том, что получится хороший результат. Хочу создать такую же студию, в которой будет работать несколько дизайнеров. Точно так же спокойно и уверенно делать хорошие работы.

Для этого необходимо выполнить несколько условий. Я приверженец качественной техники и инструмента, потому что человек должен сесть за свое рабочее место и работать с удовольствием.

ГАРТ: Несколько G5 и все, что вокруг - получится оборудования на 10 тыс. долл.?

Я. М.: Нет, оборудование будет стоить дороже, около 40 тыс. долл. Мы просто сразу покупаем хороший цветной принтер формата А3. Он один стоит 8 тыс.

ГАРТ: Зачем такой дорогой?

Я. М.: Хорошая дизайн-студия должна и результаты своей работы подавать заказчику хорошо. Кроме того, мы планируем заниматься журналами, а для этого такой принтер просто необходим. Если ты не будешь видеть полосу в цвете, велика вероятность допустить ошибку.

ГАРТ: Сколько будет дизайнеров в новой студии?

Я. М.: На первом этапе - пять–шесть толковых ребят. Потом надо будет расширяться.

ГАРТ: Людей уже нашли?

Я. М.: Да, они уже вышли на работу. Часть из моих старых контактов, часть - новые люди. С некоторыми из них я уже неоднократно сотрудничал.

ГАРТ: Вы полагаете, что новая студия сможет конкурировать с крупнейшими дизайн-студиями?

Я. М.: Лично я в этом не сомневаюсь. Получилась сильная команда, и время само ответит на этот вопрос. Ответит утвердительно (улыбается).

ГАРТ: У большинства Ваших потенциальных заказчиков уже есть каталоги работ этих студий, им уже ничего больше не нужно. И тут приходите Вы...

Я. М.: Могу привести простой пример: на выставке «Дизайн и Реклама» просто пришли новые заказчики из ниоткуда. И не только у нас, насколько мне известно, у многих студий выставка в этом году окупилась.

Самое главное - делать по-настоящему хорошие работы. И такие работы будут востребованы на рынке в любом случае. Я, например, сделал не так давно серию из трех открыток, посвященных майским праздникам. Придумал хорошую идею, и только благодаря этой серии у меня сегодня есть два заказа на календари с серьезным бюджетом. Все цепляется одно за другое. Есть, конечно, рынок годовых отчетов, на котором конкурировать очень сложно. Но если ты делаешь красивые работы, то почему бы нет?

Есть некоторая паутина связей с людьми. В какой-то момент ты начинаешь уметь этой паутиной управлять. Кроме того, у крупных заказчиков иногда есть потребность в адекватном собеседнике. Ему не нужны те, кто приходит кланяться и спрашивать «А как Вы представляете себе эту работу...», нужны люди, которые разговаривают с ним на равных. Только такой подход может привести к действительно креативным решени ям.

ГАРТ: Как Вы считаете, долго еще заказы на дизайн и ребрэндинг крупных российских клиентов будут выполняться за рубежом, причем с не самым высоким качеством и без учета специфики российской шрифтовой культуры?

Я. М.: Я считаю, что это заложено в глубине «схематических передвижений денег» конкретного клиента. Причем организуется тендер, приглашаются ведущие российские дизайн-студии, они делают хорошие работы, а потом тебе говорят: «Ты сегодня был самым лучшим слоном, лучше всех стоял на одной ноге, но корма у нас нет». Все было предопределено заранее, клиент знал, что выиграет зарубежное агентство. С этим очень тяжело бороться.

Но бизнес есть бизнес. Важно подходить к нему без иллюзий. Я готов играть по тем правилам, которые сложились сегодня в нашем мире. Я готов...














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">



































































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства