|
Василий
КОПЕЙКО
Typo Graphic Design
Генеральный директор |
ГАРТ: Василий, сколько лет студии
Typo Graphic Design?
В. К.: Студия создана в 1992 г. Я занимался коммерческим дизайном и
раньше, но 13 лет назад стало понятно, что есть объем работ, который в
одиночку сделать уже нельзя, приходилось привлекать исполнителей.
Появилась идея создания фирмы.
Для дизайна начало 90-х было счастливым временем. Бизнес можно было
создать практически с нуля. Путь развития был простым. Клиенты
размещали заказы, причем большие, на условиях полной предоплаты. Это
позволяло очень быстро развиваться. Так что к 1994 г. у нас было уже
очень большое портфолио работ.
В начале 90-х возникли и другие российские дизайн-студии «первой
волны».
Тем, которые решились выйти на рынок на несколько лет позже, пришлось
намного сложнее.
ГАРТ: Для кого вы в те годы делали дизайн?
В. К.: Для самых разных крупных компаний. Можно вспомнить «Инкомбанк»,
которого уже нет... В середине 90-х мы вели группу «Онэксим-МФК»,
работали с «Росно», Sony, Coca-Cola.
ГАРТ: А как пережили кризис?
В. К.: У нас был очень стабильный бизнес, дефолт, конечно, несколько
изменил ситуацию, но мы по инерции продолжали еще некоторое время
работать как раньше, выплачивать докризисные зарплаты сотрудникам.
Потом, конечно, пришлось ввести некоторые коррективы.
ГАРТ: Сегодня дизайн - это бизнес?
В. К.: Да, но нормальные деньги клиент заплатит только хорошей
дизайн-студии. Это надо заслужить. Правда, я считаю, что сделать
бизнес в дизайне достаточно легко. Нужно просто очень хорошо работать.
Паши как лошадь, и все получится. Я, в принципе, до 28 лет был еще
бездельником. Но на начальном этапе мне пришлось пять лет работать без
выходных и отпусков.
Закончилось все перенесенным на ногах гриппом с серьезными
осложнениями. В результате стало очевидно, что так больше жить нельзя.
Постоянное состояние стресса ни к чему хорошему не приводит.
После этого эпоха романтики в нашей студии закончилась, мы начали
создавать бизнес.
Первые пять лет дали неоценимый опыт. Стало понятно, что надо
выстраивать некоторую нормальную систему, когда генеральный директор
может съездить отдохнуть на несколько недель, а бизнес будет
продолжать нормально работать.
ГАРТ: Какие работы вы сегодня делаете?
В. К.: Разные. Продолжаем работать с банками и страховыми компаниями.
Делаем ежегодные отчеты, буклеты, календари. Занимаемся дизайном
журналов. Недавно закончили работу над новым макетом для журнала
«Эксперт». Нельзя сказать, что заработали много денег, но
познакомились с очень хорошими людьми, ведь издание на российском
рынке уникальное. Мы полгода работали над ним, но просто сделать макет
журнала - значит ничего не сделать. Пришлось сначала найти нового
арт-директора издания, а потом вместе с ним делать новый макет. Я
остановил свой выбор на Сергее Жегло, одном из самых радикальных
московских дизайнеров.
ГАРТ: Как Вы считаете, новый макет «Эксперта» лучше, чем макеты
конкурирующих изданий?
В. К.: Я считаю, что качественные оценки для этого не подходят. Есть
хорошие журналы, макеты которых были сделаны некоторое количество лет
назад. Я бы сказал, что наш макет «Эксперта» - некоторый шаг вперед.
Он является на сегодняшний день более актуальным.
ГАРТ: Василий, сейчас, грубо говоря, есть десять крупных студий,
которые делят между собой российский рынок заказов на графический
дизайн. Может в какой-то момент образоваться одиннадцатая или нет?
В. К.: Конечно, но молодым дизайнерам выходить на этот рынок сегодня
непросто. Нет достаточного портфолио, наград, истории по работе с
крупными клиентами.
Но рано или поздно это произойдет, и появятся молодые и агрессивные
студии. Нам придется потеснится, это жизнь.
ГАРТ: От сетевых агентств заказы не поступают?
В. К.: Почти нет. Клиенты у нас в основном прямые. Есть много очень
крупных заказчиков, которые с сетевиками не работают, а есть клиенты,
которые заказывают у сетевиков видеоролики, но за графическим дизайном
приходят к нам.
Хорошие дизайн-студии делают хорошие работы. Но и цены у нас высокие.
Есть много крупных клиентов, непривыкших достойно платить за дизайн.
Обращаются в третьесортные фирмы, получают не самые лучшие результаты.
Постепенно они поймут, что нужно тратить больше денег именно на
дизайн. То есть перспективы у этого рынка хорошие.
ГАРТ: В том же «Эксперте» приводятся оценки объема российского рынка
дизайнерских услуг. Это всего 60–70 млн долл. Видимо, это существенно
заниженная оценка. Ведь российские типографии все больше стараются
создавать собственные дизайн-студии, чтобы предоставлять клиентам
дополнительный сервис.
В. К.: Даже если речь идет только о графическом дизайне, оценка
представляется заниженной. А для типографии, имеющей собственную
дизайн-студию, основным бизнесом является печать, поэтому они берут за
дизайн не самые большие деньги. Так что их доля на рынке дизайн-услуг,
на мой взгляд, не самая большая. Да и наличие дизайн-студии в
типографии совсем не означает, что там делают дизайн. Я не знаю
успешных студий в типографиях.
ГАРТ: А «Линейка»?
В. К.: Это исключение. Ребята с самого начала сделали ставку на
дизайнеров и привлекли лучших. Они свой бизнес раскручивали через
дизайнеров еще 10 лет назад. А для некоторых типографий это стало
понятно только сейчас.
ГАРТ: Если выйти на улицу и посмотреть вокруг, то складывается
впечатление, что общий уровень дизайна в нашей стране до сих пор
низкий.
В. К.: У нас хорошую вывеску должен делать хороший дизайнер, а в любой
цивилизованной стране вывески делают рядовые дизайнеры. Но этот
рядовой дизайнер плохо сделать не может, потому что это часть его
культуры. Сравните, на что они смотрели в детстве, и на что мы.
Вспомните начало 90-х - эпоху засилья дизайнеров-дилетантов. Когда
программисты, первыми освоившие компьютеры и программы занялись
«дизайном» всего. Номинально они были дизайнерами. Человек, который
купил фотоаппарат-мыльницу может номинально называть себя фотографом,
ведь он тоже выставляет кадры и нажимает на кнопку. Эти «номинальные
дизайнеры» очень сильно навредили рынку. Они сформировали у заказчиков
впечатление, что все можно сделать быстро и очень дешево. Но
постепенно большинство серьезных компаний поняли, что без нормального
дизайна нельзя. Мы победили.
ГАРТ: Но некоторые из тех «номинальных» тоже с приходом опыта стали не
совсем номинальными?
В. К.: Возможно. На самом деле все еще сложнее, но всегда так было,
что есть настоящие художники, и есть те, кто зарабатывает живописью
деньги.
Я, например, много общаюсь с актуальными московскими художниками. Есть
интересные темы.
Главная проблема дизайна заключается в том, что дизайнеры варятся в
соку собственной тусовки. Общаются с такими же, смотрят работы других
и бесконечные каталоги работ. Скажем так, существуют в отрыве от
общекультурного контекста.
Дизайнеры должны подпитываться извне. Слушая хорошую музыку, смотря
хорошие фильмы, читая серьезную литературу. Есть общие тенденции
развития, которые должны отражаться в работах дизайнеров. В качестве
классического примера - после запуска первой ракеты появились пылесосы
в форме ракет, на автомобилях появились элементы кузова космического
дизайна, хотя с точки зрения функциональности они не были необходимы.
Я считаю, что в Москве только несколько дизайнеров могут выйти за
рамки именно дизайна, освободиться от них и сделать актуальную работу.
ГАРТ: Василий, а с кадрами дизайнерскими как обстоят дела?
В. К.: При некотором относительно высоком среднем уровне найти
хорошего дизайнера сегодня непросто. Чтобы он мог самостоятельно
мыслить и делать хорошие работы. Такие есть, но их очень мало. А так,
дизайнеров много. «Школа графического дизайна» и «Полиграф» выпускают
очень хорошие кадры.
ГАРТ: Но все-таки хорошему дизайнеру нужна хорошая школа, которую они
там могут дать. Или нет?
В. К.: Конечно, школа необходима. Но нужна еще и передача опыта
коммерческой работы. Одна из проблем в том, что неопытные дизайнеры
часто идеализируют свою профессию, и это мешает им работать. Есть
разные заказчики. И необходим некоторый профессиональный цинизм.
Бывает заказчик, который в конце концов приедет, будет стоять за
спиной и пытаться руководить твоими действиями. Как ни выкладывайся,
хорошую работу так сделать невозможно. Потому что «хорошо» с его точки
зрения и с вашей - совершенно разные вещи. Неопытный дизайнер сделает,
скорее всего, плохую работу, но будет при этом стараться и потратит
много времени. А нужно цинично сделать добротную «холодную» вещь. Но
при этом профессиональную.
Сил и таланта каждому человеку отпущено определенное количество, и
использовать их нужно для хороших работ, которые необходимо делать «в
полный рост». Надо уметь дозировать. И если посмотреть все работы
хорошей дизайн-студии, скажем, за год, то из них только 20% тех, на
которых полностью выложились. Конечная цель дизайнера - сделать так,
чтобы заказчик остался удовлетворен, при этом сделанный дизайн был
адекватен и не помешал бы потом бизнесу заказчика.
ГАРТ: Но получается, что делать оставшиеся 80% чуть ли не сложнее?
В. К.: Да, приходится напрягаться, но у меня, например, хорошая
«школа». Я могу быть «разным» - делать и радикальные работы, и
абсолютно академические.
ГАРТ: А что за школа?
В. К.: Обычная, ХТОПП «Полиграфа». Потом работа в «Промграфике».
Пришлось потрудиться во «Внешторгиздате».
ГАРТ: Что еще хорошего?
В. К.: Едем всей студией на большую майскую рыбалку. Четыре джипа,
море водки, сети, моторная лодка... Шесть дней отдыха от дизайна.
ГАРТ: Получается иногда «бросить все»?
В. К.: Да, получается три раза в год - на майские, на Новый Год и еще
на «Дизайн и Рекламу».
ГАРТ: Как, по Вашему мнению, прошла выставка в этом году?
В. К.: Нормально. Мне, например, понравилась одна молодая студия, она
представила работы с хорошей типографикой. Но студий на выставке в
этом году было всего пять!
ГАРТ: А потенциальные клиенты-то были?
В. К.: Да, но не так много. Я считаю, что рынок услуг по графическому
дизайну стал открытым, и все про всех все знают. Зачем клиенту
приходить на выставку, если он и так знаком со студиями?
Для нас сегодня это скорее имиджевое мероприятие. Но лет восемь назад
мы познакомились на выставке с клиентом, который оплатил впоследствии
все выставки на несколько лет вперед.
А сейчас для того, чтобы познакомиться с потенциальными клиентами, мы
поступаем достаточно просто. Отправляем каталог наших работ,
перезваниваем, хотим приехать поговорить. Есть, конечно, и
непробиваемые таким способом клиенты, но их немного.