|
Кирилл УСОВ
«Берег»
Начальник отдела рекламы
(СПб) |
ГАРТ: Кирилл, мы, можно сказать,
уже по традиции обращаемся к Вам с вопросом о том, как прошел
очередной год.
К. У.: Несмотря на всякие странности отечественного полиграфического
рынка, о которых Вы писали на страницах ГАРТа: демпинговые цены, спам
от типографий в самый разгар сезона, их жалобы на плохую загрузку и т.
д., цифры говорят о том, что 2004 г. прошел для полиграфистов весьма
неплохо.
ГАРТ: Кто-то с Вами согласится, кто-то нет. Все-таки рост по бумагам
получается слишком большим.
К. У.: Я очень внимательно ежемесячно анализирую информацию об импорте
бумаги. Сомнительно, чтобы кто-то завозил в страну бумагу, чтобы она
просто лежала, поэтому полагаю, что вся она перерабатывается. Кроме
того, я перепроверяю свои данные по другим источникам. Хотя, порой,
действительно удивляешься.
Общий итог импорта печатных бумаг в Россию за 2004 г. составил 650
тыс. тонн, что на 26% больше, чем в 2003 г. Структура рынка такова,
что 77% бумаги завозится в Россию оптовиками и через околотаможенные
структуры, 22% - крупными типографиями и оставшийся 1% - промышленными
предприятиями.
РОСТ ИМПОРТА
МЕЛОВАННЫХ
БУМАГ И КАРТОНОВ в 2004 г.
СТРУКТУРА ИМПОРТА
В РОССИЮ МЕЛОВАННЫХ БУМАГ
И КАРТОНОВ в 2004 г.
Общий объем импорта
480 тыс. т
ГАРТ: Доля оптовиков не очень велика?
К. У.: Нет, не очень. Часть этой бумаги, правда, импорт типографий,
работающих через различных таможенных брокеров. Но на общий расклад
сил данный объем вряд ли оказывает большое значение. Особенно, если
говорить не об абсолютных цифрах, а о динамике. В любом случае, такой
анализ можно рассматривать только на уровне тенденций.
Если говорить о темпах роста по разным видам бумаг, то они оказались
очень разными. Самым быстрорастущим сектором рынка стала листовая
мелованная бумага - 40%. Немного отстает рулонная мелованная бумага -
36%. Эти две цифры в совокупности говорят о развитии рекламного рынка
в целом и рекламной полиграфии в частности. Особенно это заметно в
сфере журнального производства, причем не только журналов, печатаемых
большими тиражами на ротационных машинах, но и глянцевых журналов,
печатаемых на листовых машинах. Разумеется, объемы импорта в каждом
секторе разные, но, на мой взгляд, динамика вполне адекватно описывает
реалии сегодняшней полиграфии в России.
ГАРТ: Рост листовой мелованной бумаги уж очень большой. Хотя, если
вспомнить первую половину года, то он был еще больше - 53%. А как
ситуация с картоном?
К. У.: В секторах «промышленной» полиграфии рост не столь
существенный: картон из первичных волокон - 25%, макулатурный картон -
6%, этикеточная бумага - 0%. Возможно, данный факт объясняется двумя
обстоятельствами: во-первых, рост промышленного производства в стране
не столь существенен, а во-вторых, упаковочные технологии все больше
ориентируются у нас на небумажные материалы. Еще одним фактором
стагнации рынка этикеточной бумаги может быть то, что многие крупные
потребители этикетки печатаются на Украине - там нет таможенных пошлин
на этикеточную бумагу и нет пошлины при ввозе готовой этикетки в
Россию из Украины.
Отдельного внимания заслуживает рост ввозимых объемов
металлизированной этикеточной бумаги. Похоже, что в Россию вернулась
мода на «металл».
ГАРТ: Не изменяющийся последние два года объем потребления этикеточной
бумаги удивляет. Что, все перешли на самоклейку?
К. У.: Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Самоклеящаяся
бумага продемонстрировала рост меньше среднего - всего 19% по
сравнению с прошлым годом. Вполне естественно, что этот прирост в
основном за счет рулонной самоклеящейся бумаги. Причем странно, что в
то время, как импорт, например, мелованной бумаги из стран
юго-восточной Азии вырос, то с самоклейкой ситуация диаметрально
противоположная.
Вообще, если говорить о происхождении импортируемой бумаги, то импорт
из «не евровой» зоны за год вырос. Тем не менее, доминирующее
положение все равно остается за Старым Светом. Если в 2003 г. доля
мелованной бумаги, импортированной из европейских стран, составила
86%, то в 2004 г. - 83%. А по ассортименту картона вообще можно
изучать географию - представлены все континенты, кроме, разумеется,
Антарктиды. Но при этом, доля европейских поставщиков осталась
неизменной - 89%.