|
Дмитрий
МОКИН
«ЯМ Интернешнл»
Ведущий
специалист |
ГАРТ: Дмитрий, у «ЯМ Интернешнл» заметные успехи в
продажах систем СТР.
Д. М.: Да, нами установлено в 2004 г. 8 устройств, и еще 12 будут
установлены в первом полугодии 2005 г. Форматы - самые разные, от B2
до 205х156 см (Very-very Large).
ГАРТ: Планы на 12 систем в первом полугодии - это очень много. Кто
клиенты? На российском рынке повышенный спрос на устройства СТР?
Д. М.: Это не планы, это заключенные контракты. Количество установок
наших систем, возможно, будет еще больше. Клиенты самые разные, в
основном крупные региональные типографии, потребляющие большие объемы
пластин.
Если говорить об общем состоянии рынка, то в Россию ввезено и уже
смонтировано чуть больше ста систем. И еще примерно о 25 известно, что
они уже проданы или находятся на складах поставщиков.
ГАРТ: Как Вы оцениваете перспективы рынка в этом году?
Д. М.: Перспективы хорошие, однако структура рынка немного изменится.
Самые крупные предприятия уже установили CTP или сделают это в
ближайшие месяцы, теперь наступает время «середняков». Я думаю, в этом
году существенно вырастет доля полуформатных систем СТР. Но общее
число проданных систем не превысит 80.
ГАРТ: Вы предлагаете и термальные, и фиолетовые системы СТР?
Д. М.: Да, причем, по моему мнению, сегодня ниша термальных систем -
устройства очень большого формата, где фиолетовые пока еще «не играют».
Мы, по крайней мере, предлагаем системы XPose! швейцарской фирмы
Luescher преимущественно в таких случаях.
Кроме того, есть еще узкий круг клиентов, которые занимаются
производством ценных бумаг, и на этом рынке у Luescher нет конкурентов.
Все остальные задачи прекрасно решают фиолетовые фотополимерные СТР
Luxel фирмы FujiFilm.
ГАРТ: Все-таки с устройствами СТР полного формата ситуация пока не
ясна. Какая технология победит на нашем рынке: фиолетовая или
термальная?
Д. М.: Фиолетовые быстрее, дешевле и такие же по качеству получаемых
форм. На нашем рынке большинство систем CTP проработали год–полтора, и
пока немногие пользователи столкнулись с необходимостью дорогостоящего
ремонта термальных машин, хотя кое-кто уже столкнулся.
У нас есть данные по финскому рынку, есть информация и о рынке США.
Если четыре года назад на этих рынках в коммерческом секторе
преобладала термальная технология, то теперь ее доля сокращается.
Лишним подтверждением этому стало то, что компания FujiFilm в феврале
ввела в эксплуатацию новую линию по производству именно фотополимерных
пластин в США. Инвестиции, кстати, составили 100 млн долл. В Европе
такая линия запускается в настоящее время, а еще одна заработает через
два года.
Так что перспективы фиолетовых устройств самые радужные, хотя, конечно,
какой-то паритет между ними и термальными машинами установится и
сохранится сравнительно надолго.
ГАРТ: Что происходит на российском рынке пластин для СТР?
Д. М.: Он растет, и пока очень быстро. По нашим оценкам, на
сегодняшний день его объем составляет 90–95 тыс. м2 в месяц.
Приблизительно одинаковые доли у термальных и фотополимерных пластин,
и отдельно лежат серебросодержащие, доля которых, по нашим оценкам,
сокращается.
В последнее время, благодаря в том числе и нашим усилиям, было продано
около 20 устройств в типографии с очень большим потреблением пластин.
Можно ожидать, что к лету рынок пластин для СТР вырастет еще очень
существенно. Дальше, за счет того, что будут устанавливаться системы в
небольшие полиграфические предприятия, рост рынка пластин замедлится.
ГАРТ: Доля «ЯМ Интернешнл» на этом рынке остается самой большой?
Д. М.: Да, она близка к 50%. Хочется сказать несколько слов о
тенденциях изменения цены на пластины CTP. Собственно, тенденция
простая - они дешевеют. А вот отличаются ли по цене пластины для CTP
разных типов - термальные, фотополимерные и серебряные? Нет. Стоимость
их выпуска почти одинакова (львиная доля затрат - алюминий и его
подготовка), и производители просто не могут себе позволить продавать
эти пластины по разной цене. То есть цены на все типы CTP-пластин
одной фирмы одинаковые. Есть отличия между ценами пластин разных фирм.
Почему? А потому, что они немного разные. Так же и традиционные
пластины разных производителей отличаются - и по свойствам, и по цене.
Проведем аналогию с автомобилями - никого же не удивляет, что Audi A4,
BMW 320 и Renault Laguna стоят не одинаково, хотя и относятся к одному
классу и обладают сходными потребительскими свойствами, разница только
в «деталях». Вот так же и с пластинами, и эти «детали» для некоторых
пользователей имеют решающее значение, делая их приверженцами
определенной марки.
ГАРТ: Но есть ведь фиолетовые устройства очень большого формата фирмы
Escher-Grad?
Д. М.: Если говорить о системах полного формата, а тем более VLF, то
системы Escher-Grad - это примитивные решения для тех, кого они
устраивают. Наверное, малоформатное устройство с ручной загрузкой
вполне нормальное и недорогое. Как, например, и решения фирмы ECRM.
ГАРТ: Конструкция Luxel настолько существенно отличается?
Д. М.: Сделать СТР - это не просто заказать барабан, купить двигатели
и лазер у определенных поставщиков. Есть и другие проблемы, которые
нужно решать - и это непростая задача.
Если посмотреть, как устроены системы FujiFilm внутри, можно сразу все
понять. И с точки зрения оптимальной оптической системы, и с точки
зрения транспортировки. Все-таки опыт Crossfield Electronics дает себя
знать. Систему двухлучевой записи никто из конкурентов пока не
реализовал, им приходится вращать зеркало все быстрее и, как правило,
делать его все меньше.
ГАРТ: Как насчет дополнительных алгоритмов растрирования?
Д. М.: Основа - это, конечно, семейство растров FFQS, история
разработки которых восходит к Crosfield Electronics. Кроме того, у
FujiFilm есть растрирование Co-Res, похожее на другие «комбинированные»
современные растры наиболее серьезных производителей. В сущности,
здесь используется привычный метод «супер-ячейки» для построения
регулярного растра, но за счет более изощренных способов построения
растровой точки получаются существенно лучшие результаты в светах и
тенях на высоких линиатурах. Мы экспериментировали с этим алгоритмом в
типографии «Новости», но у них высоколиниатурных работ совсем немного,
а на обычных линиатурах и так все нормально.
Есть стохастическое растрирование Taffeta, которое было представлено
на прошедшей выставке drupa и о котором, по-видимому, можно говорить
как о растрировании «третьего поколения». Насколько я знаю, это первый
новый алгоритм FM-растрирования со времен разработки Harlequin HDS. И
Taffeta, и Co-Res работают на фотополимерных пластинах FujiFilm.
ГАРТ: Системы СТР продаются обычно в типографии, где уже есть
фотовыводные устройства?
Д. М.: Не обязательно. Есть самые разные клиенты, в том числе и те, у
которых не было участка допечатной подготовки, преимущественно из
числа небольших типографий.
ГАРТ: А не сталкиваются ли они с проблемами?
Д. М.: Опять же, есть разные варианты. Допечатная подготовка - вещь не
самая простая. Если фотовывод был небольшого формата, и пленки потом
монтировались, то необходимо научить людей делать спуски полос. Это
работа, и мы ею занимаемся. А есть абсолютно беспроблемные клиенты,
которые просто добавляют СТР к существующей системе управления
рабочими потоками и начинают сразу же работать, практически ничего не
меняя и не задавая никаких вопросов. В случае же построения
допечатного участка «с нуля», с одной стороны, необходимо набить
некоторое количество шишек, и своих шишек никак не заменить чужими. С
другой стороны - «с чистого листа» процесс удается построить более
гладко.