|
Виталий
ГЕНОВ
«Терем»
Директор по продажам и маркетингу |
ГАРТ: Виталий, как Вы оцениваете развитие
российского рынка СТР?
В. Г.: Если говорить о 2004 г., то никаких революционных событий, я
считаю, на рынке не произошло. Настал период «сбора урожая». К концу
февраля количество установленных в России систем вместе с теми,
контракты на которые оплачены, достигнет 130. По нашим оценкам, доля «Терема»
среди установленных систем СТР составляет 21–23%. Мы, конечно, можем
чего-то не знать, но информацию собираем очень кропотливо, поэтому она
должна быть очень близкой к истинному состоянию рынка.
ГАРТ: У компании «Терем» большие успехи с поставками устройств ECRM?
В. Г.: Да, благодаря нашим усилиям доля CTP ECRM на российском рынке
увеличилась очень существенно. Именно поэтому в конце прошлого года
компания ECRM назначила нашу компанию единственным дистрибутором на
территории России.
ГАРТ: По поводу долей. Все-таки сравнивать установку СТР фирмы ECRM и
дорогого термального устройства - сложно?
В. Г.: А почему? Сегодня у компании ECRM есть системы практически для
всех сегментов полиграфического рынка. К примеру, предлагая системы
ECRM Mako Extra HV для предприятий, имеющих газетные машины формата
VLF, мы конкурируем на рынке с системами Creo. И надо признать,
небезуспешно. ECRM - это хорошее, надежное и доступное по цене
оборудование, которое находит все большее число пользователей среди
российских полиграфистов. На сегодняшний день новая типография даже с
малоформатной или полуформатной машиной будет оснащаться системой СТР.
Создавать новые проекты с использованием традиционных технологий, на
мой взгляд, уже не имеет смысла. Что касается сравнения систем,
использующих разные технологии, то каждая установка привязана к
конкретной типографии, и если устройство СТР закрывает все ее
потребности, позволяя печатать высококачественную продукцию, то какая
разница, что за технология в этом устройстве применяется?
Мы работаем в постоянном контакте с эксплуатационными службами наших
заказчиков, и на сегодняшний день все наши клиенты полностью
удовлетворенны надежностью работы систем.
ГАРТ: Как Вы считаете, будет развиваться рынок систем СТР в этом году?
В. Г.: Мы предполагаем дальнейший рост. Количество установленных
устройств в 2005 г. вырастет в два раза. Что касается объемов продаж в
денежном выражении, то рост составит не менее 20%.
ГАРТ: Вы не переоцениваете емкость рынка? К концу года в России будет
установлено 200 систем СТР?
В. Г.: Нет, не переоцениваем. Я полагаю, что в этом году будет продано
минимум 120 устройств. Если говорить про доли разных форматов, то
существенных изменений по сравнению с прошлым годом не произойдет.
Пока основными покупателями систем СТР являются крупные типографии.
Пройдет некоторое время и, возможно, доля СТР в небольших типографиях
с мало- и полуформатными машинами существенно вырастет. Может быть,
этот момент настанет в конце 2005 или в 2006 г.
ГАРТ: Но многие крупные типографии уже перешли на СТР?
В. Г.: Правильно, и сегодняшние владельцы одной системы СТР будут
приобретать вторую для того, чтобы иметь дублирующую технологию. Если
говорить о наших клиентах, то у восьми из них есть минимум две системы
СТР. Можно долго рассуждать о том, когда другие покупатели придут за
второй, но факт остается фактом, большинство из них - придут.
Кроме того, далеко не все газетные типографии имеют сегодня системы
СТР. Это большой потенциал роста продаж систем, и у компании «Терем»
очень хорошие позиции на этом рынке. Как с газетными системами фирмы
AGFA, так и с устройствами ECRM. Для последних мы предлагаем еще и
специализированную газетную систему управления рабочими потоками
PuzzleFlow. Она позволяет отслеживать прием газетных полос и
автоматизировать многие рутинные операции.
ГАРТ: Но газетных типографий в России пока не больше ста?
В. Г.: Да, я согласен с такой оценкой. Но через несколько лет они все
будут иметь системы СТР, причем у не менее половины из них будет по
две системы.
Рынок динамично развивается, и его динамику определяют поставщики
оборудования, как это ни странно. Если какой-то производитель хочет
работать в определенном формате, то он прикладывает для этого максимум
усилий. Остальным приходится подстраиваться.
Надо сказать, что впервые в нашей практике такой крупный производитель
оборудования, как ECRM, обратил внимание на российский рынок и сделал
специально для него модель Mako Extra HV, которая позволила решить
проблему многих российских газетных производств, в которых работают
газетные машины ПОГ 168. Мы поставили первую такую систему в
издательство «Башкортостан».
Еще одной причиной роста объемов продаж систем СТР станет возможный
дефицит и повышение цен на традиционные пластины. Объем их
производства сокращается. Производителям необходимо как-то
компенсировать издержки. Мощности загружены производством пластин для
СТР, и сроки поставки традиционных пластин растут.
ГАРТ: А что, кстати, происходит на рынке расходных материалов для СТР,
ведь «Терем» - один из ведущих поставщиков СТР-пластин?
В. Г.: Мы начали в прошлом году масштабные поставки фиолетовых
фотополимерных пластин AGFA. По нашим оценкам, рынок СТР-пластин всех
типов существенно вырос и составляет сейчас около 90 тыс. м2 в месяц.
Наша доля близка к 25%.
ГАРТ: А как складывается ситуация на рынке фототехнической пленки?
В. Г.: Его объем стабилен, а вот мы совершенно неожиданно увеличили
свою долю на российском рынке до 10%. Без особых усилий в этом
направлении.
ГАРТ: «Терем» продает, в основном, фиолетовые системы. Значит ли это,
что термальные СТР не имеют перспектив на нашем рынке?
В. Г.: В сегменте газетной печати превалируют устройство с видимым
лазером (фиолетовые), в коммерческой печати и та, и другая технология
имеет свои перспективы, но, на мой взгляд, общая доля термальных
устройств будет снижаться. Думаю, что приобретение компанией Kodak
главного проповедника термальной технологии Creo еще в большей степени
увеличит скорость этого снижения.
ГАРТ: Интересно, а какую из фиолетовых технологий предпочитают сегодня
потенциальные клиенты?
В. Г.: В том-то и дело, что они никакую технологию не предпочитают.
Технология выбирается нами под техническое задание потенциальных
заказчиков. Клиенты рассказывают нам о стоящих перед ними задачах, а
мы предлагаем им индивидуальное решение. Некоторые покупают системы
под серебросодержащие пластины, другие - под фотополимерные. Все
зависит от конкретных задач.
ГАРТ: А в каком случае вы предлагаете серебросодержащую технологию?
В. Г.: В основном, когда заказчик хочет печатать высококачественную
коммерческую продукцию.
ГАРТ: Специальные алгоритмы растрирования заказчиков интересуют?
В. Г.: Да. Мы предлагаем технологию гибридного растрирования Sublima
фирмы AGFA. Ее уже используют в «Стезе», скоро новые возможности
предложит своим клиентам и типография «АСТ». Я считаю, что это очень
интересная технология, позволяющая типографии выделиться среди других.
ГАРТ: В обеих типографиях установлены термальные СТР?
В. Г.: Да, но Sublima работает и с серебросодержащими пластинами, и с
фотополимерными.
ГАРТ: Компания «Терем» предлагает теперь и систему автоматизации
полиграфических предприятий?
В. Г.: Да, это система немецкой фирмы Hiflex. Наши специалисты прошли
обучение по ее внедрению и технической поддержке.
ГАРТ: Полагаете российские типографии заинтересуются ею?
В. Г.: Конечно, ведь всех волнуют вопросы реальной себестоимости,
планирования производства и фактической загрузке оборудования. Hiflex
позволяет все это организовать.