|
Игорь
БАЛАН
ИПК ИТАР-ТАСС
Директор |
ГАРТ: Игорь, ваша типография не так давно приобрела
систему СТР. Как впечатления?
И. Б.: Не могу сказать, что старт прошел достаточно гладко. Мы должны
были разобраться с технологией, и пластины ждали достаточно долго - у нас два малораспространенных формата, устройство тоже «нормально
заработало» не сразу. Так что можно сказать, что производственный
процесс пошел только в конце сентября.
Но с тех пор прекрасно работаем. Печатники не почувствовали никакой
принципиальной разницы между традиционными пластинами и пластинами СТР,
но отметили значительное уменьшение брака, который часто проскакивал
при использовании традиционной технологии - неприжим, грязь, ошибки
монтажа и пр.
На это уходят дополнительные пластины и время при традиционном формном
процессе.
ГАРТ: В типографии раньше специалистов по допечатной подготовке не
было?
И. Б.: Да у нас и сейчас их нет. Здесь, на Звездном бульваре, только
оператор системы СТР.
Просто в составе ИПК ИТАР-ТАСС есть препресс-бюро «Выражайтесь печатно»,
расположенное на Тверском бульваре, которое много лет занимается
выводом пленок. У него очень развитая система приема заказов через
Интернет на фотовывод и офсетную печать. Со сложными заказами клиенты
присылают туда курьера с файлами и подписную корректуру или привозят
все это к нам. У нас между двумя бульварами - Звездным и Тверским - есть своя оптоволоконная линия. Если заказ будет печататься у нас, то
менеджер типографии сообщает в препресс-бюро, на какой формат нужны
спуски. Там специалисты проверяют файлы, подготавливают их к выводу и
пересылают в типографию, где выполняется контрольная распечатка на
широкоформатном принтере. Она проверяется, и затем уже выводятся формы.
Оперативность ничуть не меньше, чем у типографии, где есть система СТР
и отдел допечатной подготовки на одной территории. Когда у нас не было
СТР, приходилось пользоваться курьерами для доставки пленок в
типографию. На это, конечно, требовалось время. Теперь этот процесс
исключен.
ГАРТ: Как к появлению СТР отнеслись клиенты?
И. Б.: В основном положительно. Для клиентов, которые и до этого
сдавали нам файлы, ничего не изменилось, кроме скорости изготовления
форм. Раньше они при желании смотрели пленки, а теперь могут проверить
спусковую плоттерную распечатку. Это даже лучше - сразу видно, если «слетел»
какой-то цвет.
Мы не изменили для заказчиков печатной продукции цену на услуги с
переходом на технологию СТР. Она осталась такой же, как если бы мы
выводили пленки и печатали.
Тех клиентов, которые предпочитали привозить нам готовые пленки, мы
тоже стараемся перевести на СТР. Это непростой процесс, но он идет.
Недавно случилась большая победа: один из наших старых клиентов - издательство, имеющее собственный фотовывод, тоже стало передавать нам
файлы.
ГАРТ: Для этого потребовалось, видимо, очень много усилий с вашей
стороны?
И. Б.: Да, конечно. Но нам это выгодно. У них маленький фотонабор, нам
приходилось возиться с монтажами. Им, правда, тоже выгодно - если
раньше у них по причине старого растрового процессора на пленках
что-то могло «слететь», и какие-то полосы приходилось перевыводить, то
теперь наши специалисты и наши возможности делают вероятность ошибки
существенно меньше. При этом мы еще и берем на себя ответственность за
то, что не отследили вовремя проблему.
ГАРТ: Ошибки случаются?
И. Б.: Бывают, но очень редко. Все-таки опыт одного из крупнейших
препресс-бюро дает себя знать.
Мы, кстати, начали продавать услугу по производству офсетных форм.
Есть хороший заказчик - типография, которая находится недалеко от нас.
Они отправляют по Интернету файлы, потом заезжают и забирают готовые
формы. Им удобно, нам тоже выгодно. Это была еще одна цель
приобретения СТР - развитие бизнеса «Выражайтесь печатно».
ВОТ ОНИ, POS-МАТЕРИАЛЫ
ГАРТ: Удорожание технологии существенное?
И. Б.: Конечно, если учитывать цену пластин и амортизацию системы СТР,
то существенное. Но впоследствии, если учитывать сокращение числа
сотрудников на монтажно-копировальном участке и освобождающиеся
площади, разница станет сокращаться.
Конечно, мы будем терять деньги при допечатке заказов. Придется
перевыводить формы, но это не самые большие потери.
ГАРТ: А что, хранить формы нельзя?
И. Б.: Хранить их можно, но для этого надо аккуратно снять их с машины,
смыть оставшуюся краску и покрыть формы гуммирующим раствором. Дело
это не очень простое, да и места формы занимают много. Нам раньше было
удобнее хранить в архиве пленки и делать с них при необходимости новые
формы. Теперь такую возможность не предусматриваем, для повторных
тиражей будем перевыводить формы на СТР.
ГАРТ: А много заказчиков, допечатывающих тиражи?
И. Б.: Достаточно. Для одного из заказчиков мы допечатывали в прошлом
году тираж четыре раза! Кстати, архив пленок занимает ощутимые для
нашей типографии площади. Мы планируем его полностью ликвидировать,
тогда освободится место для того, чтобы придумать и воплотить в жизнь
какую-нибудь новую идею.
ГАРТ: Сколько у вас на сегодняшний день сотрудников?
И. Б.: Около 150, из них около 30 - сотрудники «Выражайтесь печатно».
ГАРТ: Какое оборудование?
И. Б.: Пятикрасочная листовая машина Mitsubishi 3F5 полного формата,
две четырехкрасочные полуформатные машины Heidelberg MOV-H, пара
Доминантов, кроме того, офсетная и трафаретная лакировальные машины.
Полный комплект послепечатного оборудования: ВШРА, КБС и пр.
ГАРТ: А на каких видах продукции специализируется типография?
И. Б.: Мы занимаемся рекламной полиграфией, выполняем самые
разнообразные заказы, как по конфигурациям, так и по тиражам. В данный
момент, например, печатается брошюра для фармацевтической компании.
Тиражом 80 тыс. экз. Всего получается около 500 тыс. листов-оттисков!
Кроме традиционной продукции, мы активно развиваем направление по
производству POS-материалов. Три года назад начали с приобретения
автоматической кашировальной машины Lamina. Купили три тигельных
пресса для высечки. Мы полностью закрываем собственные потребности и
помогаем другим типографиям. Это производство находится в Подмосковье,
арендуем там около 1 тыс. м2.
Зарплата «ручников» там подмосковная, а не московская. Да и арендная
плата гораздо ниже. Когда у нас заработало это направление, мы
получили много новых заказчиков, которые стали печататься у нас. В
ноябре и декабре 2004 г. объем заказов был в два раза больше, чем в
соответствующие месяцы 2003 г. Очень много подарочной упаковки, POS-материалов,
календарей и бумажных пакетов.
ГАРТ: Как вообще прошел 2004 г.? По предварительным данным, объем
импорта листовой мелованной бумаги существенно вырос.
А ЭТО - ТА САМАЯ УНИКАЛЬНАЯ КНИГА
И. Б.: У нас тоже выросло количество отпечатанных листов и количество
выполненных заказов. Ситуация на рынке такова, что заказчики не готовы
платить больше денег, поэтому цены за последние два года у нас не
повысились. А стоимость расходных материалов растет, увеличиваются
зарплаты. Так что мы получаем хорошую прибыль только за счет
увеличения оборота.
В конце прошлого года типографии ИТАР-ТАСС исполнилось 65 лет. Я не
без гордости могу сказать, что это одна из немногих ведомственных
типографий, которая имеет сегодня реальную коммерческую загрузку,
благодаря приходу в конце 1999 г. нашей молодой команды.
ГАРТ: От ИТАР-ТАСС заказы поступают?
И. Б.: Поступают, но мало. У нас более 95% коммерческой загрузки. Но
недавно был интересный заказ. Мы делали книгу избранных речей Джорджа
Буша на русском языке. В. В. Путин подарил ее Дж. Бушу во время их
встречи в Словакии. Издатель книги - ИТАР-ТАСС.
Подарочное исполнение, коробка, двустороннее каширование, сложная
форма, тиснение, магниты. Интересная работа.
ГАРТ: Как Вы оцениваете перспективы?
И. Б.: Я надеюсь, с сокращением объемов рекламы пива на телевидении на
рынке рекламной продукции появится много новых заказов. По крайней
мере, в новом году мы уже сделали большой заказ на POS-материалы для
одного пивного брэнда. Кроме того, возросла востребованность
подарочной упаковки, бумажных пакетов и т. д. Так что, мне кажется,
это и есть наши перспективы. Для нас развитие производства POS-материалов
является приоритетным.
ГАРТ: Тогда актуальной становится трафаретная печать. Пора покупать
автоматическую трафаретную линию?
И. Б.: Для нас выбор пока неоднозначен. Есть некоторые заказы, для
которых автомат не подходит. Но, конечно, трафаретная печать - одна из
самых актуальных сегодня тем и для нас, и для всего полиграфического
рынка.
Что касается развития производства, то для нас сегодня актуально
приобретение режущего плоттера, который мог бы оперативно вырезать
макеты упаковки, а также POS-материалов из картона и гофрокартона для
утверждения заказчиком. Видимо, в этом году у нас такая машина
появится. Еще планируем приобрести крышкоделательную машину, чтобы
выпускать папки со скоросшивателями. Чем больший спектр продукции мы
делаем, тем больше у нас появляется заказчиков на печать.
ГАРТ: А какое у вас оборудование для производства календарей?
И. Б.: У нас Autobind 500 III, а также три полуавтоматических
перфоратора и три полуавтоматических станка для обжима спиралей. Все
оборудование - немецкой фирмы Rinz.
ГАРТ: Да, мощности большие. А сколько вы делаете календарей в год?
И. Б.: В сезон мы делаем несколько сот тысяч. Печатаем блоки в
основном только для себя и продаем их в готовых изделиях.
ГАРТ: Как работает Mitsubishi? Вы ведь приобрели одну из первых в
России листовых машин полного формата этой фирмы?
И. Б.: Достаточно прилично. Есть, конечно, мелкие проблемы, но это
обычное дело с печатными машинами.
ГАРТ: Вас устраивает сервисное обслуживание?
И. Б.: У нас собственная сервисная группа, очень грамотные инженеры и
наладчики, они изучают фирменные сервисные инструкции. Так что к
поставщикам обращаемся только в крайних случаях.
ГАРТ: Менять полуформатные машины не собираетесь?
И. Б.: Пока нет. Да и дорогое это удовольствие. У меня при сравнении
Heidelberg MOV и Speedmaster возникает аналогия с Mercedes Е–класса.
Были модели в кузове 124. Отличные машины, надежные. Пошли новые - сыпятся быстрее. Раньше их собирали как-то лучше. Мне MOV очень
нравится по надежности, хотя формат и пару опций со Speedmaster я бы
все-таки взял. В январе, когда заказов было не очень много, одну
машину мы полностью перебрали, изготовили и заменили все, что нужно
было поменять. Собрали обратно, отлично работает.
ГАРТ: Проблем с кадрами не возникает?
И. Б.: Есть, конечно, 5% ротации сотрудников на определенных
должностях, ведь между типографиями идет конкуренция за хорошие кадры.
Вновь созданные предприятия готовы сманивать хорошего специалиста для
начала на большую зарплату, но сейчас это происходит уже не так часто,
как несколько лет назад. У нас стабильный коллектив, хорошие, рыночные
зарплаты.
ГАРТ: Расскажите, как вы выбирали систему СТР?
И. Б.: Это сложная история, мы выбирали ее долго. Я летал в прошлом
году в Ванкувер на завод компании Creo - очень познавательная поездка.
Затем ездили на выставку drupa. Выбирали среди большого числа
поставщиков. В конце концов, остались двое: «Нисса» с СТР Creo и «Терем»
с термальной системой фирмы AGFA. На последнем этапе для нас основным
вопросом была стоимость системы и варианты финансирования. «Нисса» и
Creo сумели предложить те условия, которые нас полностью устроили.
ГАРТ: Фиолетовые системы не рассматривали как альтернативу?
И. Б.: Рассматривали, и это была одна из целей посещения нами выставки
drupa. Я надеялся, что увижу что-нибудь совершенно новое и
прогрессивное, но оказалось, что практически ничего у фиолетовых
систем не изменилось. Может быть, это мое субъективное мнение, но мне
фиолетовая технология кажется слишком «нежной». Альтернативой
термальным была фиолетовая система FujiFilm. Причем качество форм нас
вполне устраивало. Но цена была все-таки достаточно высокой. Даже
смотрели на СТР Cobalt. Это было фантастически недорогое предложение
на фоне остальных. Но я считаю, что это пока не СТР.
Фиолетовая технология на момент принятия решения имела все-таки больше
минусов. Мы изначально планировали дополнительный бизнес по
производству форм для других типографий, так что остановили свой выбор
на термальной.
ГАРТ: Какое у вас потребление пластин?
И. Б.: Общее - около 1,5 тыс. м2 в месяц. 50% из них сегодня - пластины для СТР. Плюс на сторону мы делаем на СТР еще 500 м2.
Используем позитивные термальные пластины фирмы Creo. Опять же
основным критерием при выборе пластин была их цена и качество.
Предложение от Creo нас вполне устроило. Особых проблем нет.
ГАРТ: Cтохастическое растрирование используете?
И. Б.: Пробовали. Будем пробовать еще. Нужно «обкатать» процесс, для
этого необходимо время, которого не хватает. Причем производители
утверждают, что при использовании стохастического растрирования еще и
сокращается расход краски, что очень хотелось бы ощутить.
ГАРТ: А CIP4 не используете для загрузки красочных профилей в печатную
машину?
И. Б.: Нет. Мы посчитали, что для нас это не выгодно, потому что нужно
приобретать дополнительное оборудование. Реально мы можем использовать
эту возможность только на Mitsubishi. А вот на трех печатных машинах
было бы совсем другое дело.