НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














КОММЕРСАНТЫ И КОММЕРСАНТЫ

Начать надо с того, что ИД «Коммерсант» заплатил требовавшиеся по иску «Альфа-банка» 11 млн долл. Правда, это далеко не конец истории - издательский дом продолжит попытки оспорить решение суда в вышестоящих инстанциях. Для того, чтобы выплатить такую сумму, «Коммерсанту» пришлось частично взять кредит у другого банка. Тем не менее, вся эта история лишний раз служит подтверждением того, что издательский бизнес сегодня не самый бесприбыльный. Кстати, суд обязал «Коммерсант» опубликовать опровержение. Редакция выпустила номер, в котором было опубликовано только опровержение, остальные полосы были чистыми. Говорят, что этот исторический номер раскупался намного лучше обычных.

Мы неоднократно писали, что российский журнальный рынок развивается быстрыми темпами. Увеличиваются и объемы рекламы в журналах, и объемы потребления бумаги журнальными типографиями. Вроде бы все отлично, но в начале января поступила информация о закрытии одного из самых громких проектов прошлого года - журнала «Новый очевидец». Все москвичи помнят рекламу «Точек не будет». Но точка уже поставлена. Со стороны сложно судить, почему это произошло. За несколько месяцев своего существования «Новый очевидец» так и не попал в рейтинг столичных журналов, а ведь его целевой аудиторией должны были стать именно москвичи. Возможно, это прозвучит несколько категорично - видимо, не получилось того скандала, на который рассчитывали издатели. Скандал должен был быть инициирован американским журналом New Yorker, с которого была скопирована концепция «Нового очевидца». И шрифты были под него специально разработаны, и макет, и похожий контент. Мощная pr-компания по поводу того, что как бы копия американского журнала теперь издается в России, отсылка первого номера в редакцию New Yorker... Но скандала не произошло. А как было бы хорошо для издательства: суды, отчеты по CNN... Не получилось. Американцы решили посоветоваться со своими юристами - это потребовало некоторого времени, а деньги у нового журнала (по некоторым оценкам, кредит в размере 1,5 млн долл. предоставил издательству «Раффайзен банк»), видимо, закончились.

Тем не менее журнальный бизнес в России если не процветает, то чувствует себя очень неплохо. И тому есть некоторые доказательства. Начать можно с оценок Ассоциации коммуникационных агентств России - рынок рекламы в журналах в последние годы рос быстрыми темпами. В 2003 г. почти на 30%. Результаты оценки рынка в 2004 г. пока еще не опубликованы, но они могут оказаться не хуже. И что же происходит на фоне такого роста на журнальном рынке?

Известно, что у издателей журналов есть две основные статьи дохода: реклама и распространение. Например, для ГАРТа, который рассылается бесплатно, распространение - статья расходов, а вот для еженедельного телегида - доходы от распространения составляют более половины бюджета. Есть еще глянцевые журналы, основной доход которым приносит реклама, а распространение для них - вещь вторичная. Правда, надо поддерживать свой рейтинг, а то можно и оказаться на вторых позициях, и тогда рекламодатели могут сказать что-нибудь обидное и перестать размещать рекламу. Приходится издателям глянцевых журналов платить за то, чтобы они были на лотках в первых рядах: главное активно предлагать. В общем, ситуация и запутанная, и запущенная. Постоянно возникают скандалы по поводу распространения. Издатели хотят одного, распространители предлагают другое, на все это накладывается еще и административная составляющая, которая привносит свои неопределенности в этот самый издательский бизнес.

На пути к полной глобализации частные российские издательства в своем большинстве уже куплены крупными западными концернами. Так, в конце декабря 2004 г. стало известно, что издательская группа Heinrich Bauer приобрела контрольный пакет акций группы «Логос-Медиа». Последняя была создана в 2002 г. как совместное предприятие одного из крупнейших игроков на российском рынке распространения прессы группы «Логос» и Heinrich Bauer.

Но совсем свежей новостью стало приобретение финской издательской компанией Sanoma Magazines голландской Independent Media Holding B.V.

В составе холдинга шесть издательских компаний, которые работают на рынках России, Украины и Казахстана. То есть крупнейший в России издатель глянцевых журналов, среди которых Cosmopolitan, Men’s Health, FHM и многие др., принадлежит теперь входящей в пятерку крупнейших европейской издательской группе. Сумма сделки составила 142 млн евро. Это рекорд для российского издательского рынка. Причем сумма эта существенно завышена, ведь готовой оборот компаний, контролируемых Independent Media (IM), составил в 2004 г. «всего» 70 млн евро. А ведь в некоторых издательских компаниях IM выступает на паях с такими партнерами, как Hearst, Dow Jones и др. Так что на долю IM фактически из 70 приходится лишь 47 млн. Получается, что финны заплатили за компанию три ее годовых оборота, а это говорит о том, что они очень высоко оценивают перспективы журнального бизнеса в России и странах СНГ.

Кстати, по словам представителя Sanoma, ежегодный рост объемов продаж IM за последние три года составлял 25%. Оборот SanomaWSOY составляет 2,5 млрд евро. Койс Гойс, генеральный директор компании Sanoma Magazines International (работающей на рынках Центральной и Восточной Европы) после приобретения IM в одном из интервью сказал, что перспективы компании на российском рынке очень хорошие, и Sanoma предполагает дальнейшую экспансию. По его словам, планируется запуск 10–12 новых изданий в год. Позиции финского издателя в Европе сильны на рынке еженедельных журналов, особенно предназначенных для женской аудитории. IM таких журналов пока не издавал, логично, если в этом направлении и будет развиваться бизнес, перешедший к новым владельцам.

В качестве одной из приоритетных задач К. Гойс назвал организацию системы дистрибуции с использованием огромного опыта соответствующего подразделения, входящего в состав SanomaWSOY. Российский журнальный рынок ожидает очередная перестройка. Скоро финны будут не только издавать и печатать российские журналы, но и заниматься их распространением.

Интересно, что через несколько дней после того, как стало известно о сделке между Sanoma и IM, гендиректор «Газпром-медиа» Николай Сенкевич сказал, что холдингу не хватает собственного интернет-проекта и серьезной бизнес-газеты. Холдинг планирует расширяться как за счет приобретения уже работающих проектов, так и за счет создания их «с нуля». Может быть, это случайное совпадение, но в составе холдинга «Газпром-медиа» один из основных конкурентов IM - издательство «Семь дней». А газета «Ведомости» - один из успешных проектов IM.

Кстати, группа SanomaWSOY не имеет в своей структуре собственных полиграфических предприятий, но наверняка обладает хорошими связями с производителями бумаги и зарубежными типографиями. Как бы они не перевели производство журналов IM куда-нибудь в Финляндию... Такой шаг существенно сократит объем печати журналов в России. Напомним, что до последнего времени IM был одним из самых крупных клиентов типографии «Алмаз-Пресс».

Ну, и напоследок надо сказать, что рынок распространения печатной продукции тоже не стоит на месте. Январь был очень богат событиями. Агентство «Роспечать», являющееся преемником известной всем «Союзпечати», существенно расширило свою сеть продаж. Была приобретена «Роспечать» в СПб, а также две сети распространения прессы в Москве, раннее принадлежавшие группе АСТ. Что интересно, когда появились слухи о продаже IM финнам, появился и слух о том, что «Роспечать» ведет переговоры о покупке упомянутой выше группы «Логос-Медиа». Якобы для усиления собственных позиций на рынке распространения. Может, для продажи интегрированной структуры серьезным финским инвесторам? Кстати, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, автору пришлось потратить слишком много времени в интернете. Возникла одна проблема - с некоторых пор Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям стало именовать себя в пресс-релизах «Роспечатью». При этом, есть еще и ОАО «Агентство Роспечать», работающее на рынке распространения. Самое интересное, что обе структуры имеют некоторое отношение к крупнейшему игроку российского рекламного рынка - группе «Видео Интернешнл». Руководство Федерального агентства - люди бывшего министра М. Лесина, а контрольный пакет «Агентства Роспечать» принадлежит теперь структурам, аффилированным с «Видео Интернешнл». Вот так всегда в нашей стране. Главное - запутать всю американскую разведку, пусть они там разбираются.

ДЛЯ СПРАВКИ

Издательский дом Independent Media был основан в 1992 г., когда впервые вышла в свет англоязычная газета The Moscow Times.

Основное направление деятельности Independent Media - глянцевые женские (Cosmopolitan, Cosmopolitan Beauty, Cosmopolitan Shopping,«Домашний Очаг», «Вкусно и полезно», Harper's Bazaar, YES!, «YES! – Фабрика звезд», Top Sante, «Магия Cosmo» и Seasons) и мужские (Men's Health, FHM, «Популярная механика», «PROспорт» и Robb Report) издания. В декабре 2004 г. вышел обновленный журнал для молодых людей «Телефон», совместный проект с ИД SPN. А в 2005 г. выйдут Yoga Journal и Esquire.

Другое направление деятельности издательского дома - деловая пресса. IM выпускает газеты The Moscow Times, The St.Petersburg Times и «Ведомости» (основана совместно с Financial Times и The Wall Street Journal в 1999 г.) и журналы для бизнесменов («Агробизнес», «Продовольственный бизнес», «Строительный бизнес»). В 2004 г. вышло в свет русское издание Harvard Business Review - самый известный в мире журнал о менеджменте.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">





































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства