НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














В ЖЕРНОВАХ УДВОЕНИЯ

В предыдущем номере ГАРТ мы предложили удвоить внутренний валовый продукт в отдельно взятой полиграфической отрасли. Предложили, видимо, не подумав. То есть мы-то подумали, но в нашей стране есть люди, которые думают за всех. Казалось бы, проблемы с монетизацией льгот и выступлениями недовольных должны были отнять у нашего правительства все время. Но в конце января серьезные люди дали понять, что некоторые успевают заниматься и проблемой удвоения ВВП.

28 января Г. Греф, выступая в Совете Федерации, предложил новый вариант - основной вклад в удвоение ВВП должны внести отрасли, чей потенциальный годовой рост объема производства превышает 7%. Тогда-то удвоение произойдет быстрее, а пока «такие отрасли формируют одну треть ВВП... без развития малого и среднего бизнеса эта задача нереализуема».* Гениальное замечание. Конечно, можно пытаться удвоить объемы потребления газпромовского газа, но все-таки стоит повернуться лицом к небольшим предприятиям. Причем оказывается, что уже «разработаны механизмы поддержки малого бизнеса, которые должны заработать уже в текущем году».*

Что такое «поддержка со стороны государства» - пока не ясно. Нужна ли эта поддержка самому малому и среднему бизнесу? Не обернется ли все это лишними проблемами, которые уже давно нам обещают финансовые консультанты?

Стало любопытно, что же это за отрасли, у которых рост производства более 7% в год и в развитии которых заинтересован глава МЭРТ, и мы обратились к очередному отчету Федеральной службы статистики. Надо сразу сказать, что в отчете «О производстве промышленной продукции в 2004 году» полиграфии приписаны всего 2,3% роста по сравнению с 2003 г. Так что нам беспокоиться особо нечего, поддержку будут оказывать другим отраслям. Хоть это хорошо... Вот те, кто перевалил за 7%: топливная промышленность (на эту тему мы уже прошлись в предыдущем номере), машиностроение и металлообработка, а также стекольная и фарфоро-фаянсовая отрасль. Последнее - смешно. Среди отдельных видов продукции рекордсменами стали зерноуборочные комбайны (рост 45%), преобразователи силовые (26,2%), прокатное оборудование (23,5%) и вагоны грузовые (23,1%). Ну, а все производители этих лидирующих видов продукции стали больше пить пива, что привело к небольшому (11,5%) приросту объемов пивоваренной отрасли.

Так, нас ожидают самые невеселые перспективы. Комбайны, которые не смогут уместиться на всех колосящихся полях, стоящие на каждом шагу трансформаторы, выстроенные по всей длине железных дорог вагоны, а на толпы довольных, напившихся пива производителей будут грустно взирать потерявшие свой бизнес в связи с перепроизводством в стране стеклопосуды бомжи.

РАСХОЖДЕНИЯ В ОЦЕНКЕ ОБЪЕМОВ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО РЫНКА 2004 г. В ОДНОЙ БОЛЬШОЙ СТРАНЕ

А1 - оценки одной национальной
ассоциации полиграфистов,
А2 - оценки другой национальной
ассоциации полиграфистов,
С1 - оценки государственного агентства,
занимающегося сбором и обработкой
статистической информации

КОЛИЧЕСТВО ТИПОГРАФИЙ C1: 37 тыс.

ОБЪЕМ ПРОДАЖ
А2: 157 млрд долл.

Вроде бы, можно посмеяться и на этом закончить, но после выступления Г. Грефа в тот же день была организована пресс-конференция руководителя главы Федеральной службы статистики В. Соколина. И что интересно, наши неоднократно публиковавшиеся в ГАРТе сомнения насчет достоверности данных Росстата (ранее ГосКомСтат) нашли свое подтверждение. Оказывается, для того, чтобы правильно считать статистику, необходимо провести «перепись». Но не перепись населения, которую проводили не так давно, а экономическую перепись. По словам В. Соколина, в результате от всех предприятий будут получены актуальные данные, на основе которых будет сформирован межотраслевой баланс. Последний раз такой баланс разрабатывалсяне так давно - всего лишь 10 лет назад. Судя по всему, именно он является основой расчета статистических показателей, и, соответственно, сегодня мы и имеем ту самую ситуацию, когда «есть ложь, большая ложь и есть статистика». А по результатам экономической переписи станет «понятна генеральная совокупность экономических
субъектов, которые работают на территории РФ».* Сказано очень сильно, так, что мало кто, кроме настоящих специалистов по статистике, смог бы понять, о чем идет речь. И еще для тех, кто все понимает: «Отметим, в настоящее время статистикой охвачена отчетность только от средних и крупных предприятий страны. Малый бизнес исследуется выборочно».*

Получается, что наши с вами попытки посчитать объем полиграфического рынка России - вообще ничто по сравнению с проблемами больших статистических оценок. Грубо говоря, стоит задача удвоить то, не знаю что, с помощью тех, о ком никто ничего не знает, но, может быть, у них ЭТО получится. Странно, кстати, что пока еще не удвоили...

В ДРУГОЙ БОЛЬШОЙ СТРАНЕ

В январе же выяснилось, что в полиграфически развитых странах тоже нет однозначной системы оценки полиграфического рынка. Представьте, в одной стране две ассоциации и федеральный комитет оценивают объемы производства продукции, мягко говоря, по-разному.

На самом деле, как отмечают зарубежные аналитики, попытки государственного агентства подравнять все типографии под одну усредненную модель и на ее основе делать далеко идущие выводы - не самый лучший вариант. Такой метод искажает реальную ситуацию. Ведь их базовая модель - типография с количеством сотрудников 500 чел. (среднее, по российским меркам предприятие). Но (в пока неизвестной стране) существуют полиграфические предприятия, на которых заняты и несколько десятков тысяч, и всего десять работников. Кроме того, некоторые типографии отчитываются по объемам производства, считая закупаемую ими бумагу, а другие - считают стоимость только полиграфических услуг на бумаге, предоставляемой клиентами. То есть вывести какие-то реальные цифры из этого можно только понимая, о чем идет разговор, а не просто имея хорошую «усредненную модель».

Думаете разговор идет о Гватемале или Камеруне? Нет, речь идет о полиграфическом рынке США. Если уж у них все не так хорошо, то тогда не стоит удивляться, что у нас все плохо.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




























































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства