|
Андрей БЕРЕЗОВСКИЙ
«Фабрика офсетной печати»
Консультант |
|
Татьяна ВИШНЯКОВА
«Фабрика офсетной печати»
Зам. генерального директора |
ГАРТ: Андрей, у Вас теперь не
только «Фабрика офсетной», но и «Фабрика трафаретной печати». Фабрика
- модное слово?
А. Б.: Да, у нас теперь две «Фабрики», причем расположены они на
расстоянии 150 м друг от друга. Проблема в том, что новое здание для
трафаретного производства мы практически строим заново. Мы арендуем
помещения на территории большого режимного предприятия, и этого здания
нет ни на одной схеме. Наш арендодатель даже договор пока не может
нормально оформить. Приходится делать все заново: электропитание,
водоснабжение, канализацию. А это просто безумные деньги даже по
московским масштабам.
ГАРТ: Офсетная типография специализируется на производстве журналов?
А. Б.: Я анализировал нашу загрузку. В основном это журналы и брошюры
объемом 40–44 полосы тиражами 3–5 тыс. экз. Напечатать сегодня может
любая типография, а вот с послепечатным оборудованием у многих
проблемы. Я считаю, что при разработке плана развития приоритет нужно
отдавать именно послепечатному оборудованию.
ГАРТ: Но сегодня уже есть специализированные предприятия, которые
оказывают услуги по послепечатной обработке для типографий, которые
своего оборудования не имеют?
А. Б.: Вот мы и есть именно такое предприятие.
Т. В.: У нас сейчас работает линия для вертикальной листоподборки,
скрепления и подрезки переднего края брошюры - три башни, это тридцать
секций. Есть вполне взрослая и производительная машина для бесшвейного
скрепления, серьезная фальцевальная машина, три резальные (включая
трехстороннюю), машина для припрессовки пленки, 3/4-автомат для
трафаретной печати.
Мы успеваем делать сложные заказы для своих клиентов и выполняем
заказы на послепечатную обработку для других типографий. Очень много
выполняем заказов по припрессовке, бесшвейному скреплению с
трехсторонней обрезкой, трафаретной печати.
ГАРТ: А печатное оборудование?
А. Б.: У нас малоформатные листовые офсетные машины: однокрасочная
Heidelberg GTO 46 и четырехкрасочные - Hamada B452 и Komori Lithrone
420.
ГАРТ: Где это все размещается?
А. Б.: Сейчас - на 450 м2 производственных помещений, к ним добавится
160 м2 для новой трафаретной линии. Кроме того, есть еще офисные
помещения - около 40 м2. На сегодняшний день у нас работает 40
сотрудников.
ГАРТ: В Москве много специализированных журнальных типографий, которые
имеют существенно большие и печатные, и послепечатные мощности. Как
вам удается находить заказчиков?
Т. В.: Крупная журнальная типография не сможет сделать с высоким
качеством трехтысячный тираж 100-полосного журнала с ламинированной
обложкой и выборочным лаком за пять дней. А мы - можем.
ГАРТ: Сто полос, конечно, неправильное количество, но, несмотря на
это, если напрячься, то за пять дней любая типография может успеть.
Т. В.: Вот именно, «если напрячься». А мы такие заказы можем делать не
напрягаясь. Что касается ста полос, то мы не ограничиваем заказчиков
кратностью полос. Нужно ему 94 полосы - сделаем. Нужно часть полос в
цвете, а часть черно-белые - тоже сделаем. Такая возможность многим
клиентам очень нравится.
А. Б.: На рынке реально есть такая ниша - высококачественные глянцевые
журналы сравнительно малыми тиражами. И у нас для их производства есть
все необходимое оборудование: начиная с фотовыводного устройства и
заканчивая упаковкой.
Конечно, есть в Москве недозагруженные журнальные типографии с
большими машинами, которые могут напечатать быстрее, но это все равно,
что сравнивать легковой и грузовой автомобили. И тот и другой -
хороши, у них просто разные задачи.
ГАРТ: Но вы с малоформатными машинами не сможете предложить клиентам
цену, какую предложит большая типография.
А. Б.: Не сможем. Наши цены выше, но не в разы. Ценообразование ведь
зависит не только от оборудования, но и от жадности акционеров. Я
акционер «не жадный».
И цена для клиента - не всегда основной критерий. Я, например, купил
однажды в одном недорогом сетевом супермаркете курицу, которая
оказалась тухлой, и больше там ничего не покупаю. Езжу в другой, более
дорогой. Точно также и заказчики печатной продукции. Им порой проще
заплатить больше, но получить гарантированно качественную продукцию.
Мы года четыре назад перешли на новый качественный уровень и с тех пор
очень внимательно контролируем себя и стараемся отлавливать ошибки
допечатной подготовки у заказчиков. Бывает, конечно, ошибки у клиентов
все-таки проскакивают, тогда мы идем навстречу: перепечатываем лист,
выдергиваем и вклеиваем так, чтобы никто ничего не заметил. Это ручная
работа, но нужно же выручать хороших клиентов.
ГАРТ: Где же вы нашли таких хороших заказчиков?
Т. В.: Найти их несложно, главное, чтобы они стали постоянными. Сейчас
у нас ротации заказчиков практически нет. До 2000 г. была, потом
прекратилась. Клиентам нравится, как мы работаем. Очень важно, чтобы
их было много и среди них не было очень крупных.
ГАРТ: Кто же ваши замечательные заказчики?
Т. В.: Практически все: и издательства, и крупные клиенты, издающие
собственные каталоги, и посредники. Правда, просто посредников,
которые берут готовый заказ и размещают его в типографии, практически
не осталось. Обычно они, как минимум, сами делают верстку и допечатную
подготовку. Мы, кстати, любим работать с посредниками, они более
квалифицированные.
ГАРТ: Давайте поговорим о вашем трафаретном производстве - сегодня это
модная тема.
А. Б.: Да, это еще и прибыльный бизнес. Кстати, когда мы стали
заниматься трафаретной печатью, я с удивлением узнал, что цены на
такие услуги в Москве выше разумных в два, а то и в шесть раз.
Трафарет позиционируется как ВИП-услуга, даже как искусство. Но
никакого искусства в трафарете нет. Обычное ремесло.
Да, ты должен научиться, должен понимать возможности технологии, но
особо сложного ничего нет.
Мы предложили на рынке адекватную цену на трафаретную печать, сумели
быстро загрузить оборудование и заработать на этом приличные деньги.
На сегодняшний день около 70% загрузки по трафаретной печати -
сторонние заказы.
ГАРТ: Теперь вы планируете развитие трафаретного производства?
А. Б.: Да, в конце февраля у нас появится автоматическая
стоп-цилиндровая линия для трафаретной печати. Производственные
мощности существенно вырастут, и, видимо, объем сторонних заказов
постепенно достигнет 90%. Мы предлагаем не только услуги по
лакированию, но и по трафаретной печати. Планируем заняться печатью на
пластике для промышленных применений. Есть масса работ для тех же
бензоколонок, где необходимо печатать специальными бензостойкими
красками.
Насколько я знаю, таких автоматических линий в России совсем немного,
типографии покупают, в основном, для собственных нужд. А мы планируем
оказывать услуги именно другим типографиям.
ГАРТ: Может, проще было купить еще один полуавтомат?
А. Б.: Мы сознательно выбрали автоматическую линию, несмотря на то,
что она в несколько раз дороже. Все равно это инвестиции в несколько
раз меньшие, чем в новую печатную машину. А на мой взгляд, в
типографии все должно быть по возможности максимально
автоматизировано. Кроме того, и качество печати с приобретением
«автомата» повысится, так как уменьшится влияние «человеческого
фактора». Да и производительность увеличится почти в четыре раза.
Кстати, у нас в январе была практически круглосуточная загрузка на
трафаретном участке, а офсет большее время простаивал. По моим
расчетам, к сентябрю мы должны загрузить новую трафаретную линию в две
смены.
ГАРТ: Какой максимальный формат печати у вашего «автомата»?
А. Б.: Мы решили купить полуформатный - 52х72 см. Больше пока не
нужно. Есть единственный заказ полного формата, который мы регулярно
лакируем - это схема метрополитена.
ГАРТ: А какие у вас планы по развитию офсетного производства?
А. Б.: «Фабрика офсетной печати» - пока небольшая типография, хотя и
вошла в этом году в список 50-ти крупнейших клиентов компании «Комус».
Пора, оставаясь производителем журнальной продукции, переходить в
следующую категорию, и мы предполагаем приобрести четырехкрасочную
полуформатную листовую машину.
ГАРТ: Новую?
А. Б.: Да, за редкими исключениями мы покупаем только новое
оборудование. Стараемся обновлять его по мере устаревания. Для меня
очень важен хороший сервис поставщика, а с неновой печатной машиной
можно легко «попасть» на большие деньги.
Есть два варианта: Heidelberg или Komori. Пока Printmaster 74 -
предпочтительнее, потому что нам необходима еще горизонтальная линия
для листоподборки и скрепления брошюр. Предлагаемая фирмой Heidelberg
линия Theisen&Bonitz нас вполне устраивает. Конечно, можно перевести
существующее послепечатное оборудование на круглосуточную работу, но я
хочу приобрести более мощную машину, чтобы был запас. У нее реальная
производительность 3 тыс. брошюр/ч. На наших вертикальных
листоподборках очень маленькие магазины. Умещается листов 300 всего.
Нужно останавливаться, перезаряжать... А в горизонтальную
листоподборку можно зарядить сразу весь тираж в 5 тыс. экз. и работать
без остановок. У меня компьютер в автомобиле считает, в том числе, и
среднюю скорость движения. Она сейчас - 22 км/ч. Езжу я быстро, но
очень долго стою в пробках и на светофорах.
ГАРТ: Все-таки покупать сегодня «пустую» офсетную печатную машину без
секции лакирования - не самое разумное решение.
А. Б.: Почему же, вполне разумное. Мы покупаем машину под наши заказы.
Для них лакирование не требуется. Бывает, конечно, приходит клиент,
которому нужно срочно, завтра. Но такие случаи редки, также, как и
заказ на схему метрополитена. А вот устройство переворота листа в
печатной машине нам необходимо.
ГАРТ: Много заказов на печать в две краски?
А. Б.: Да. Кроме того, есть заказы с высоким требованием к качеству,
но печатаемые в одну краску. А хорошие печатники - самая большая
проблема для типографии. На однокрасочную машину найти сегодня
хорошего печатника очень сложно. Они все уже выросли и работают на
многокрасочных машинах. То есть приходится брать начинающего, который
будет учиться на реальных заказах, что может обойтись недешево. А мы
такие работы сможем ставить на новую машину, и будут использоваться
только две из четырех секций. Это допустимо, и качество будет на
высоком уровне.
ГАРТ: Андрей, мы с Вами часто встречались на выставке drupa 2004. Для
Вас ее посещение оказалось полезным или просто «пиво-рульки-шнапс»?
А. Б.: Конечно, полезным. Я выбирал послепечатное оборудование.
Присматривался и к печатному. Первый раз был на этой выставке и надо
сказать, что впечатление осталось сильное.
ГАРТ: Интересно, а «ПолиграфИнтер 2004» посетили?
А. Б.: Да, и даже нашел кое-что интересное российского производства. У
нас есть много мыслей о том, как усовершенствовать трафаретное
производство, а в выставке участвовали отечественные производители
сушек и их компонент. Порой отечественное оборудование сделано на
уровне американского. Есть фирма, которая делает отличные сушки с
хорошим КПД. У них, конечно, плохо с маркетингом, но устройства
проектируют и делают достойные. Видимо, свою долю рынка они получат.
ГАРТ: Есть другие идеи?
А. Б.: Я считаю, что в полиграфии лучше «брать» автоматизацией. Это,
возможно, требует больших инвестиций, но снижает риски.
Был, кстати, тут в одной немецкой фирме, которая продает самые разные
приборы. Мне нужен был термоэлемент. Я неожиданно обнаружил там прибор
для контроля параметров ph и электропроводности воды. Не прибор, можно
сказать систему, которую можно подключить к двум печатным машинам и
она будет контролировать параметры увлажняющего раствора. Система
может хранить данные за десять дней «для прокурора». Может подавать
звуковой сигнал, если параметры воды выходят из заданного диапазона.
Стоит около 5 тыс. евро. Я купил.
Может быть, очень много аналогий с автомобилями, но мне хотелось бы,
чтобы на каждом рабочем месте была «коробка-автомат» и сотрудники не
отвлекались на мелочи.
ГАРТ: Тогда пора покупать СТР :-)
А. Б.: Нет, для нас этот вопрос пока не стоит. Да и трафарет все равно
требует пленок...