НОМЕР 1 ЯНВАРЬ 2005

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Петр БАНКОВ
«Дизайн Депо»
Арт-директор

ГАРТ: Петр, стандартный вопрос: как жизнь?

П. Б.: Все хорошо, вот недавно вернулся из Ирака.

ГАРТ: Как Вас туда занесло?

П. Б.: Просто съездил отдохнуть. Это ведь только женщины знают о том, что к пропасти лучше не подходить. А мужики, они не только стараются подойти поближе, но еще и заглянуть - что там делается. Я подошел и заглянул. Странная там жизнь, главное - сказать, что ты русский. За наших граждан ведь никто выкуп платить не будет. Был в Мосуле и Киркуке, ел много мяса.

ГАРТ: Этот номер журнала про заказчиков. Кто они у вас?

П. Б.: У нас есть около десятка крупных постоянных клиентов, для которых мы делаем дизайн. Они и есть основной источник наших заказов.

Разрабатываем брэнды, рекламные концепции, упаковку, годовые отчеты, календари...

ГАРТ: Как Вам удается сохранять постоянных клиентов на нашем непредсказуемом рынке?

П. Б.: Видимо, мы хорошо работаем. Клиенты стали понимать, что дизайн - не просто поставить картинку и текст. Это система взаимоотношений с потенциальным клиентом. И разработать такую систему могут только те, кто в этом разбирается.

ГАРТ: «Система взаимоотношений» - не слишком абстрактное понятие?

П. Б.: Могу привести конкретный пример. Мы активно работаем на рынке упаковки, и сейчас любой заказчик может оценить работу. Сделан хороший дизайн - продукт выделяется на фоне других, растет объем продаж. А если упаковка сделана так себе, то и результат продаж будет такой же.

ГАРТ: А с сетевыми агентствами работаете?

П. Б.: Работаем, но немного. Кстати, многие крупные клиенты заказывают дизайн напрямую у нас, даже если работают с сетевым агентством.

ГАРТ: Заказчиков и заказов становится больше?

П. Б.: Да, объемы растут. Причем новые заказчики - региональные. Им же надо как-то выходить на рынок, необходимо чем-то отличаться от известных марок. Уровень товаров везде одинаковый.

ГАРТ: На рынке дизайнерских услуг все уже более-менее устаканилось. Остались только крупные и стабильные студии?

П. Б.: Да, число студий существенно сократилось по сравнению с концом 90-х. С крупными клиентами ведь работать непросто. Деньги у них есть, но они не очень хотят с ними расставаться. Что касается оставшихся на рынке студий, то все мы друг друга знаем. Повезло, видимо, потому, что все люди адекватные.

ГАРТ: Фрилансеры не мешают?

П. Б.: Нет. Они сейчас ушли в нишу заказов на сумму 1000–3000 долл. Так что мы с ними не пересекаемся.

ГАРТ: То есть вы не «опускаетесь» до таких заказов?

П. Б.: На самом деле мы сделали еще одну студию, которая занимается такой «чернухой», и все такие заказы сплавляем туда.

ГАРТ: «Дизайн Депо» специализируется еще и на журнальном дизайне?

П. Б.: Да, мы делаем в год три–четыре проекта. Недавно сделали дизайн для журнала Whisky. Это российский проект с оригинальными материалами. Первый номер вышел, через три месяца будет следующий. Интересная была работа, макет получился такой «легкий и неторопливый».

ГАРТ: После этого на sostav.ru была большая тусовка, причем отзывы были не всегда лестные...

П. Б.: Ну и отлично, я очень порадовался этому обсуждению. Всегда интересно послушать отзывы, даже если они не очень лестные. Иногда скандал - более действенная реклама, чем похвала.

Вообще, дизайн журналов - интересная тема, но пока малоденежная.

ГАРТ: А бывают дорогие проекты?

П. Б.: Я о таких почти не слышал. Но дизайн журналов становится сейчас все более востребованным. Где-то раз в месяц к нам обращается очередной клиент, но он предполагает потратить на это всего пару тысяч долларов. Объясняя, что у него есть знакомый Миша-Дима-Леша, а они хорошо делают и быстро. Мы за такие заказы не беремся. Ведь сделать новый дизайн для издания с историей - задача очень непростая, требующая немалых усилий.

Исторически в России выходили журналы, оформление которых было никакое, зато с очень качественными текстами. Теперь таких текстов уже нет или совсем мало, а когда нет контента - остается брать дизайном, им заменять содержание.

ГАРТ: Как, кстати, ваш культовый журнал о дизайне?

П. Б.: Журналу «Как» через два года исполнится уже десять лет. Для меня этот проект остается очень интересным. Каждый номер - настоящее открытие. Такой журнал в России издавать больше никто не станет. Можно сказать, что страна у нас малокультурная с точки зрения графического дизайна. Есть, скажем, сто человек, которые в этом разбираются, а остальные... Приходится нам создавать такое информационное поле, в первую очередь, для самих себя. Что нам интересно, о том и пишем.

ГАРТ: Кроме времени, приходится еще и деньги, видимо, в него вкладывать?

П. Б.: В редакции сегодня работают уже семь сотрудников, но, несмотря на это, я надеюсь, что в этом году он станет самоокупаемым. Растет подписка и продажи.

ГАРТ: Но это все-таки совершенно другой бизнес?

П. Б.: У журнала и графического дизайна есть одно общее - богатым владелец ни там, ни там не станет.

ГАРТ: Так, может, пора заканчивать с дизайном и заняться уже Бизнесом?

П. Б.: Конечно, дизайн - бизнес и неплохой, но есть определенная планка, через которую не перепрыгнешь.

Есть очень много направлений, которые можно выбирать, занимаясь дизайном. Мы, например, сейчас занялись мебелью и интерьерами. Работаем со строителями, выставочными компаниями, коммуникационными агентствами. Очень интересно. Есть еще промышленный дизайн, так что все хорошо, и мне сейчас в жизни все нравится, но что будет дальше - непонятно. В нашей стране все может случиться.

Хочу дожить до того момента, когда журналу исполнится 25 лет. Буду таким старым главным редактором-сноубордистом. Я в прошлом году впервые встал на доску, это просто гениальная вещь! Сначала, когда только учишься, постоянно падаешь, поднимаешься и опять падаешь, забираешься обратно на горку и опять падаешь. А когда начинает получаться - настоящий кайф! Это настоящий отдых: когда едешь на большой скорости - ветер все выметает из головы.

ГАРТ: Хороший способ отдохнуть!

П. Б.: В любой профессии требуется в какой-то момент от нее абстрагироваться и заняться организацией бизнеса. Я был в Китае. Ездил в монастырь, хотел прозрения. Мне дали клетку с голубями и веник. Я должен был подметать все, что падало на пол клетки. Подметал два дня. На третий купил бутылку водки, выпил и все понял. Все! Для них - настоящих монахов - мы, бледнолицые, которые хотят прозреть за деньги, такой же бизнес, как для меня - дизайн. Купил еще бутылку, выпил и поехал спокойно отдыхать.

ГАРТ: То есть абстрагироваться не удалось? Может, надо было вместо этого податься на курсы MBA?

П. Б.: Не знаю. Я последнее время читаю много умных книг по организации и ведению бизнеса. Примеряю все на себя и понимаю, что все делал правильно. Даже обидно. В основном пишут о том, что нужно делать, чтобы повысить лояльность сотрудников, то есть учить их, позволять им расти. Чем я и занимался. В результате у нас отличный, стабильный коллектив - ребята, которые сильно выросли за годы работы. Люди в нашей профессии - главный капитал.

ГАРТ: Много народу работает?

П. Б.: Сейчас уже около 30 сотрудников. Я решил до конца этого года «поиграть в эксперимент». По его результатам станет ясно, что для нас выгоднее: расширить штат или, наоборот, придерживаться концепции дизайнерского бутика. Нужно найти баланс - сделать так, чтобы и оборот был нормальный, и зарабатывать при этом удавалось хорошо.

ГАРТ: В полиграфии отсчет ведется от «до кризиса». А в дизайне? Сколько сотрудников было в «Дизайн Депо», скажем, в 1998 г.?

П. Б.: Уже около десяти.

ГАРТ: А если сравнить оборот тогда и сегодня?

П. Б.: Конечно, оборот теперь многократно больше. В те годы 5 тыс. долл. в месяц для маленькой дизайн-студии считалось нормально.

ГАРТ: Вы собирались пару лет назад открыть свою студию в Северной Америке...

П. Б.: Собирался и до сих пор от этой идеи не отказался. В этом году поеду в Канаду на пару месяцев, посмотрю что и как. Открыть студию недолго. И заказы, наверное, тоже найдутся. Но, как такой студией удаленно управлять, я не знаю. Да и обычные дизайнеры там работают с 9 до 17. А потом - домой. Это как-то не по-нашему. У нас работают люди, для которых дизайн - миссия.

ГАРТ: Кстати, с кадрами на нашем рынке вопрос решился?

П. Б.: Практически да. Дизайнеры уже не бегают из студии в студию. Очень мало кто просится на работу.

ГАРТ: Как вы оцениваете сегодняшнюю российскую полиграфию?

П. Б.: Стало лучше, интереснее, качественнее. Мы довольно долго печатали «Как» в типографии «АСТ Печатный дом». Все нормально и в срок. Правда, если только не попадешь на «неправильного» менеджера, не помню, как его зовут, то ли Георгий, то ли Григорий. Тогда ужасно, и проблемы гарантированы. Последний «Как» отпечатали в «Альфа-Дизайне». Получилось хорошо. Вообще, мы много заказов размещаем в этой типографии, те же годовые отчеты. Там очень хорошо работают. Берутся за наши совершенно кретинские задачи вроде печати на толстой кальке, с заумной высечкой, перфорацией и пр.

Я считаю, что российская полиграфия похожа на дизайнерскую тусовку, только побольше, конечно. Факт - что единой отрасли нет, есть отдельные люди, которые сумели создать успешные полиграфические предприятия. И, самое главное, если хочешь, чтобы тебе сделали хороший дизайн, нужно общаться с владельцем студии. А в полиграфии, если хочешь, чтобы тебе хорошо напечатали, - с хозяином типографии. По-другому нормально ничего не получается.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

















































































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства