|
Петр БАНКОВ
«Дизайн Депо»
Арт-директор |
ГАРТ: Петр, стандартный вопрос: как жизнь?
П. Б.: Все хорошо, вот недавно вернулся из Ирака.
ГАРТ: Как Вас туда занесло?
П. Б.: Просто съездил отдохнуть. Это ведь только женщины знают о том,
что к пропасти лучше не подходить. А мужики, они не только стараются
подойти поближе, но еще и заглянуть - что там делается. Я подошел и
заглянул. Странная там жизнь, главное - сказать, что ты русский. За
наших граждан ведь никто выкуп платить не будет. Был в Мосуле и
Киркуке, ел много мяса.
ГАРТ: Этот номер журнала про заказчиков. Кто они у вас?
П. Б.: У нас есть около десятка крупных постоянных клиентов, для
которых мы делаем дизайн. Они и есть основной источник наших заказов.
Разрабатываем брэнды, рекламные концепции, упаковку, годовые отчеты,
календари...
ГАРТ: Как Вам удается сохранять постоянных клиентов на нашем
непредсказуемом рынке?
П. Б.: Видимо, мы хорошо работаем. Клиенты стали понимать, что дизайн
- не просто поставить картинку и текст. Это система взаимоотношений с
потенциальным клиентом. И разработать такую систему могут только те,
кто в этом разбирается.
ГАРТ: «Система взаимоотношений» - не слишком абстрактное понятие?
П. Б.: Могу привести конкретный пример. Мы активно работаем на рынке
упаковки, и сейчас любой заказчик может оценить работу. Сделан хороший
дизайн - продукт выделяется на фоне других, растет объем продаж. А
если упаковка сделана так себе, то и результат продаж будет такой же.
ГАРТ: А с сетевыми агентствами работаете?
П. Б.: Работаем, но немного. Кстати, многие крупные клиенты заказывают
дизайн напрямую у нас, даже если работают с сетевым агентством.
ГАРТ: Заказчиков и заказов становится больше?
П. Б.: Да, объемы растут. Причем новые заказчики - региональные. Им же
надо как-то выходить на рынок, необходимо чем-то отличаться от
известных марок. Уровень товаров везде одинаковый.
ГАРТ: На рынке дизайнерских услуг все уже более-менее устаканилось.
Остались только крупные и стабильные студии?
П. Б.: Да, число студий существенно сократилось по сравнению с концом
90-х. С крупными клиентами ведь работать непросто. Деньги у них есть,
но они не очень хотят с ними расставаться. Что касается оставшихся на
рынке студий, то все мы друг друга знаем. Повезло, видимо, потому, что
все люди адекватные.
ГАРТ: Фрилансеры не мешают?
П. Б.: Нет. Они сейчас ушли в нишу заказов на сумму 1000–3000 долл.
Так что мы с ними не пересекаемся.
ГАРТ: То есть вы не «опускаетесь» до таких заказов?
П. Б.: На самом деле мы сделали еще одну студию, которая занимается
такой «чернухой», и все такие заказы сплавляем туда.
ГАРТ: «Дизайн Депо» специализируется еще и на журнальном дизайне?
П. Б.: Да, мы делаем в год три–четыре проекта. Недавно сделали дизайн
для журнала Whisky. Это российский проект с оригинальными материалами.
Первый номер вышел, через три месяца будет следующий. Интересная была
работа, макет получился такой «легкий и неторопливый».
ГАРТ: После этого на sostav.ru была большая тусовка, причем отзывы
были не всегда лестные...
П. Б.: Ну и отлично, я очень порадовался этому обсуждению. Всегда
интересно послушать отзывы, даже если они не очень лестные. Иногда
скандал - более действенная реклама, чем похвала.
Вообще, дизайн журналов - интересная тема, но пока малоденежная.
ГАРТ: А бывают дорогие проекты?
П. Б.: Я о таких почти не слышал. Но дизайн журналов становится сейчас
все более востребованным. Где-то раз в месяц к нам обращается
очередной клиент, но он предполагает потратить на это всего пару тысяч
долларов. Объясняя, что у него есть знакомый Миша-Дима-Леша, а они
хорошо делают и быстро. Мы за такие заказы не беремся. Ведь сделать
новый дизайн для издания с историей - задача очень непростая,
требующая немалых усилий.
Исторически в России выходили журналы, оформление которых было никакое,
зато с очень качественными текстами. Теперь таких текстов уже нет или
совсем мало, а когда нет контента - остается брать дизайном, им
заменять содержание.
ГАРТ: Как, кстати, ваш культовый журнал о дизайне?
П. Б.: Журналу «Как» через два года исполнится уже десять лет. Для
меня этот проект остается очень интересным. Каждый номер - настоящее
открытие. Такой журнал в России издавать больше никто не станет. Можно
сказать, что страна у нас малокультурная с точки зрения графического
дизайна. Есть, скажем, сто человек, которые в этом разбираются, а
остальные... Приходится нам создавать такое информационное поле, в
первую очередь, для самих себя. Что нам интересно, о том и пишем.
ГАРТ: Кроме времени, приходится еще и деньги, видимо, в него
вкладывать?
П. Б.: В редакции сегодня работают уже семь сотрудников, но, несмотря
на это, я надеюсь, что в этом году он станет самоокупаемым. Растет
подписка и продажи.
ГАРТ: Но это все-таки совершенно другой бизнес?
П. Б.: У журнала и графического дизайна есть одно общее - богатым
владелец ни там, ни там не станет.
ГАРТ: Так, может, пора заканчивать с дизайном и заняться уже Бизнесом?
П. Б.: Конечно, дизайн - бизнес и неплохой, но есть определенная
планка, через которую не перепрыгнешь.
Есть очень много направлений, которые можно выбирать, занимаясь
дизайном. Мы, например, сейчас занялись мебелью и интерьерами.
Работаем со строителями, выставочными компаниями, коммуникационными
агентствами. Очень интересно. Есть еще промышленный дизайн, так что
все хорошо, и мне сейчас в жизни все нравится, но что будет дальше -
непонятно. В нашей стране все может случиться.
Хочу дожить до того момента, когда журналу исполнится 25 лет. Буду
таким старым главным редактором-сноубордистом. Я в прошлом году
впервые встал на доску, это просто гениальная вещь! Сначала, когда
только учишься, постоянно падаешь, поднимаешься и опять падаешь,
забираешься обратно на горку и опять падаешь. А когда начинает
получаться - настоящий кайф! Это настоящий отдых: когда едешь на
большой скорости - ветер все выметает из головы.
ГАРТ: Хороший способ отдохнуть!
П. Б.: В любой профессии требуется в какой-то момент от нее
абстрагироваться и заняться организацией бизнеса. Я был в Китае. Ездил
в монастырь, хотел прозрения. Мне дали клетку с голубями и веник. Я
должен был подметать все, что падало на пол клетки. Подметал два дня.
На третий купил бутылку водки, выпил и все понял. Все! Для них -
настоящих монахов - мы, бледнолицые, которые хотят прозреть за деньги,
такой же бизнес, как для меня - дизайн. Купил еще бутылку, выпил и
поехал спокойно отдыхать.
ГАРТ: То есть абстрагироваться не удалось? Может, надо было вместо
этого податься на курсы MBA?
П. Б.: Не знаю. Я последнее время читаю много умных книг по
организации и ведению бизнеса. Примеряю все на себя и понимаю, что все
делал правильно. Даже обидно. В основном пишут о том, что нужно делать,
чтобы повысить лояльность сотрудников, то есть учить их, позволять им
расти. Чем я и занимался. В результате у нас отличный, стабильный
коллектив - ребята, которые сильно выросли за годы работы. Люди в
нашей профессии - главный капитал.
ГАРТ: Много народу работает?
П. Б.: Сейчас уже около 30 сотрудников. Я решил до конца этого года «поиграть
в эксперимент». По его результатам станет ясно, что для нас выгоднее:
расширить штат или, наоборот, придерживаться концепции дизайнерского
бутика. Нужно найти баланс - сделать так, чтобы и оборот был
нормальный, и зарабатывать при этом удавалось хорошо.
ГАРТ: В полиграфии отсчет ведется от «до кризиса». А в дизайне?
Сколько сотрудников было в «Дизайн Депо», скажем, в 1998 г.?
П. Б.: Уже около десяти.
ГАРТ: А если сравнить оборот тогда и сегодня?
П. Б.: Конечно, оборот теперь многократно больше. В те годы 5 тыс.
долл. в месяц для маленькой дизайн-студии считалось нормально.
ГАРТ: Вы собирались пару лет назад открыть свою студию в Северной
Америке...
П. Б.: Собирался и до сих пор от этой идеи не отказался. В этом году
поеду в Канаду на пару месяцев, посмотрю что и как. Открыть студию
недолго. И заказы, наверное, тоже найдутся. Но, как такой студией
удаленно управлять, я не знаю. Да и обычные дизайнеры там работают с 9
до 17. А потом - домой. Это как-то не по-нашему. У нас работают люди,
для которых дизайн - миссия.
ГАРТ: Кстати, с кадрами на нашем рынке вопрос решился?
П. Б.: Практически да. Дизайнеры уже не бегают из студии в студию.
Очень мало кто просится на работу.
ГАРТ: Как вы оцениваете сегодняшнюю российскую полиграфию?
П. Б.: Стало лучше, интереснее, качественнее. Мы довольно долго
печатали «Как» в типографии «АСТ Печатный дом». Все нормально и в срок.
Правда, если только не попадешь на «неправильного» менеджера, не помню,
как его зовут, то ли Георгий, то ли Григорий. Тогда ужасно, и проблемы
гарантированы. Последний «Как» отпечатали в «Альфа-Дизайне».
Получилось хорошо. Вообще, мы много заказов размещаем в этой
типографии, те же годовые отчеты. Там очень хорошо работают. Берутся
за наши совершенно кретинские задачи вроде печати на толстой кальке, с
заумной высечкой, перфорацией и пр.
Я считаю, что российская полиграфия похожа на дизайнерскую тусовку,
только побольше, конечно. Факт - что единой отрасли нет, есть
отдельные люди, которые сумели создать успешные полиграфические
предприятия. И, самое главное, если хочешь, чтобы тебе сделали хороший
дизайн, нужно общаться с владельцем студии. А в полиграфии, если
хочешь, чтобы тебе хорошо напечатали, - с хозяином типографии.
По-другому нормально ничего не получается.