|
Василий
СЕНАТОРОВ
Группа компаний «Дубль В»
Президент |
ГАРТ: Василий, сегодня «Дубль В» -
заметная фигура на российском рынке бумаги. С чего все начиналось?
В. С.: Группе компаний «Дубль В» уже 12 лет. Мы начинали с
издательских программ, но практически сразу занялись импортом бумаги.
В те далекие годы законопослушному юридическому лицу бумагу в России
купить было невозможно. Нужно было «доставать». В 1993 г. начали
поставки бумаг Zanders. Параллельно занялись фольгой для тиснения.
На сегодня у нас пять филиалов в России, кроме них - еще два: в Киеве
и Кишиневе. Мы поставляем бумаги, картоны, самоклеящиеся материалы,
синтетические и бумажные переплетные материалы. «Дубль В» - лидирующий
поставщик фольги на российском рынке.
Занимаемся также и другими расходными материалами для полиграфии,
включая краски.
ГАРТ: Из бумажных оптовиков красками занимаетесь только вы?
В. С.: Да, мы единственные. Но на Западе бумажные оптовики занимаются
поставками всех расходных материалов. Парк печатных машин в России
существенно обновился, используются самые высококачественные бумаги, и
краски из некоего технологически сложного продукта превратились в
«обычный» расходный материал, объект логистики. Мы отправляем каждый
день в отдельную типографию 3–4 т бумаги, почему бы не отправлять туда
же и 100–200 кг краски?
Мы начинаем поставки сингапурских красок для офсетной печати.
Прекрасные краски, в их производстве используются японские пигменты, а
цены - в долларах. Я считаю, они будут очень успешными на нашем рынке.
Остаются в нашем ассортименте и немецкие краски Zeller+Gmelin для
специальных видов печати.
ГАРТ: Но основой бизнеса является все-таки продажа бумаг?
В. С.: Да, мы занимаемся любыми бумагами, включая отечественные. И
если бы какой-нибудь из ЦБК начал делать мелованную бумагу - мы бы с
удовольствием ею торговали. Но даже в таких выгодных условиях
защищенного рынка ни один из комбинатов так и не смог наладить
подобное производство. Все обещают, но никто не делает.
ГАРТ: Но пока и потребление мелованной бумаги в России не так велико?
В. С.: Да, а в Европе бумагу нашего производства никто не ждет. Но
перспективы развития этого рынка достаточно хорошие. Средний годовой
рост объема потребления листовой мелованной бумаги мы оцениваем в
10–15%. В хорошие годы он составляет больше 20%.
ГАРТ: Вы до сих пор поставляете бумаги Zanders?
В. С.: Мы очень благодарны фирме Zanders, нас связывают с этими людьми
очень хорошие отношения, но времена изменились. В 1997 г. мы стали
партнерами крупнейшего европейского бумажного оптовика - немецкой
компании Igepa. На сегодняшний день мы поставляем такие брэнды Igepa,
как PROFI и MAXI. Картоны производства ведущих концернов:
International Paper, StoraEnso, Cascades и Mayr-Melnhof.
Одним из больших успехов «Дубль В» я считаю предлагаемую нами
коллекцию дизайнерских бумаг. В отличие от других поставщиков мы сами
подбирали бумаги разных производителей, чтобы создать эту коллекцию, и
на сегодняшний день номенклатура на складе составляет в общей
сложности более 600 единиц разных видов и плотностей.
ГАРТ: А как насчет этикеточных бумаг?
В. С.: Да, конечно, мы продаем и эти бумаги, правда, на этом рынке
есть откровенно демпингующие поставщики. Кроме того, у производителей
этикетки самый длинный цикл получения денег за отгруженную продукцию.
На это накладывается система дистрибуции алкогольной продукции,
акцизные склады и пр.
ГАРТ: Как дела на рынке самоклеящихся материалов?
В. С.: Мы занимаемся конфекционированием рулонных материалов для
производства этикеточной продукции. Режем материалы итальянской фирмы
Arconvert и одного из Южно-Азиатских производителей, продукция
которого не уступает по качеству бумагам ведущих компаний, а по цене
оказывается более интересной для наших заказчиков.
ГАРТ: Это совершенно другое направление бизнеса?
В. С.: Почему же? Мы очень успешно сотрудничаем по фольге и краскам с
производителями этикеток, работающими на узкорулонных машинах. У нас
не было предложения по запечатываемым материалам, и решение заняться
еще и рулонной самоклейкой было вполне логичным - клиент должен
получать максимум от одного поставщика. Можно сказать, что мы
торговали икрой и маслом, а теперь стали предлагать еще и хлеб.
Мы, кстати, стали инициаторами проведения конгресса под названием
«Бумага: товар, сырье, носитель информации». В его работе примут
участие российские производители бумаги, ее поставщики, издатели,
типографии и производители упаковки. Производители бумаги впервые
увидят потребителей своей продукции - необходимо создавать общее поле
для работы.
Сегодня торговля бумагой - тяжелый бизнес, и конкуренция на рынке
очень высокая. Чтобы добиться успеха, поставщик бумаги должен
постоянно повышать уровень оказываемого клиентам сервиса. Разница в 20
долл. за тонну бумаги типографию, которая печатает
рекламно-коммерческую продукцию, не волнует. Ей необходимо, чтобы
бумага была доставлена вовремя и не требовала бы акклиматизации перед
печатью.
Наша компания построила крупнейший среди бумажных оптовиков складской
комплекс общей площадью около 20 тыс. м2. Он расположен в
непосредственной близости от МКАД в районе Белой Дачи. Комплекс начнет
работать в январе 2005 г. Место под него я активно искал в течение 2,5
лет.
На складе под разгрузкой может находиться сразу до пяти
железнодорожных вагонов, а загружаться - до восьми автомобилей.
Большой парк погрузчиков и штабелеров позволяет эффективно
организовать весь процесс.
С открытием комплекса ситуация существенно улучшилась. Если мы
получаем заявку на поставку бумаги до 18:00 сегодня, то завтра она
гарантировано будет в типографии. До этого нам приходилось арендовать
четыре склада в разных местах Москвы. Иногда, чтобы собрать бумагу для
конкретного заказа, требовалось объехать несколько складов.
Наш парк - 20 грузовых автомобилей. В Москве основная проблема связана
с трафиком. Днем машина может добираться до типографии и два, и три
часа. А с запретом въезда грузовых машин в пределы третьего кольца мы
сталкиваемся с дополнительными трудностями.
Мы призываем типографии перейти на ночной завоз материалов. Мы к этому
готовы - склад и сейчас работает круглосуточно, доставка тоже
выполняется круглосуточно. Но типографии, даже те, которые работают в
три смены, не готовы. Ночью там некому принять бумагу и поставить
подпись с печатью.
В Германии у водителя есть ключи от всех небольших типографий, по
которым он развозит бумагу. Он приезжает ночью, открывает печатный
цех, выгружает бумагу, срывает амбалаж и едет дальше. В России,
конечно, такого доверия между типографиями и поставщиками пока нет.
ГАРТ: Все поставщики говорят о сложной ситуации с платежами.
В. С.: Да, некоторые шок 1998 г. забыли, и сегодня проблемы с
дисциплиной платежей присутствуют. Есть типографии, с которыми мы
работаем много лет, и они платят как часы и имеют прекрасную кредитную
историю. А есть клиенты, для которых не заплатить поставщику
материалов вовремя считается нормой. Именно поэтому мы в «Содружестве
бумажных оптовиков» (СБО) обмениваемся информацией о фирмах-должниках
и стараемся общими усилиями решать проблемы неплатежей. Потому что
только совместными усилиями таких «черных овец» можно убрать с рынка.
У большинства поставщиков бумаги есть должники, которые уже ничего не
вернут. Их не очень много, но они есть. А три года назад - не было.
При низкой маржинальности бизнеса по продаже бумаги каждая такая
потеря - болезненна. Чтобы вернуть потерянные 100 руб. нужно продать
бумаги на полторы тысячи.
В России пока не существует нормальных кредитных бюро, которые
работали бы на этом рынке, отсутствует страхование рисков неплатежей.
Мы вынуждены выполнять все эти функции сами.
ГАРТ: То есть роль бумажного оптовика в России возрастает?
В. С.: В нашей стране функция бумажного оптовика намного более
значима, чем в Европе. Из-за расстояний, бюрократических и прочих
проблем. А в Европе идет глобализация, если 20 лет назад рынок был
достаточно размыт, то сегодня восемь крупнейших бумажных оптовиков
удерживают 80% рынка бумаги.
ГАРТ: И по рулонным бумагам тоже?
В. С.: Да, практически оптовики берут на себя функции отделов бумаги
крупнейших типографий. Можно привести пример крупнейшей европейской
типографии Mohn Media. Да, маржа оптовика в таких сделках небольшая,
но ежедневное потребление подобной типографии - несколько тысяч тонн
различных бумаг.
В России есть не самые крупные типографии, которые покупают бумагу
напрямую у производителей. На первый взгляд - выгоднее. Но для
производителя бумаги средняя и даже большая типография, оснащенная
листовыми машинами, интересным клиентом не являются. Реальные сроки
производства бумаги будут не менее 4–6 недель, а так как нет кредитной
истории, то типографии придется заплатить 100% вперед.
При работе с оптовиком у типографии нет необходимости замораживать
деньги, иметь большие складские площади и пр. Наша задача -
обеспечивать сервис.
ГАРТ: Цены на импортную бумагу выросли?
В. С.: Если говорить о ценах, по которым типографии покупают листовую
мелованную бумагу, то они за этот год выросли незначительно. А вот
производители бумаги в этом году уже два раза повышали отпускные цены
для оптовиков.
Следующее повышение ожидается в начале 2005 г. Оно связано с ростом
спроса на мелованную бумагу в Европе. Так что мы тоже будем вынуждены
поднять цены с 1 февраля.
ГАРТ: Вы ведь президент СБО, расскажите, как там идут дела?
В. С.: Одним из самых важных мероприятий СБО в этом году стала
разработка и принятие «Общих правил торговли бумагой и картоном». Они
описывают весь процесс продаж, рассмотрения претензий, а также
допустимые отклонения по количеству листов, плотности, толщине и
размерам бумаги. Это не наша выдумка, а стандартные европейские
правила. Оптовики ведь ничего не производят.
Любая типография может со всей этой информацией ознакомиться для того,
чтобы понять, когда ее претензии к оптовику можно считать
обоснованными, а когда нет.